5 мая 2014

Панов идет на абордаж

6 мая худрук молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ и Почетный гражданин Архангельской области Виктор Панов на сцене драмтеатра отметит юбилей. Обещает — это не будет «обычное мероприятие с бесконечной чередой выходящих  людей с папками в руках  и глупыми шутками…». 

Признаюсь, когда-то я была самым ярым противником того, что делал Виктор Петрович. Спектакли  молодежного театра, к сожалению, часто напоминали выступления агитбригады на сенокосе.  Фестиваль уличных театров шокировал общественность: голые мужчины в памперсах, перебинтованный памятник, похоронная процессия с гробом, «висельники» на фонарных столбах,  «порося»,  щеголяющее в советской офицерской форме с золотыми погонами и предлагающее девушкам поцеловать его пятачок и т.д. и т. п. 

Казалось, это прямая экспансия, насаждение чуждых нам  сомнительных западных ценностей. А от исполнения самим молодежным экспортного варианта «Не любо — не слушай»  с «Калинкой», «Подмосковными вечерами» и архангельской скоморошиной веяло довольно таки развесистой клюквой а-ля рюсс, подтверждающей распространенное мнение о российской культуре у иностранцев. Такое, может быть, хорошо «на вывоз», а дома смотрится смешно. И мы спорили с Пановым, порой нелицеприятно. 

Отношения с  властью  у «смутьяна» тоже были совсем не дружеские. Если чего-то он все-таки добивался, то  голосом и харизмой. А проще говоря, криком, то есть громкими заявлениями, ссылками на высказывания «великих» и т.д и т.п.

Но, как пишут в плохих романах,  «прошли годы».  И  уже все понимают, что без Панова культурная жизнь Архангельска была бы пресной и скучной. Молодежному театру уже без года  40.  Он переехал в отреставрированный особняк Шарвина – памятник архитектуры XIX века на углу Троицкого и Логинова, где разожгли настоящий камин – символ культурного очага. 

Труппа творчески выросла, пополнилась молодыми  интересными актерами. Здесь ставят Шекспира, Бергера, Ионеско, Э. де Филиппо.  Самая громкая премьера нынешнего сезона  — «Дом Бернарды Альбы» по Лорке. Но куда важнее, что в репертуаре театра появляются спектакли отечественных драматургов,  особо задевающие душу зрителя. В афише для большой сцены —  «Раненый зверь», «Курск»,  «Деревянные кони» Абрамова  и «Я пришел дать вам волю» Шукшина. В маленьком собственном зальчике на 100 мест, «на два меньше, чем в Табакерке»,  идут  «Темные аллеи» Бунина,  «Золоченые лбы» Шергина,  «Россия молодая» Коковкина,  «Старомодная комедия» Арбузова,  «Старшая сестра» Володина, «Затворник и Шестипалый» Пелевина. В планах  — «Страстотерпцы» и «Капитанская дочка». И если бы у режиссера было «хотя бы 100 тысяч долларов на Некрошюса, то ли еще было бы». 

В июне грядет 20-й streetfest, а еще вeсны уже десятый год в Архангельске начинаются именно с подачи Панова  — он их специально устраивает – по-европейски.   Странствующие куклы господина Пэжо из Питера, театр «Огненные люди» из Москвы, израильский театр «Мисторин», китайская опера, японские барабанщики… А также Сезария Эвора, Нино Катамадзе, Татьяна Васильева, Ия Савина, «Бесы» в постановке Любимова, любимец архангельской публики португальский клоун Энано… Нас знают в мире, хотя, конечно, можно продолжать спорить – насколько приживается на нашей почве западная «театральная улица»…  Тем не менее, представить нашу жизнь без нее уже не получается. 

Однако Виктор Петрович  остался прежним, на лаврах не почивает, хотя считается, что он сейчас в фаворе у региональной власти.  Громкий и шумный, всегда с копьем наперевес, рожающий детей, неуспокоенный и никому спокойно жить не дающий. Так, на мартовских общественных слушаниях, посвященных строительству многоэтажного дома на улице Суворова, которые прошли в мэрии Архангельска, Панов весьма эмоционально высказался о работе местных властей и отвратительном состоянии города. Даже ругнулся, увы,  — такой вот он  невоздержанный. Некоторые из «возмущенной общественности» даже зафиксировали, на какой минуте и секунде у него вырвалась «нецензурная лексика», «ругательное слово», а главное то, как  он «откровенным образом дискредитировал государственную власть». По следам события  «УМВД России по г. Архангельску проведена проверка, по результатам которой назначено административное производство в отношении Панова В.П.».  

За нецензурщину Виктора Петровича порицаем. Но понимаем – он сказал то, что все думают. С болью, истово веря, что всё можно изменить, стоит только захотеть, проявить политическую волю,  поддержать инициативу людей. 

— Я сейчас часто гуляю с детской коляской и ужасаюсь состоянию улиц, дворов, дорог. Невозможно шагу нигде ступить – все замусорено, развалено, кругом пыль, грязь, в воздухе носятся целые клубы песка. А мне стыдно видеть Архангельск нищим городом, который специально и сознательно обедняется в культуре и в архитектуре.

Но мэр Виктор Николаевич, несмотря на давнюю дружбу с Виктором Петровичем, сию критику не стерпел. Градоначальник взял и лишил финансирования фестиваль уличных театров, который стал уже неотъемлемой частью Дня города (а Панов, кстати, бывал его режиссером).  Санкции с намеком – средства перенаправят на благоустройство города. Но месть выглядит уж очень мелко. Панов-то не пропадет. Лишенный трех миллионов он только вынужден сократить программу своего феста, а в День города уличные театры уедут в Северодвинск. Хотя архангелогородцы лишатся праздника, в Год культуры их этой самой культурой обделят. 

Впрочем, мы не очень расстроились. Доберем! Кто-то уже сходил на открытие «Европейской весны», где дал концерт музыкант и композитор с мировым именем Горан Брегович. Кто-то предвкушает встречу с «Лицедеями» и золотомасочным «Дядей Ваней».   Ну а фанаты уже арендуют автобусы до Северодвинска. 

Панову всегда приходится идти на абордаж.  Не зря любит нацеплять на себя  «рожу» пирата: ну чисто капитан Флинт или Джон Сильвер, или стучать в китайский барабанчик: «старый барабанщик долго спал, он проснулся, перевернулся….»

С юбилеем, Виктор Петрович!

Фотоотчет с юбилея смотрите здесь.

 

Признаюсь, когда-то я была самым ярым противником того, что делал Виктор Петрович. Спектакли  молодежного театра, к сожалению, часто напоминали выступления агитбригады на сенокосе.  Фестиваль уличных театров шокировал общественность: голые мужчины в памперсах, перебинтованный памятник, похоронная процессия с гробом, «висельники» на фонарных столбах,  «порося»,  щеголяющее в советской офицерской форме с золотыми погонами и предлагающее девушкам поцеловать его пятачок и т.д. и т. п. 

Казалось, это прямая экспансия, насаждение чуждых нам  сомнительных западных ценностей. А от исполнения самим молодежным экспортного варианта «Не любо — не слушай»  с «Калинкой», «Подмосковными вечерами» и архангельской скоморошиной веяло довольно таки развесистой клюквой а-ля рюсс, подтверждающей распространенное мнение о российской культуре у иностранцев. Такое, может быть, хорошо «на вывоз», а дома смотрится смешно. И мы спорили с Пановым, порой нелицеприятно. 

Отношения с  властью  у «смутьяна» тоже были совсем не дружеские. Если чего-то он все-таки добивался, то  голосом и харизмой. А проще говоря, криком, то есть громкими заявлениями, ссылками на высказывания «великих» и т.д и т.п.

Но, как пишут в плохих романах,  «прошли годы».  И  уже все понимают, что без Панова культурная жизнь Архангельска была бы пресной и скучной. Молодежному театру уже без года  40.  Он переехал в отреставрированный особняк Шарвина – памятник архитектуры XIX века на углу Троицкого и Логинова, где разожгли настоящий камин – символ культурного очага. 

Труппа творчески выросла, пополнилась молодыми  интересными актерами. Здесь ставят Шекспира, Бергера, Ионеско, Э. де Филиппо.  Самая громкая премьера нынешнего сезона  — «Дом Бернарды Альбы» по Лорке. Но куда важнее, что в репертуаре театра появляются спектакли отечественных драматургов,  особо задевающие душу зрителя. В афише для большой сцены —  «Раненый зверь», «Курск»,  «Деревянные кони» Абрамова  и «Я пришел дать вам волю» Шукшина. В маленьком собственном зальчике на 100 мест, «на два меньше, чем в Табакерке»,  идут  «Темные аллеи» Бунина,  «Золоченые лбы» Шергина,  «Россия молодая» Коковкина,  «Старомодная комедия» Арбузова,  «Старшая сестра» Володина, «Затворник и Шестипалый» Пелевина. В планах  — «Страстотерпцы» и «Капитанская дочка». И если бы у режиссера было «хотя бы 100 тысяч долларов на Некрошюса, то ли еще было бы». 

В июне грядет 20-й streetfest, а еще вeсны уже десятый год в Архангельске начинаются именно с подачи Панова  — он их специально устраивает – по-европейски.   Странствующие куклы господина Пэжо из Питера, театр «Огненные люди» из Москвы, израильский театр «Мисторин», китайская опера, японские барабанщики… А также Сезария Эвора, Нино Катамадзе, Татьяна Васильева, Ия Савина, «Бесы» в постановке Любимова, любимец архангельской публики португальский клоун Энано… Нас знают в мире, хотя, конечно, можно продолжать спорить – насколько приживается на нашей почве западная «театральная улица»…  Тем не менее, представить нашу жизнь без нее уже не получается. 

Однако Виктор Петрович  остался прежним, на лаврах не почивает, хотя считается, что он сейчас в фаворе у региональной власти.  Громкий и шумный, всегда с копьем наперевес, рожающий детей, неуспокоенный и никому спокойно жить не дающий. Так, на мартовских общественных слушаниях, посвященных строительству многоэтажного дома на улице Суворова, которые прошли в мэрии Архангельска, Панов весьма эмоционально высказался о работе местных властей и отвратительном состоянии города. Даже ругнулся, увы,  — такой вот он  невоздержанный. Некоторые из «возмущенной общественности» даже зафиксировали, на какой минуте и секунде у него вырвалась «нецензурная лексика», «ругательное слово», а главное то, как  он «откровенным образом дискредитировал государственную власть». По следам события  «УМВД России по г. Архангельску проведена проверка, по результатам которой назначено административное производство в отношении Панова В.П.».  

За нецензурщину Виктора Петровича порицаем. Но понимаем – он сказал то, что все думают. С болью, истово веря, что всё можно изменить, стоит только захотеть, проявить политическую волю,  поддержать инициативу людей. 

— Я сейчас часто гуляю с детской коляской и ужасаюсь состоянию улиц, дворов, дорог. Невозможно шагу нигде ступить – все замусорено, развалено, кругом пыль, грязь, в воздухе носятся целые клубы песка. А мне стыдно видеть Архангельск нищим городом, который специально и сознательно обедняется в культуре и в архитектуре.

Но мэр Виктор Николаевич, несмотря на давнюю дружбу с Виктором Петровичем, сию критику не стерпел. Градоначальник взял и лишил финансирования фестиваль уличных театров, который стал уже неотъемлемой частью Дня города (а Панов, кстати, бывал его режиссером).  Санкции с намеком – средства перенаправят на благоустройство города. Но месть выглядит уж очень мелко. Панов-то не пропадет. Лишенный трех миллионов он только вынужден сократить программу своего феста, а в День города уличные театры уедут в Северодвинск. Хотя архангелогородцы лишатся праздника, в Год культуры их этой самой культурой обделят. 

Впрочем, мы не очень расстроились. Доберем! Кто-то уже сходил на открытие «Европейской весны», где дал концерт музыкант и композитор с мировым именем Горан Брегович. Кто-то предвкушает встречу с «Лицедеями» и золотомасочным «Дядей Ваней».   Ну а фанаты уже арендуют автобусы до Северодвинска. 

Панову всегда приходится идти на абордаж.  Не зря любит нацеплять на себя  «рожу» пирата: ну чисто капитан Флинт или Джон Сильвер, или стучать в китайский барабанчик: «старый барабанщик долго спал, он проснулся, перевернулся….»

С юбилеем, Виктор Петрович!

Фотоотчет с юбилея смотрите здесь.

 

Поделиться
1980