Педальный вопрос: будут ли в Архангельске велодорожки?
В Архангельске в этом году исполняется девять лет разговорам о необходимости появления в губернской столице выделенных велополос.
Намного больше времени прошло с того момента, когда именно здесь царь Петр прорубил окно в Европу. Правда, самодержец всероссийский тогда и не думал, что в Европу через три сотни лет куда эффективнее будет въехать по нормальной дороге, а не влезать в окошко… и въехать именно на педальном коне, который в Старом свете давно считается экологическим и культурным трендом.
В Архангельске же до сих пор велосипед считается не транспортным средством, а скорее развлечением типа какого-нибудь гироскутера или скейтборда.
В силу своей истории в Архангельске всякие европейские новинки появлялись раньше, чем во всей остальной стране. Однако сейчас дело обстоит с точностью до наоборот.
Взять хотя бы велосипед – вопрос, казалось бы, довольно узкий, но это только на первый взгляд. Год от года он становится все шире. Этого двухколесного транспорта в городе становится больше с каждым летом, и игнорировать его стало уже невозможно. Необходимость масштабной модернизации дорожной сети вроде бы могла бы поспособствовать его решению – что мешает при реконструкции целых проспектов, например тех же Ленинградского или Новгородского, предусмотреть на них и других улицах специальные выделенные полосы. Но мы пошли другим путем.
Велобиеннале
В последние годы веловопрос возникает с регулярностью раз в два года. В свое время стало известно, что тогдашний мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Но где Лондон, а где Архангельск?
Наши мэры до службы добираются иным способом, поэтому, несмотря на некий исторический европейский флер города над Двиной, «наш ответ Чемберлену» оказался скорее комичным, чем сколько-нибудь внятным – в 2013 году в областном центре появилась первая в его истории велосипедная дорожка… на набережной – там, где она сто лет никому не нужна.
Зато деньги на рисование полосок между улицами Свободы и Логинова на пешеходной части набережной были выделены, соответствующие галочки в отчетах проставлены – на этом городская администрация успокоилась. Ровно на два года.
Второе упоминание на тему велодорожек появилось в июле 2015 года из уст бывшего губернатора Орлова, заявившего, что выделенная полоса для велосипедистов может появиться даже на трассе Архангельск – Северодвинск.
Такую возможность было предложено рассмотреть при проектировании дороги, строительство которой началось двумя годами позже, но упомянутые Орловым «пожелания молодежи» попросту забыли. А подобный игнор, к слову, является одной из причин того, что эта самая молодежь предпочитает не ездить на велосипеде к Белому морю, а поездами и самолетами валом валит в другие регионы, где к ее пожеланиям, видимо, относятся более серьезно.
Весной 2018-го в мэрии Архангельска снова вспомнили о том, что в городе есть велосипедисты. Естественно, всплеск в памяти оказался приурочен к Единому дню велосипедных действий.
Бывший мэр областной столицы Игорь Годзиш признал идею развития велосипедного передвижения по городу «здоровой и разумной», но поставил под сомнение готовность города к распространению тренда на автодорожную инфраструктуру Архангельска.
– Выделенные дорожки для велосипедистов на проезжей части – вопрос нерешенный, – сказал тогдашний городничий. – Департамент градостроительства подготовил предпроектный эскиз размещения велодорожек для двух центральных округов Архангельска. Мы рассматриваем разные возможности развития такого рода инфраструктуры, в том числе и перспективы включения такого проекта в программу «Формирование комфортной городской среды».
Свежо питание…
Уже на следующий год администрация Архангельска отчиталась о своем проекте «педализации» города стоимостью 66 миллионов рублей. Был представлен эскиз будущей велосети общей длиной шестнадцать с половиной километров на семи направлениях двух центральных городских округов: Октябрьского и Ломоносовского.
Следуя эскизу, на карте города велодорожки предусмотрены по всей длине Логинова, на Тимме (от Воскресенской через Ломоносовский парк и дальше к реке по Комсомольской), почти шесть километров по набережной, по Воскресенской (от ж/д вокзала до АГКЦ) и далее по Выучейского по всей длине, по проспекту Ломоносова (от Логинова до Воскресенской), а также по Воскресенской (от Ломоносова до набережной) и по Обводному (от Логинова до Выучейского).
Таким образом, проектом была предусмотрена сеть, по которой можно было бы объехать почти весь городской центр и добраться практически в любую его точку. В качестве примера предлагалось использовать опыт городов, которые успешно подобные проекты уже реализовали.
Правда, все это подавалось в качестве неких небесных кренделей с оговоркой, что пока ни денег, ни времени начала реализации проекта нет. Да и, честно-то говоря, наглухо запаркованные обочины городских автомагистралей, общее состояние проезжих частей, не позволяющая даже минимальное расширение застройка и крайняя скудость местного бюджета ставят реализацию такого проекта в сколько-нибудь обозримом будущем под большое сомнение.
Раздражающий фактор
С тех пор прошло еще два года. Близится очередная хронологическая точка – очередной Единый день велосипедных действий – когда нужно будет что-то сказать. А сказать, в общем-то, совершенно нечего.
Естественно, воспринимать всерьез рисунки на набережной, в парках вроде «Зарусья» или в проектах новых пешеходных зон не имеет никакого смысла. Хотя в городской администрации на вопрос о наличии в Архангельске велодорожек именно это и припоминают.
Сегодня сколько бы сторонники здорового и экологичного транспорта ни говорили о его плюсах, они остаются раздражающим фактором и для пешеходов, и для автомобилистов, и, надо полагать, для городской администрации – одним они мешают ходить, другим – ездить, третьим – спокойно спать.
Александр Макальпин