12 января 2020

Открывая Русский Север: как живется иностранным студентам в Поморье?

Архангельская региональная общественная благотворительная организация «Рассвет» совместно с САФУ и СГМУ в течение 2020 года разработают программу эффективной интеграции иностранных студентов в местное сообщество на Русском Севере.

Открывая Русский Север: как живется иностранным студентам в Поморье?

Проект «Открывая Русский Север» стал одним из победителей конкурса президентских грантов в 2019-м.

Проекту предшествовал опрос студентов-иностранцев. В рамках исследования они отмечали, какой информации и знаний им не хватает, какая необходима поддержка, как они заинтересованы в продвижении своей культуры в Архангельской области, какие есть сложности с выстраиванием отношений в молодежной среде города. В итоге выделили три основных направления: обучение русскому языку, правовая школа мигранта и проведение психологических тренингов.

Русский язык

Больше половины опрошенных отметили сложности с адаптацией в русскоязычной среде, несмотря на то что преподаванию русского языка для иностранцев в САФУ уделяется большое внимание. Студенты заинтересованы в том, чтобы учить язык не на традиционных занятиях в классах, а в более неформальной обстановке.

— Мы предлагаем языковую программу «Русский Север», которая будет отличаться от внедренных в образовательный процесс программ русского языка с экзаменами и зачетами. Это будет интерактивная, диалоговая, неформальная обстановка погружения в язык, в том числе через знакомство с культурой Русского Севера, — рассказала начальник управления международного сотрудничества САФУ Любовь Зарубина. Планируется, что студенты будут брать какие-то темы, связанные с регионом, и всесторонне их изучать. Например,  в 2020-м  литературное наследие Федора Абрамова, чему в юбилейном году будет посвящено много мероприятий.

Планируется плотно работать с музеями. Но если для студентов, в том числе иностранных, при наличии студенческого билета музеи предоставляют значительные скидки или даже делают бесплатными посещение выставок и мероприятий, то на иностранцев, которые учатся на подготовительном отделении, льготы не распространяются. Этот вопрос в ходе проекта планируется решить с городскими и региональными властями.

При этом многие иностранные студенты готовы участвовать в региональных мероприятиях и знакомить жителей Архангельска со своей культурой.

— У них есть большая потребность, чтобы их видели в городе. Они едут сюда с национальной атрибутикой, со своими книгами, им хочется свою культуру показать, — добавила Любовь Зарубина.

Правовые вопросы

Как отмечают иностранные студенты, им часто не хватает информации об их правах на территории России. Как говорит Людмила Зарубина, с обязанностями при этом они знакомы неплохо.

— Помимо своих регистрационных обязанностей, которые курируют университет и наши профильные департаменты, им бы хотелось свои права, в том числе по получению российского гражданства в дальнейшем, знать шире, — сказала она. – Это необходимо для выстраивания их жизненной и профессиональной траектории. Это и переход на другие ступени обучения, для занятий наукой, и трудоустройство в России: и самозанятость, и открытие предприятий, например в формате совместных, если у них есть со своей родиной такие бизнес-связи. Тем более что в нацпроекте «Образование» поставлена задача, чтобы наиболее талантливые выпускники-иностранцы имели возможность остаться работать в России.

Для проведения занятий по правовой программе университет будет приглашать экспертов из миграционной службы, представителей администрации города и региональных органов власти. Консультировать студентов будут и психологи, акцент сделан на тренинги по предотвращению конфликтных ситуаций. Опрос среди жителей Архангельска, проведенный САФУ, показал, что горожане могут настороженно относиться к студентам из других стран.

— Мы не говорим о межнациональных конфликтах регионального уровня, но в каждодневной ситуации ребята могут сталкиваться с разными ситуациями: кому-то что-то сказали, где-то не так посмотрели. Психологи будут работать и в индивидуальном порядке, и проводить общие тренинги, — отметила Людмила Зарубина.

Спокойная обстановка

В СГМУ сейчас учится около тысячи студентов из 15 стран. Большая часть – это представители Индии. В СГМУ преподавание для иностранных студентов ведется на английском языке. В САФУ на разных уровнях и формах подготовки обучается порядка тысячи студентов более чем из 50 стран, есть как русскоязычные, так и англоязычные программы. По сравнению с 2010 годом количество студентов из-за рубежа в САФУ увеличилось более чем в десять раз. В программах полного цикла больше представлены страны СНГ, дальнее же зарубежье — больше в семестровых англоязычных программах.

Представители Узбекистана учатся по нефтегазовому направлению, граждан Казахстана много среди студентов, которые обучаются на учителей начальных классов. Представители дальнего зарубежья часто выбирают специальности, связанные с Арктикой, но не только. В этом году учиться по направлению «физика» приехали четыре японца. Направления «целлюлозно-бумажная промышленность» выбирают студенты из Индонезии и Вьетнама, «международные отношения» и языки – китайцы.

По словам Людмилы Зарубиной, иностранные студенты выбирают не только направление, по которому они хотят учиться, и вуз, но и регион.

— Наши опросы показали – ребята выбирают  дестинацию:  безопасное для проживания место, а не только диплом, — уточнила она. – В нашем северном крае миграционные потоки очень слабые, у нас относительно благоприятная среда в этом плане – это одно из наших преимуществ для привлечения ребят, они не боятся сюда ехать – здесь комфортная и безопасная среда.

В САФУ большое количество студентов из Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, при этом в Архангельске нет узбекской, таджикской и туркменской диаспор.

Еще один вопрос, который нужно решать на уровне региональной власти, – это возможность посещения иностранными студентами, как на экскурсиях, так и для прохождения практики, ряда организаций, в том числе органов власти области. Учащиеся-иностранцы сейчас не имеют права посещать исполнительные органы государственной власти, из-за этого проблемы с прохождением практики.

Учиться в рамках проекта будут и преподаватели. Все больше и больше иностранных студентов поступают на технические специальности. Поэтому педагогам инженерных направлений будут объяснять, как работать в межкультурных классах. Эти методики преподавания САФУ начал передавать и в школы города, где учатся дети из других стран. Наработанный по проекту опыт планируется предложить и вузам других регионов.

Фото: пресс-служба САФУ

Поделиться
51563