30 августа 2018

Ответы даны, но вопросы остались

В Архангельской области вновь в центре внимания вопросы экологии, готовые вытеснить из повестки дня другие актуальные темы. Такое уже бывало в новейшей истории региона: в период перестройки, когда благодаря выступлениям общественности удалось остановить проект переброски части стока северных рек, потом в девяностые, когда экологические активисты и просто граждане выступили против строительства метанолового завода в опасной близости с дачными поселками. И вот теперь во весь рост встал «мусорный вопрос». Болевые точки – Северодвинск и Ленский район, аналогичные проблемы есть в Онежском и Приморском районах. Чтобы разобраться в проблеме, комитет областного Собрания по природопользованию и ЛПК по инициативе фракции единороссов пригласил все заинтересованные стороны – общественников, представителей прокуратуры, правительства области, местных депутатов, а также главу Северодвинска Игоря Скубенко.

Лес рубят – протесты летят

Ленский район бурлит: не сегодня завтра ждут состав с мусором аж из самой Москвы. Идут письма с подписями гражданских активистов и депутатов в адрес надзорных органов, региональной и федеральной власти. Предыстория такова: близ станции Шиес еще в девяностые годы участок, примыкающий к железнодорожной магистрали, сдали в аренду РЖД на долгий срок – до 2056 года. Недавно там начались непонятные работы: пригнали технику без номеров, вырубили лес (выйдя за границы арендованной территории), вырыли котлован вблизи стальных путей. Шиес – место не самое оживленное: поселок закрыт еще в советские годы, нет нормальных автодорог и сотовой связи, кругом леса, болота, до Республики Коми – несколько километров по тайге. Участок, арендуемый железнодорожниками, расположен в черте населенного пункта. Похоже, земли сданы в субаренду. То есть имеется правовая коллизия, которую надо разрешать. Отсутствие у проводящих работы проектно-сметной документации подтвердил и начальник регионального управления Роспотребнадзора Роман Бузинов. Нет ни согласований, ни экологических изысканий. Сам проект находится еще в стадии разработки. Свое веское слово должна сказать теперь прокуратура. Еще раз отметим: что же конкретно собираются тут строить, железнодорожное начальство хранит в тайне. Необходимой документации у тех, кто ведет строительство, нет. Когда отсутствует нормальная информация, неизбежно возникают версии и предположения, что будоражит население. Молчание тех, кто должен сказать народу правду, подогревает слухи. В социальных сетях и СМИ появилась и разлетелась информация о том, что работы, начавшиеся в Шиесе, – строительство мусорного полигона, куда по железной дороге отправятся ТКО (твердые коммунальные отходы) из столицы. – Мы против любого размещения, завоза, свалки, связанной с бытовыми отходами, – заявил депутат муниципального Совета Урдомы Николай Викторов. Его коллега из районного Совета Людмила Марьина сослалась на договор, существующий между железнодорожниками и ГБУ «Автомобильные дороги» департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, а у последнего в свою очередь – договор с недавно созданным ООО «Технопарк». Согласно договору планируется ежедневная приемка и разгрузка от 55 до 90 вагонов весом 60 тонн. Что будут представлять собой эти каждодневные 60 тонн, никто пока что вразумительного ответа не дал.

Молчание РЖД

Поселок Урдома сегодня – муниципальное образование, весьма благополучное в социально-экономическом плане, бюджет у него профицитный, уровень безработицы весьма низок – спасибо газопроводу, той же железной дороге и другим предприятиям. Так что аргументы в пользу создания здесь еще одного предприятия с энным количеством рабочих мест жителей Урдомы не впечатляют. На первом месте – здоровая природная среда, в которой жить людям. Ведь возможное захоронение отходов в заболоченных почвах чревато серьезнейшими последствиями: в болотах берут начало речки (в т. ч. нерестовые), впадающие в Вычегду, она – в Северную Двину, та – в Белое море. Против возможных экологических последствий и выступили местные жители, собрав на день заседания комитета более 4600 подписей. На стороне местных жителей – и посетившая район депутат областного Собрания Ольга Виткова. Не должно получиться так, что собака лает, а караван (состав с отходами) идет, считает она. – Все понимают резонансную ситуацию. Это говорит о нашем выздоровлении, мы начинаем строить гражданское общество – так оценил социальную активность жителей района Виталий Фортыгин. – Мы – хозяева на своей земле и понимаем свою ответственность. «Беспардонностью» назвал происходящее его коллега Станислав Вторый. Представителей РЖД приглашали на заседание комитета. Однако среди участников заседания главных виновников торжества не оказалось. Молчат, словно берегут какую-то страшную тайну. Между тем по Интернету уже гуляет некая телеграмма об отправлении из Москвы в Шиес грузового состава. Только тогда железнодорожники отреагировали: телеграммы не было, фейк это. Ситуация с ТКО в Ленском и прилегающих к нему районах и без того не идеальная: так, в окрестностях Урдомы сливают жидкие отходы, в Вилегодском районе бесконтрольно вывозится мусор, не работают очистные сооружения в Сольвычегодске. А если еще большой мусорный полигон…

Соглашение, экспертиза, слушания

Позицию исполнительной власти региона озвучил заместитель председателя областного правительства Евгений Фоменко, уже побывавший в Ленском районе и встретившийся с местными жителями. Как заверил зампред, ни о каком размещении ТКО без прохождения необходимых процедур речи быть не может. А это, во-первых, общественные слушания по изменению генплана и правил землепользования на территории муниципалитета, во-вторых, публичные слушания по оценке воздействия на окружающую среду. Для этого необходимы результаты экспертизы. Самое же главное – никакое перемещение отходов из одного региона в другой невозможно без заключения соглашения между ними – теми, кто отправляет ТКО, и теми, кто их будет принимать. Правительство области уже обратилось к «молчаливому» руководству РЖД, чтобы выяснить, подо что же именно готовится строительная площадка. Как уже говорилось, отсутствие или неполнота информации рождает слухи. В частности, и о том, что в Архангельскую область готовятся ввозить радиоактивные отходы. На самом деле никаких решений о создании такой свалки в регионе не принималось, да и не может быть принято втихаря. То же касается и еще одной «горячей» мусорной точки на карте области – северодвинской городской свалки, которая будет законсервирована во многом как раз из-за периодически случающихся возгораний. Мусор копился на этом месте десятилетиями. Придется подыскивать новое место размещения отходов. – Я ни одной бумаги не подпишу, пока не увижу полный спектр необходимых заключений, – заверил Игорь Скубенко, призвав своих оппонентов к спокойствию. Все решения по новому мусорному полигону в границах существующей агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск – населенные пункты Приморского района будут приняты после того, как выслушают мнения всех заинтересованных лиц и структур: общественников, садоводов, дачников, представителей контролирующих структур. Тогда и определится место, предназначенное для складирования бытовых отходов.

Комментарии

Евгений Фоменко, зампред правительства области: – Согласно Федеральному закону № 89 любое перемещение твердых коммунальных отходов с территории одного субъекта Федерации на территорию другого субъекта возможно только по соглашению между ними. По состоянию на 22 августа 2018 года Архангельская область ни с одним субъектом Российской Федерации подобных соглашений не заключала. Поэтому любая транспортировка твердых коммунальных отходов без подобного соглашения будет означать прямое нарушение федеральных законов. В данный момент все работы проводятся на земельном участке, который передан Российским железным дорогам. Поэтому целевое назначение данного участка – это создание объектов железнодорожной инфраструктуры. И Росреестр может проверить условия использования данного участка. Александр Дятлов, председатель комитета облсобрания по природопользованию и ЛПК: – В СМИ активно обсуждается появившаяся информация о том, что в ряде районов и городов области планируется организовать свалки и полигоны по утилизации ТБО, в том числе поступающих из других регионов, что неизбежно нанесет урон экологии региона и скажется на здоровье жителей. Население взывает к благоразумию и обращается за поддержкой к Президенту России. Негативное общественное мнение во многом вызвано недостаточной информированностью населения. Именно поэтому мы инициировали заседание комитета, чтобы понять, что в реальности происходит в регионе, какие возможны варианты развития событий и какие меры нужно принять. Комитет категорически против появления новых свалок в городах, вблизи них и других муниципальных образований. Именно эту позицию мы намерены отстаивать.

Такое уже бывало в новейшей истории региона: в период перестройки, когда благодаря выступлениям общественности удалось остановить проект переброски части стока северных рек, потом в девяностые, когда экологические активисты и просто граждане выступили против строительства метанолового завода в опасной близости с дачными поселками. И вот теперь во весь рост встал «мусорный вопрос».

Болевые точки – Северодвинск и Ленский район, аналогичные проблемы есть в Онежском и Приморском районах. Чтобы разобраться в проблеме, комитет областного Собрания по природопользованию и ЛПК по инициативе фракции единороссов пригласил все заинтересованные стороны – общественников, представителей прокуратуры, правительства области, местных депутатов, а также главу Северодвинска Игоря Скубенко.

Лес рубят – протесты летят

Ленский район бурлит: не сегодня завтра ждут состав с мусором аж из самой Москвы. Идут письма с подписями гражданских активистов и депутатов в адрес надзорных органов, региональной и федеральной власти. Предыстория такова: близ станции Шиес еще в девяностые годы участок, примыкающий к железнодорожной магистрали, сдали в аренду РЖД на долгий срок – до 2056 года. Недавно там начались непонятные работы: пригнали технику без номеров, вырубили лес (выйдя за границы арендованной территории), вырыли котлован вблизи стальных путей. Шиес – место не самое оживленное: поселок закрыт еще в советские годы, нет нормальных автодорог и сотовой связи, кругом леса, болота, до Республики Коми – несколько километров по тайге.

Участок, арендуемый железнодорожниками, расположен в черте населенного пункта. Похоже, земли сданы в субаренду. То есть имеется правовая коллизия, которую надо разрешать. Отсутствие у проводящих работы проектно-сметной документации подтвердил и начальник регионального управления Роспотребнадзора Роман Бузинов. Нет ни согласований, ни экологических изысканий. Сам проект находится еще в стадии разработки. Свое веское слово должна сказать теперь прокуратура.

Еще раз отметим: что же конкретно собираются тут строить, железнодорожное начальство хранит в тайне. Необходимой документации у тех, кто ведет строительство, нет. Когда отсутствует нормальная информация, неизбежно возникают версии и предположения, что будоражит население.

Молчание тех, кто должен сказать народу правду, подогревает слухи. В социальных сетях и СМИ появилась и разлетелась информация о том, что работы, начавшиеся в Шиесе, – строительство мусорного полигона, куда по железной дороге отправятся ТКО (твердые коммунальные отходы) из столицы.

– Мы против любого размещения, завоза, свалки, связанной с бытовыми отходами, – заявил депутат муниципального Совета Урдомы Николай Викторов.

Его коллега из районного Совета Людмила Марьина сослалась на договор, существующий между железнодорожниками и ГБУ «Автомобильные дороги» департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, а у последнего в свою очередь – договор с недавно созданным ООО «Технопарк». Согласно договору планируется ежедневная приемка и разгрузка от 55 до 90 вагонов весом 60 тонн.

Что будут представлять собой эти каждодневные 60 тонн, никто пока что вразумительного ответа не дал.

Молчание РЖД

Поселок Урдома сегодня – муниципальное образование, весьма благополучное в социально-экономическом плане, бюджет у него профицитный, уровень безработицы весьма низок – спасибо газопроводу, той же железной дороге и другим предприятиям. Так что аргументы в пользу создания здесь еще одного предприятия с энным количеством рабочих мест жителей Урдомы не впечатляют. На первом месте – здоровая природная среда, в которой жить людям. Ведь возможное захоронение отходов в заболоченных почвах чревато серьезнейшими последствиями: в болотах берут начало речки (в т. ч. нерестовые), впадающие в Вычегду, она – в Северную Двину, та – в Белое море.

Против возможных экологических последствий и выступили местные жители, собрав на день заседания комитета более 4600 подписей.

На стороне местных жителей – и посетившая район депутат областного Собрания Ольга Виткова. Не должно получиться так, что собака лает, а караван (состав с отходами) идет, считает она.

– Все понимают резонансную ситуацию. Это говорит о нашем выздоровлении, мы начинаем строить гражданское общество – так оценил социальную активность жителей района Виталий Фортыгин. – Мы – хозяева на своей земле и понимаем свою ответственность.

«Беспардонностью» назвал происходящее его коллега Станислав Вторый.

Представителей РЖД приглашали на заседание комитета. Однако среди участников заседания главных виновников торжества не оказалось. Молчат, словно берегут какую-то страшную тайну. Между тем по Интернету уже гуляет некая телеграмма об отправлении из Москвы в Шиес грузового состава. Только тогда железнодорожники отреагировали: телеграммы не было, фейк это.

Ситуация с ТКО в Ленском и прилегающих к нему районах и без того не идеальная: так, в окрестностях Урдомы сливают жидкие отходы, в Вилегодском районе бесконтрольно вывозится мусор, не работают очистные сооружения в Сольвычегодске. А если еще большой мусорный полигон…

Соглашение, экспертиза, слушания

Позицию исполнительной власти региона озвучил заместитель председателя областного правительства Евгений Фоменко, уже побывавший в Ленском районе и встретившийся с местными жителями. Как заверил зампред, ни о каком размещении ТКО без прохождения необходимых процедур речи быть не может.

А это, во-первых, общественные слушания по изменению генплана и правил землепользования на территории муниципалитета, во-вторых, публичные слушания по оценке воздействия на окружающую среду. Для этого необходимы результаты экспертизы. Самое же главное – никакое перемещение отходов из одного региона в другой невозможно без заключения соглашения между ними – теми, кто отправляет ТКО, и теми, кто их будет принимать.

Правительство области уже обратилось к «молчаливому» руководству РЖД, чтобы выяснить, подо что же именно готовится строительная площадка.

Как уже говорилось, отсутствие или неполнота информации рождает слухи.

В частности, и о том, что в Архангельскую область готовятся ввозить радиоактивные отходы. На самом деле никаких решений о создании такой свалки в регионе не принималось, да и не может быть принято втихаря.

То же касается и еще одной «горячей» мусорной точки на карте области – северодвинской городской свалки, которая будет законсервирована во многом как раз из-за периодически случающихся возгораний. Мусор копился на этом месте десятилетиями. Придется подыскивать новое место размещения отходов.

– Я ни одной бумаги не подпишу, пока не увижу полный спектр необходимых заключений, – заверил Игорь Скубенко, призвав своих оппонентов к спокойствию. Все решения по новому мусорному полигону в границах существующей агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск – населенные пункты Приморского района будут приняты после того, как выслушают мнения всех заинтересованных лиц и структур: общественников, садоводов, дачников, представителей контролирующих структур. Тогда и определится место, предназначенное для складирования бытовых отходов.

Комментарии

Евгений Фоменко, зампред правительства области:

– Согласно Федеральному закону № 89 любое перемещение твердых коммунальных отходов с территории одного субъекта Федерации на территорию другого субъекта возможно только по соглашению между ними.

По состоянию на 22 августа 2018 года Архангельская область ни с одним субъектом Российской Федерации подобных соглашений не заключала.

Поэтому любая транспортировка твердых коммунальных отходов без подобного соглашения будет означать прямое нарушение федеральных законов.

В данный момент все работы проводятся на земельном участке, который передан Российским железным дорогам. Поэтому целевое назначение данного участка – это создание объектов железнодорожной инфраструктуры. И Росреестр может проверить условия использования данного участка.

Александр Дятлов, председатель комитета облсобрания по природопользованию и ЛПК:

– В СМИ активно обсуждается появившаяся информация о том, что в ряде районов и городов области планируется организовать свалки и полигоны по утилизации ТБО, в том числе поступающих из других регионов, что неизбежно нанесет урон экологии региона и скажется на здоровье жителей. Население взывает к благоразумию и обращается за поддержкой к Президенту России.

Негативное общественное мнение во многом вызвано недостаточной информированностью населения. Именно поэтому мы инициировали заседание комитета, чтобы понять, что в реальности происходит в регионе, какие возможны варианты развития событий и какие меры нужно принять. Комитет категорически против появления новых свалок в городах, вблизи них и других муниципальных образований. Именно эту позицию мы намерены отстаивать.

Поделиться
28376