9 сентября 2015

Памятью и заветами пращуров

Третий номер  нашего ежеквартальника,  выходящий накануне или  в начале учебного  года, мы традиционно посвящаем молодёжи.  Каждый такой выпуск, несущий образовательный и воспитательный заряд,  –  связующая нить поколений. Ведь здесь на смежных страницах печатаются как стихи и проза молодых, так и произведения зрелых писателей; здесь говорится о юности бабушек и дедушек нынешней молодёжи;  здесь идёт серьёзный – без хохмачества и шутовства, чем грешат ТВ и пресса, — разговор о жизни, о святом долге перед Родиной, о судьбе Отечества.   

Свежий выпуск, выходящий в год 70-летия Победы, обращён к памяти поколений и одновременно несёт, я бы сказал, мобилизационную установку. Он разделён на три части, которые соответственным образом оформлены. Суть наполнения их такова: ВЕЛИКАЯ ВОЙНА, РОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, НЫНЕШНЯЯ ТРЕВОЖНАЯ  — НА ГРАНИ ВОЙНЫ  — ЖИЗНЬ.

Раздел о войне – сугубо документальный. В отличие от ТВ и кинематографа, которые, как игровые автоматы, переполнены «стрелялками», «Двина» в этом номере говорит о военном лихолетье языком детей и подростков – последних свидетелей  войны. Архангельск отстоял далеко от фронта, но по сути был прифронтовым городом, который бомбили, который околевал от голода. Весной 1942 года норма хлеба на иждивенца, то есть старика и ребёнка, сократилась до 100 граммов – меньше, чем в блокадном Ленинграде. Величиной с детскую ладошку был тот ломтик хлеба. Сотни и тысячи жизней унесла та голодная военная весна.

И вновь неспокойно на наших рубежах. Тень лихолетья ходит-бродит по границам. О войне, которая полыхает совсем рядом, в Донбассе, — «Двина» даёт блок публикаций.  Они — как эхо войны Отечественной.  Наиболее уязвима в литературном плане одна из них – «Слишком поздно». Это история возвращения из России уроженца Донецка в родной, ставший фронтовым, город. Но ведь эта история написана школьницей – 9-классницей пригородной архангельской школы Таней Даценко, это её дебют. Здесь важен сам факт – молодёжь не замыкается в своих тусовочных интересах, она живёт тревогами и заботами Родины.   

Второй раздел номера посвящён родной словесности, но и в нём тоже едва не на каждой странице война. 

Вот рецензия на спектакль по роману Фёдора Абрамова «Братья и сёстры». Место действия — архангельская глубинка, время действия — война. Это третья версия знаменитого спектакля, который почти сорок лет назад благословил сам писатель. Справились ли с материалом о военном лихолетье молодые актёры — третий призыв МДТ, которым руководит Лев Додин? Автор Валерий Чубар, специально летавший в Питер на премьеру, убеждён — справились. Генетическая память не подводит —  у нас в крови память о войне, это наше кровное и сокровенное.

Мирный сюжет у рассказа Ивана Молчанова «Жаркое лето». Безмятежный июньский полдень, но  в него, словно осколок из 41-го года,  неожиданно врывается память о  войне, как-то особенно подчёркивая счастье жить под  мирным небом, радоваться купающимся в речке детям. Автор рассказа — тот самый Иван Молчанов, который написал в 30-х годах стихотворение «Прокати нас, Петруша, на тракторе…», и оно, окрылённое музыкой, облетело тогда всю страну. Рассказ, прежде не публиковавшийся, отыскался в одном архиве. И до чего же кстати. Ведь в нынешнем году — 80 лет Архангельской писательской организации, в создании которой Иван Никанорович Молчанов принимал самое деятельное участие.

Под рубрикой, отражающей эту дату, печатаются стихи и проза нынешних членов Архангельской писательской организации. Все они —  Елена Галимова, Валерий Чубар, Надежда Князева, Владимир Ноговицын, Ольга Корзова — люди среднего возраста. Войны они не застали, но прошли войну их отцы или  деды, и прямо или косвенно в своей прозе и стихах мои коллеги и товарищи касаются нашей общей незаживающей памяти.

В рамках этого же раздела печатается продолжение романа Сергея Кириллова «Уйдома» — большого полотна, посвящённого судьбе насельников одноименной северной деревни.  Здесь на календаре начало 20-х годов ХХ века, когда рождались будущие солдаты Великой Отечественной войны. 

В свежем номере несколько дебютантов: Сергей Сынков, Василий Романов, Алексей Муратов. Люди в зрелых годах, много повидавшие и испытавшие, служившие в армии, один участвовал в боевых действиях. Здесь печатаются их рассказы — одни о природе, лесном зверье, другие о войне, что идёт на наших границах. Я не случайно разместил  подборку о природе и блок о Донбассе на смежных страницах, дав рубрику «Люди и звери», — они дополняют друг друга . Будет ли у этих авторов в «Двине» продолжение – покажет время. А из молодых, кроме уже упомянутой  Татьяны Даценко, назову Антона  Шушарина: его рассказ «Полная чаша» посвящён двум братьям, один из которых прошёл Афган, а другой стал сытым приспособленцем. Это не первая публикация Антона  Шушарина  в «Двине». А вот Ирина Кемакова, учительница сельской школы, у нас печатается впервые – здесь подборка её рассказов «Кризис среднего возраста».

С некоторых пор мы завели рубрику «Песни русских просторов». Ведёт её член редколлегии «Двины» Ольга Корзова. В рамках её печатаются небольшие подборки поэтов России – это наш скромный вклад в дело «сшивания» раздёрганного литературного пространства. В свежем выпуске идут стихи Веры Кузьминой и Алексея Ивантера.

У этого номера, как у книги, есть композиционное — в виде пролога и эпилога — обрамление. Пролог – философско-публицистические размышления Валерия Чубара «Дальше от Победы». Эпилог – мои паломнические заметки «Дивеево как диво, то есть чудо…». Память, следование заветам пращуров, упование на Божью милость – вот опоры русского мировосприятия и национального бытия, что и исповедуют редакция и редколлегия журнала «Двина».

 

Свежий выпуск, выходящий в год 70-летия Победы, обращён к памяти поколений и одновременно несёт, я бы сказал, мобилизационную установку. Он разделён на три части, которые соответственным образом оформлены. Суть наполнения их такова: ВЕЛИКАЯ ВОЙНА, РОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, НЫНЕШНЯЯ ТРЕВОЖНАЯ  — НА ГРАНИ ВОЙНЫ  — ЖИЗНЬ.

Раздел о войне – сугубо документальный. В отличие от ТВ и кинематографа, которые, как игровые автоматы, переполнены «стрелялками», «Двина» в этом номере говорит о военном лихолетье языком детей и подростков – последних свидетелей  войны. Архангельск отстоял далеко от фронта, но по сути был прифронтовым городом, который бомбили, который околевал от голода. Весной 1942 года норма хлеба на иждивенца, то есть старика и ребёнка, сократилась до 100 граммов – меньше, чем в блокадном Ленинграде. Величиной с детскую ладошку был тот ломтик хлеба. Сотни и тысячи жизней унесла та голодная военная весна.

И вновь неспокойно на наших рубежах. Тень лихолетья ходит-бродит по границам. О войне, которая полыхает совсем рядом, в Донбассе, — «Двина» даёт блок публикаций.  Они — как эхо войны Отечественной.  Наиболее уязвима в литературном плане одна из них – «Слишком поздно». Это история возвращения из России уроженца Донецка в родной, ставший фронтовым, город. Но ведь эта история написана школьницей – 9-классницей пригородной архангельской школы Таней Даценко, это её дебют. Здесь важен сам факт – молодёжь не замыкается в своих тусовочных интересах, она живёт тревогами и заботами Родины.   

Второй раздел номера посвящён родной словесности, но и в нём тоже едва не на каждой странице война. 

Вот рецензия на спектакль по роману Фёдора Абрамова «Братья и сёстры». Место действия — архангельская глубинка, время действия — война. Это третья версия знаменитого спектакля, который почти сорок лет назад благословил сам писатель. Справились ли с материалом о военном лихолетье молодые актёры — третий призыв МДТ, которым руководит Лев Додин? Автор Валерий Чубар, специально летавший в Питер на премьеру, убеждён — справились. Генетическая память не подводит —  у нас в крови память о войне, это наше кровное и сокровенное.

Мирный сюжет у рассказа Ивана Молчанова «Жаркое лето». Безмятежный июньский полдень, но  в него, словно осколок из 41-го года,  неожиданно врывается память о  войне, как-то особенно подчёркивая счастье жить под  мирным небом, радоваться купающимся в речке детям. Автор рассказа — тот самый Иван Молчанов, который написал в 30-х годах стихотворение «Прокати нас, Петруша, на тракторе…», и оно, окрылённое музыкой, облетело тогда всю страну. Рассказ, прежде не публиковавшийся, отыскался в одном архиве. И до чего же кстати. Ведь в нынешнем году — 80 лет Архангельской писательской организации, в создании которой Иван Никанорович Молчанов принимал самое деятельное участие.

Под рубрикой, отражающей эту дату, печатаются стихи и проза нынешних членов Архангельской писательской организации. Все они —  Елена Галимова, Валерий Чубар, Надежда Князева, Владимир Ноговицын, Ольга Корзова — люди среднего возраста. Войны они не застали, но прошли войну их отцы или  деды, и прямо или косвенно в своей прозе и стихах мои коллеги и товарищи касаются нашей общей незаживающей памяти.

В рамках этого же раздела печатается продолжение романа Сергея Кириллова «Уйдома» — большого полотна, посвящённого судьбе насельников одноименной северной деревни.  Здесь на календаре начало 20-х годов ХХ века, когда рождались будущие солдаты Великой Отечественной войны. 

В свежем номере несколько дебютантов: Сергей Сынков, Василий Романов, Алексей Муратов. Люди в зрелых годах, много повидавшие и испытавшие, служившие в армии, один участвовал в боевых действиях. Здесь печатаются их рассказы — одни о природе, лесном зверье, другие о войне, что идёт на наших границах. Я не случайно разместил  подборку о природе и блок о Донбассе на смежных страницах, дав рубрику «Люди и звери», — они дополняют друг друга . Будет ли у этих авторов в «Двине» продолжение – покажет время. А из молодых, кроме уже упомянутой  Татьяны Даценко, назову Антона  Шушарина: его рассказ «Полная чаша» посвящён двум братьям, один из которых прошёл Афган, а другой стал сытым приспособленцем. Это не первая публикация Антона  Шушарина  в «Двине». А вот Ирина Кемакова, учительница сельской школы, у нас печатается впервые – здесь подборка её рассказов «Кризис среднего возраста».

С некоторых пор мы завели рубрику «Песни русских просторов». Ведёт её член редколлегии «Двины» Ольга Корзова. В рамках её печатаются небольшие подборки поэтов России – это наш скромный вклад в дело «сшивания» раздёрганного литературного пространства. В свежем выпуске идут стихи Веры Кузьминой и Алексея Ивантера.

У этого номера, как у книги, есть композиционное — в виде пролога и эпилога — обрамление. Пролог – философско-публицистические размышления Валерия Чубара «Дальше от Победы». Эпилог – мои паломнические заметки «Дивеево как диво, то есть чудо…». Память, следование заветам пращуров, упование на Божью милость – вот опоры русского мировосприятия и национального бытия, что и исповедуют редакция и редколлегия журнала «Двина».

 

Поделиться
10406