19 октября 2018

Папа, откуда берутся деньги?

– Папа, папа, ты обещал нам рассказать, откуда берутся деньги, – хором просят Джейн и Майкл Бэнкс.

– Путь лучше мама расскажет вам, куда они исчезают, – бросает на ходу торопящийся по делам папа…

Одна из ярких сцен старого доброго фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» натолкнула на простую мысль: пора проявить инициативу и рассказать детям о том и другом. Вопрос в том, как правильно это сделать.

С точки зрения современных реалий разумно, что умение зарабатывать деньги и мудро ими распоряжаться прививается еще в раннем детстве. Поэтому обязательно стоит объяснить своим чадам, откуда берутся деньги у мамы и папы, чтобы дать им возможность лучше понимать устройство общества.

Нет какого-то конкретного возраста, когда ребенку стоит узнать о том, откуда мама с папой берут деньги. На эту тему можно начать беседу, как только чадо задало первый вопрос об источнике дохода. Психологи говорят, отвечать важно правдиво и максимально доходчиво, приводить понятные детям аллегории, но ни в коем случае не врать.

Можно начать издалека. Например, так: «В давние времена, когда люди жили в пещерах, мужчины охотились на мамонтов, а женщины ждали их у очага, денег не было вообще. Со временем люди научились делать посуду из глины, находить и выращивать съедобные корешки, делать одежду из шкур, украшения… И вот однажды кому-то пришло в голову поменять горшок на кусок мяса, которое сосед принес с охоты. Люди менялись друг с другом, пока не столкнулись с проблемой: один соглашался поменять мясо на три морковки, а у того, кому нужно было мясо, был для обмена только горшок. Как же тогда меняться?

Выход нашелся – люди придумали деньги. Конечно, сначала это были камешки, ракушки, зерно или соль, но они помогли упорядочить обмен. Много веков спустя появились металлические деньги – монеты, еще позже – их бумажные аналоги. Сейчас мы, по большому счету, тоже меняем: свой труд – на деньги (зарплату), деньги – на товары (продукты, одежду, игрушки, услуги, развлечения). А еще есть специальные учреждения, которые помогают деньгам подрасти, – банки». Это лишь импровизация на тему, каждый родитель вполне может придумать историю, понятную именно его малышу.

Детей нужно учить обращению с деньгами. Чем старше становится ребенок, тем реже ему следует давать карманные деньги: младшему школьнику – ежедневно; в средней школе – раз в неделю; в старшей школе ребенку можно давать деньги на карманные расходы на месяц, чтобы он планировал и приучался тратить их разумно.

Главное – помнить: уклонение от обсуждения может быть чревато. Недолго думая ребенок решит, что купюры всегда можно достать из банкомата, а родители просто из вредности не хотят покупать новую игрушку. Привычка же получать деньги от родителей в подростковом возрасте и не задаваться вопросом, откуда они их берут, может сыграть злую шутку в будущем. Ребенок окажется не в состоянии зарабатывать самостоятельно, надеясь на привычное спонсирование. Кроме того, при отсутствии объяснений ребенок не будет знать, где брать деньги и на что их лучше тратить.

Специалисты советуют доходчиво разъяснить ребенку основные способы получения денег. И основный из них – деньги как награда за работу. Для большинства взрослых главным источником денег является работа. Так и стоит сказать: мама с папой ходят на работу, там они занимаются важными и полезными делами, за что их награждают денежкой. Можно предложить ребенку самому что-то заработать, однако не стоит давать деньги за то, что малыш и так должен делать, например собирать игрушки, учить уроки, гулять с собакой и т. д. Он может помочь маме по дому, пусть даже в чем-то простом, что не входит в его домашние обязанности: рассортировать белье для стирки, например, или перемыть всю посуду после визита гостей.

И обязательно позвольте ребенку самому распорядиться заработанным, независимо от возраста. Можете подсказывать и советовать, но настаивать не нужно. Впоследствии это поможет научить их тратить свои деньги на действительно нужные вещи, уметь копить и экономить.

По возможности покажите ребенку свою работу, объясните ее принципы, расскажите, чем она полезна для других людей.

Ребятам постарше можно попробовать рассказать о том, что деньги можно выращивать в банках. Только не в стеклянных, а в сберегательных, где специально обученные люди помогут вашим накоплениям стать чуточку больше. У многих есть депозитные вклады, о которых также стоит рассказать детям. Кроме того, некоторые родители зарабатывают на инвестировании в ценные бумаги, проекты и т. д. Все это можно и нужно объяснять. Это расширит кругозор ребенка, позволит ему во взрослой жизни искать параллельные способы заработать, учиться разумно вкладывать деньги, не давая им отдыхать в карманах и заставляя их работать.

А еще нужно рассказать детям, что деньги можно получить за то, что лучше всего умеешь делать, объяснить, что любой труд может быть оплачен, но лучше, если это будет приятный труд. Мальчишка увлекается футболом? Покажите ему спортсменов, которые получают большие деньги за то, что умеют хорошо управляться с мячом на поле. Увлекается компьютерными играми? Расскажите о том, что можно придумать собственную игру, которую тоже можно «поменять» на деньги. Правда, для этого нужно познать несколько наук, хорошо разбираться в современных технологиях… Не самый плохой стимул для саморазвития, верно?

И еще один важный воспитательный момент. Лучше сразу вложить в голову ребенка постулат, что награды заслуживает только честное занятие: «Деньги не сыплются с неба, они даются за определенные действия. Но ни в коем случае нельзя их красть, отбирать силой или получать обманным путем. Такие деньги получаются грязными, они не приносят человеку радости, портят жизнь и заставляют нести строгое наказание».

Ваш ребенок мечтает о роликах или гироскутере? Предложите ему сосчитать, сколько труда стоит его мечта. Схема простая. Сложите зарплату папы и мамы за месяц и поделите на количество рабочих часов за этот же период. Узнаете, сколько денег они зарабатывают за час. Затем возьмите стоимость мечты в рублях и поделите на стоимость рабочего часа родителей. Узнаете, сколько часов нужно работать, чтобы купить ребенку желаемое. Возможно, он перестанет это у вас выпрашивать и согласится попробовать накопить на мечту самостоятельно? В этом случае определите срок, к какому требуется накопить определенную сумму. Поделите стоимость мечты на количество дней, оставшихся до назначенного срока, и тогда станет ясно, какую сумму ребенок будет опускать в копилку ежедневно. Возможно, через какое-то время он попросит маму или папу положить накопления на счет в банке, чтобы накопить на желанную вещь чуть раньше, если, конечно, запомнил, что в банке деньги могут подрасти.

– Путь лучше мама расскажет вам, куда они исчезают, – бросает на ходу торопящийся по делам папа…

Одна из ярких сцен старого доброго фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» натолкнула на простую мысль: пора проявить инициативу и рассказать детям о том и другом. Вопрос в том, как правильно это сделать.

С точки зрения современных реалий разумно, что умение зарабатывать деньги и мудро ими распоряжаться прививается еще в раннем детстве. Поэтому обязательно стоит объяснить своим чадам, откуда берутся деньги у мамы и папы, чтобы дать им возможность лучше понимать устройство общества.

Нет какого-то конкретного возраста, когда ребенку стоит узнать о том, откуда мама с папой берут деньги. На эту тему можно начать беседу, как только чадо задало первый вопрос об источнике дохода. Психологи говорят, отвечать важно правдиво и максимально доходчиво, приводить понятные детям аллегории, но ни в коем случае не врать.

Можно начать издалека. Например, так: «В давние времена, когда люди жили в пещерах, мужчины охотились на мамонтов, а женщины ждали их у очага, денег не было вообще. Со временем люди научились делать посуду из глины, находить и выращивать съедобные корешки, делать одежду из шкур, украшения… И вот однажды кому-то пришло в голову поменять горшок на кусок мяса, которое сосед принес с охоты. Люди менялись друг с другом, пока не столкнулись с проблемой: один соглашался поменять мясо на три морковки, а у того, кому нужно было мясо, был для обмена только горшок. Как же тогда меняться?

Выход нашелся – люди придумали деньги. Конечно, сначала это были камешки, ракушки, зерно или соль, но они помогли упорядочить обмен. Много веков спустя появились металлические деньги – монеты, еще позже – их бумажные аналоги. Сейчас мы, по большому счету, тоже меняем: свой труд – на деньги (зарплату), деньги – на товары (продукты, одежду, игрушки, услуги, развлечения). А еще есть специальные учреждения, которые помогают деньгам подрасти, – банки». Это лишь импровизация на тему, каждый родитель вполне может придумать историю, понятную именно его малышу.

Детей нужно учить обращению с деньгами. Чем старше становится ребенок, тем реже ему следует давать карманные деньги: младшему школьнику – ежедневно; в средней школе – раз в неделю; в старшей школе ребенку можно давать деньги на карманные расходы на месяц, чтобы он планировал и приучался тратить их разумно.

Главное – помнить: уклонение от обсуждения может быть чревато. Недолго думая ребенок решит, что купюры всегда можно достать из банкомата, а родители просто из вредности не хотят покупать новую игрушку. Привычка же получать деньги от родителей в подростковом возрасте и не задаваться вопросом, откуда они их берут, может сыграть злую шутку в будущем. Ребенок окажется не в состоянии зарабатывать самостоятельно, надеясь на привычное спонсирование. Кроме того, при отсутствии объяснений ребенок не будет знать, где брать деньги и на что их лучше тратить.

Специалисты советуют доходчиво разъяснить ребенку основные способы получения денег. И основный из них – деньги как награда за работу. Для большинства взрослых главным источником денег является работа. Так и стоит сказать: мама с папой ходят на работу, там они занимаются важными и полезными делами, за что их награждают денежкой. Можно предложить ребенку самому что-то заработать, однако не стоит давать деньги за то, что малыш и так должен делать, например собирать игрушки, учить уроки, гулять с собакой и т. д. Он может помочь маме по дому, пусть даже в чем-то простом, что не входит в его домашние обязанности: рассортировать белье для стирки, например, или перемыть всю посуду после визита гостей.

И обязательно позвольте ребенку самому распорядиться заработанным, независимо от возраста. Можете подсказывать и советовать, но настаивать не нужно. Впоследствии это поможет научить их тратить свои деньги на действительно нужные вещи, уметь копить и экономить.

По возможности покажите ребенку свою работу, объясните ее принципы, расскажите, чем она полезна для других людей.

Ребятам постарше можно попробовать рассказать о том, что деньги можно выращивать в банках. Только не в стеклянных, а в сберегательных, где специально обученные люди помогут вашим накоплениям стать чуточку больше. У многих есть депозитные вклады, о которых также стоит рассказать детям. Кроме того, некоторые родители зарабатывают на инвестировании в ценные бумаги, проекты и т. д. Все это можно и нужно объяснять. Это расширит кругозор ребенка, позволит ему во взрослой жизни искать параллельные способы заработать, учиться разумно вкладывать деньги, не давая им отдыхать в карманах и заставляя их работать.

А еще нужно рассказать детям, что деньги можно получить за то, что лучше всего умеешь делать, объяснить, что любой труд может быть оплачен, но лучше, если это будет приятный труд. Мальчишка увлекается футболом? Покажите ему спортсменов, которые получают большие деньги за то, что умеют хорошо управляться с мячом на поле. Увлекается компьютерными играми? Расскажите о том, что можно придумать собственную игру, которую тоже можно «поменять» на деньги. Правда, для этого нужно познать несколько наук, хорошо разбираться в современных технологиях… Не самый плохой стимул для саморазвития, верно?

И еще один важный воспитательный момент. Лучше сразу вложить в голову ребенка постулат, что награды заслуживает только честное занятие: «Деньги не сыплются с неба, они даются за определенные действия. Но ни в коем случае нельзя их красть, отбирать силой или получать обманным путем. Такие деньги получаются грязными, они не приносят человеку радости, портят жизнь и заставляют нести строгое наказание».

Ваш ребенок мечтает о роликах или гироскутере? Предложите ему сосчитать, сколько труда стоит его мечта. Схема простая. Сложите зарплату папы и мамы за месяц и поделите на количество рабочих часов за этот же период. Узнаете, сколько денег они зарабатывают за час. Затем возьмите стоимость мечты в рублях и поделите на стоимость рабочего часа родителей. Узнаете, сколько часов нужно работать, чтобы купить ребенку желаемое. Возможно, он перестанет это у вас выпрашивать и согласится попробовать накопить на мечту самостоятельно? В этом случае определите срок, к какому требуется накопить определенную сумму. Поделите стоимость мечты на количество дней, оставшихся до назначенного срока, и тогда станет ясно, какую сумму ребенок будет опускать в копилку ежедневно. Возможно, через какое-то время он попросит маму или папу положить накопления на счет в банке, чтобы накопить на желанную вещь чуть раньше, если, конечно, запомнил, что в банке деньги могут подрасти.

Поделиться
29249