До 10 марта на улицы областного центра выйдут новые низкопольные автобусы белорусской марки «МАЗ». Сейчас они проходят необходимые регистрационные процедуры. Планируется, что новенькие МАЗы пока будут курсировать на маршрутах № 76 и № 11.
Всего в столицу Поморья прибыло 10 автобусов среднего класса: восемь из них выйдут в центр города, еще два будут в пилотном режиме тестировать другие маршруты. Покупка этой техники стала возможна после появления в Архангельске нового инвестора: месяц назад состоялось объединение архангельских автотранспортных предприятий и ООО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие». Эта группа предприятий охватывает порядка 70 процентов рынка пассажирских перевозок в областном центре и намерена постепенно заменить старый парк на комфортабельный транспорт.
Первым шагом нового собственника стало приобретение десяти новейших автобусов марки «МАЗ-206» средней вместимости.
– Сегодня в Архангельске мы видим очередной результат продолжительной работы, которая проводится под руководством губернатора Игоря Орлова и направлена на улучшение качества обслуживания пассажиров и транспортной доступности в нашем регионе. Вспоминаю 2015 год, когда вместе с главой региона мы посетили Минский автомобильный завод, оценили технику, которую он выпускает, и Игорь Анатольевич тогда сказал, что хотел бы видеть эти автобусы в Архангельске. Сегодня это стало реальностью. В город прямо с завода пришла первая партия этих машин. И это только начало! – рассказал министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов.
Глава регионального минтранса подчеркнул, что обновление пассажирского автопарка города связано с приходом нового перевозчика, нацеленного на современное ведение бизнеса и новые стандарты качества. В ведомстве уверены, что к этому уровню постепенно будут подтягиваться и остальные транспортные компании.
Цена и комфорт
По словам директора дилерской организации завода «МАЗ» Феликса Гончарова, сегодня низкопольные автобусы – тренд мировой практики.
– Современный автобус должен быть доступен и комфортен. Есть и экономическая составляющая: время выхода-захода пассажиров при низком поле значительно сокращается, – сказал он.
Поставленные в Архангельск автобусы произведены на заводе в Минске, укомплектованы двигателем Mercedes, коробкой-автоматом Allison. По заверениям дилера, на практике доказано, что именно такая комплектация является максимально удачной, она позволяет водителям плавно трогаться и тормозить, а беспроблемный пробег составляет не менее миллиона километров. Однако стоимость этих моделей тоже сыграла свою роль. Так, МАЗ стоит порядка 6,2 миллиона рублей, а ЛиАЗ – около 10 миллионов.
Однако многие горожане до сих пор сомневаются в целесообразности закупки именно таких автобусов. Ведь дороги в областном центре неидеальные, качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, а суровые северные холода диктуют свои условия работы.
– Такие автобусы уже работают на маршрутных линиях в Северодвинске. МАЗы подходят для климатических условий Севера. Можно гарантировать, что даже в сильные морозы в салоне температура не будет ниже 24 градусов. А в жаркие дни удобная система открытия люков и форточек позволит создать комфортные условия для пассажиров, – заверил Феликс Гончаров.
Своими глазами
Первый пробный рейс на низкопольном МАЗе сделал мэр Архангельска Игорь Годзиш. По мнению главы города, автобус показал себя как надежный транспорт.
– Мы долго вели переговоры с перевозчиками о том, какие должны быть автобусы в Архангельске. Вариант с низким полом устроил всех. Возможно, что не всегда такая модель может проехать по архангельским дорогам, но это значит, что больше внимания нужно уделить ремонту дорожного полотна. Новые автобусы – совершенно иной уровень сервиса. Будем делать дороги, а автобусы должны быть комфортными, – заметил Игорь Годзиш.
Представители перевозчика, а также водители, которым предстоит работать на новых автобусах, пожаловались, что разворот около морского-речного вокзала на новой технике проблематичен: вся площадь перед МРВ в глубоких ямах. Игорь Годзиш дал поручение департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры обеспечить выравнивание этой территории.
– Летом здесь запланирован ремонт дорожного покрытия большой площади, а сейчас необходимо временно создать приемлемые условия, – пояснил он.
Глава города добавил, что собирается проехать на новом общественном транспорте, когда он выйдет в город.
– Пообщаемся с водителями и пассажирами, вместе оценим приобретение. Низкопольные автобусы считаю для Архангельска целесообразным решением, потому что практика других городов показывает: при таких же дорогах, как у нас, подобные транспортные средства обслуживают пассажиров и предоставляют совершенно иной уровень сервиса, – сказал Игорь Годзиш.
Повышенный сервис
Как утверждает директор ООО «Архтрансавто» Николай Карягин, в планах у новой структуры полностью обновить автопарк для маршрутных перевозок. Предприятие будет обслуживать 20 городских маршрутов и четыре пригородных.
– До конца года мы планируем заменить полностью подвижной состав на центральных архангельских маршрутах: он составляет 29 единиц. Приобретение автобусов на другие маршруты планируется в 2019 и 2020 годах, – сообщил Николай Карягин.
В Архангельске новые автобусы смогут выйти на работу к 8 марта. Как заверяет Николай Карягин, первые недели работы покажут, насколько дорожная инфраструктура города приспособлена для передвижения автобусов марки «МАЗ».
Все машины будут оборудованы системой ГЛОНАСС, тахографами, а в дальнейшем будет введена система безналичного расчета.
– После того как введем устройства считывания для оплаты по безналу, задумаемся над установкой точки Wi-Fi для раздачи Интернета, – добавил Николай Карягин.
Одна из первых задач, которую уже начало решать предприятие, – создание единой диспетчерской службы.
– Шесть предприятий будут замыкаться на одну диспетчерскую, потребность в рациях для водителей отпадет. Именно диспетчер будет решать, какие меры по выполнению графика предпринимать водителю. Это также позволит устранить одну из самых острых проблем – невыход автобуса в вечерние рейсы. Сейчас нам необходимо обучить специалистов, наладить программное обеспечение. Данный этап займет порядка трех месяцев. Итогом станет повышение качества обслуживания, – пояснил Николай Карягин.
Кроме того, в архангельском автотранспортном предприятии будет создан сервисный центр по обслуживанию белорусских автобусов. Сейчас этим занимаются специалисты из Санкт-Петербурга, но вскоре группа архангельских технарей пройдет специальное обучение на базе минского завода.
Кира Золотинская, Сергей Дробов