Паруса цвета мадеры
Под занавес фестиваля «Родниковое слово» Вологодский театр для детей и молодежи показал музыкальную феерию «Алые паруса». Аншлаг, овации, сильные впечатления… Однако мнения о спектакле разделились.
Под музыку Дунаевского
Пьесу Михаила Бартенева и Андрея Усачева по мотивам произведений Александра Грина, музыку к которой написал Максим Дунаевский, поставили уже во многих городах – Москве, Екатеринбурге, Ореле, Перми, Новосибирске…
Режиссер вологодской версии Борис Гранатов гордится, что за два года они сыграли «Алые паруса» более 60 раз, и везде самые восторженные отзывы, идут семьями, классами, зрители плачут, вместе с актерами поют в финале.
Да, спектакль действительно фееричен. Хотя декорации довольно скромные. В центре сцены – облупившееся гребное колесо со старого парохода с надписью «Александр Грин», от которого идут канаты и трапы во все стороны. Вокруг него и вертится вся история, случившаяся в небольшом портовом поселке. Как он называется: Каперна или Зурбаган, здесь это неважно. Просто захудалый городишко, затерявшийся во времени и пространстве. И костюмы у героев – как робы, без привязки к моде какого-либо века.
Зато все красиво поют и танцуют. Арии, дуэты, ансамбли и целые хоры! Особо трогают колыбельная Лонгрена и песенка Ассоль, а в мелодиях Дунаевского-сына иногда слышны отголоски из «Юноны и Авось» или напевчик «Мы пьем за тех, кто в море», но это лишь добавляет красок и переживаний спектаклю. Многонаселенный: рыбаки, женщины, мальчишки, парни, матросы – он поражает строго выверенной геометрией массовых сцен, слаженностью действий труппы. Замечательный антураж – актеры-волны, динамично создающие бурлящее море.
Мечты сбываются
Очень понравилась Ассоль – Алена Данченко. Трепетная, нежная, поверившая в сказку, придуманную для нее Эглем, местным чудаком. Девочка ждет и верит, каждый вечер зажигая маяк, потому и чудо случилось. С треском распускаются над ахнувшим залом огромные алые паруса, все поют о том, что «любить никогда не поздно». Апофеоз спектакля – мечты сбываются.
Кто-то из зрителей вздыхает: «Почему в нашем портовом городе этого не ставят?». Кто-то из педагогов, приведший сюда своих учеников, добавляет: «Пусть театр приедет еще к нам, «Алые паруса» должны увидеть все школьники города». Эмоции перехлестывают, и за этим восторгом едва слышны другие голоса.
Встреча в борделе
Ведь романтическая сказка превратилась на сцене в жестокую драму. Наверное, авторы посчитали, что возвышенная история про чистую девушку и благородного юношу для сегодняшней молодежи – неформат. Вот и выдумали свое, чернушное – в стиле телевизионных сериалов, реалити-шоу с примесью мистических фэнтези типа «Пиратов Карибского моря».
Удивительно, как режиссер смог еще как-то пристойно (до того, что кое-кто из зрителей даже не понял, что произошло) показать изнасилование матери Ассоль. Прибавьте сюда грубые пляски и песни пьяных моряков, грязные оргии гулящих девок в борделе, в котором собственно встречаются Ассоль и капитан Грэй.
Да-да, Ассоль, доведенная до отчаяния издевательствами горожан, стоит перед выбором и все перепробует: петь в борделе, утопиться или выйти замуж за сына трактирщика. Сам трактирщик Меннерс – подлый и алчный, хоть и утопленник, постоянно является из моря, чтобы утащить на дно бедную девушку. Безвольный отец, разуверившийся священник, спившийся Эгль, с ужасом наблюдающий, что получается из его сказки, помочь Ассоль не могут.
Стать Грэем
Да, мы забыли о Грэе. Немудрено. Его появление в спектакле долго остается незамеченным зрителем. Ну ходит там капитан какого-то «дырявого корыта» – неяркой внешности, потертый, даже, кажется, чуть курносый, разве что белокур. И это Грэй? История мальчика Артура, сбежавшего из дома и преодолевшего многое, чтобы из юнги стать капитаном, вымарана авторами либретто. Перед нами видавший виды мужчина, хронический неудачник, давно оставивший мечты. Наверное, честный, потому и бедный. Ассоль для него как жемчужина, найденная на темном дне моря, последняя надежда на счастье. Но где взять ему алые паруса? Вот простынь, залитая красным…
Ах, уважаемые, оставьте ваши непристойные ассоциации, это всего лишь мадера. В бочонки с вином и станут макать матросы паруса, измазюкают их кое-как и поднимут. «Это и есть твои волшебные паруса?» – спросит изумленный Меннерс-сын. Я-то все ожидала, что именно он «переродится» в Грэя. Ведь брутальный герой Тимура Миргалимова – единственный в спектакле, кто показан в развитии. Холодный негодяй, влюбляясь, становится страстным, вдруг начинает видеть прекрасное и даже готов сшить для Ассоль алые паруса из шелка, стать ее Грэем.
Вот такая история. Совсем не гриновская. Скорее, антигриновская. С фальшивыми алыми парусами, грязным бельем и запахом перегара. Кто-то возразит: зато здесь правда жизни, а не придуманная сказка.
И потом – добро же побеждает зло, все так пафосно, зритель уходит в приподнятом настроении. Да если бы это был не мюзикл, герои бы не пели, картина получилась бы совсем удручающая! Впрочем, не будем спорить. Лучше почитаем Грина.
Фоторепортаж: http://www.dvina29.ru/index.php/vse-rubriki/item/3506-teatralnyj-festival-imeni-fedora-abramova-rodnikovoe-slovo
Под музыку Дунаевского
Пьесу Михаила Бартенева и Андрея Усачева по мотивам произведений Александра Грина, музыку к которой написал Максим Дунаевский, поставили уже во многих городах – Москве, Екатеринбурге, Ореле, Перми, Новосибирске…
Режиссер вологодской версии Борис Гранатов гордится, что за два года они сыграли «Алые паруса» более 60 раз, и везде самые восторженные отзывы, идут семьями, классами, зрители плачут, вместе с актерами поют в финале.
Да, спектакль действительно фееричен. Хотя декорации довольно скромные. В центре сцены – облупившееся гребное колесо со старого парохода с надписью «Александр Грин», от которого идут канаты и трапы во все стороны. Вокруг него и вертится вся история, случившаяся в небольшом портовом поселке. Как он называется: Каперна или Зурбаган, здесь это неважно. Просто захудалый городишко, затерявшийся во времени и пространстве. И костюмы у героев – как робы, без привязки к моде какого-либо века.
Зато все красиво поют и танцуют. Арии, дуэты, ансамбли и целые хоры! Особо трогают колыбельная Лонгрена и песенка Ассоль, а в мелодиях Дунаевского-сына иногда слышны отголоски из «Юноны и Авось» или напевчик «Мы пьем за тех, кто в море», но это лишь добавляет красок и переживаний спектаклю. Многонаселенный: рыбаки, женщины, мальчишки, парни, матросы – он поражает строго выверенной геометрией массовых сцен, слаженностью действий труппы. Замечательный антураж – актеры-волны, динамично создающие бурлящее море.
Мечты сбываются
Очень понравилась Ассоль – Алена Данченко. Трепетная, нежная, поверившая в сказку, придуманную для нее Эглем, местным чудаком. Девочка ждет и верит, каждый вечер зажигая маяк, потому и чудо случилось. С треском распускаются над ахнувшим залом огромные алые паруса, все поют о том, что «любить никогда не поздно». Апофеоз спектакля – мечты сбываются.
Кто-то из зрителей вздыхает: «Почему в нашем портовом городе этого не ставят?». Кто-то из педагогов, приведший сюда своих учеников, добавляет: «Пусть театр приедет еще к нам, «Алые паруса» должны увидеть все школьники города». Эмоции перехлестывают, и за этим восторгом едва слышны другие голоса.
Встреча в борделе
Ведь романтическая сказка превратилась на сцене в жестокую драму. Наверное, авторы посчитали, что возвышенная история про чистую девушку и благородного юношу для сегодняшней молодежи – неформат. Вот и выдумали свое, чернушное – в стиле телевизионных сериалов, реалити-шоу с примесью мистических фэнтези типа «Пиратов Карибского моря».
Удивительно, как режиссер смог еще как-то пристойно (до того, что кое-кто из зрителей даже не понял, что произошло) показать изнасилование матери Ассоль. Прибавьте сюда грубые пляски и песни пьяных моряков, грязные оргии гулящих девок в борделе, в котором собственно встречаются Ассоль и капитан Грэй.
Да-да, Ассоль, доведенная до отчаяния издевательствами горожан, стоит перед выбором и все перепробует: петь в борделе, утопиться или выйти замуж за сына трактирщика. Сам трактирщик Меннерс – подлый и алчный, хоть и утопленник, постоянно является из моря, чтобы утащить на дно бедную девушку. Безвольный отец, разуверившийся священник, спившийся Эгль, с ужасом наблюдающий, что получается из его сказки, помочь Ассоль не могут.
Стать Грэем
Да, мы забыли о Грэе. Немудрено. Его появление в спектакле долго остается незамеченным зрителем. Ну ходит там капитан какого-то «дырявого корыта» – неяркой внешности, потертый, даже, кажется, чуть курносый, разве что белокур. И это Грэй? История мальчика Артура, сбежавшего из дома и преодолевшего многое, чтобы из юнги стать капитаном, вымарана авторами либретто. Перед нами видавший виды мужчина, хронический неудачник, давно оставивший мечты. Наверное, честный, потому и бедный. Ассоль для него как жемчужина, найденная на темном дне моря, последняя надежда на счастье. Но где взять ему алые паруса? Вот простынь, залитая красным…
Ах, уважаемые, оставьте ваши непристойные ассоциации, это всего лишь мадера. В бочонки с вином и станут макать матросы паруса, измазюкают их кое-как и поднимут. «Это и есть твои волшебные паруса?» – спросит изумленный Меннерс-сын. Я-то все ожидала, что именно он «переродится» в Грэя. Ведь брутальный герой Тимура Миргалимова – единственный в спектакле, кто показан в развитии. Холодный негодяй, влюбляясь, становится страстным, вдруг начинает видеть прекрасное и даже готов сшить для Ассоль алые паруса из шелка, стать ее Грэем.
Вот такая история. Совсем не гриновская. Скорее, антигриновская. С фальшивыми алыми парусами, грязным бельем и запахом перегара. Кто-то возразит: зато здесь правда жизни, а не придуманная сказка.
И потом – добро же побеждает зло, все так пафосно, зритель уходит в приподнятом настроении. Да если бы это был не мюзикл, герои бы не пели, картина получилась бы совсем удручающая! Впрочем, не будем спорить. Лучше почитаем Грина.
Фоторепортаж: http://www.dvina29.ru/index.php/vse-rubriki/item/3506-teatralnyj-festival-imeni-fedora-abramova-rodnikovoe-slovo