28 октября 2016

От заказчика до поставщика

Площадка для обсуждения

Во второй раз областное контрактное агентство и региональный Центр закупок выступили организаторами конференции,  посвященной изменениям в законодательстве о контрактно-закупочной деятельности и реализации Федерального закона № 223 в Архангельской области. В конференц-зале было многолюдно. Состав участников конференции подчеркивал ее значимость: представители Минэкономразвития России, Академии контрактных отношений, Единой электронной торговой площадки, территориальных органов федерального казначейства и антимонопольной службы, прокуратуры, арбитражного суда, Архангельской торгово-промышленной палаты, управленцы, предприниматели…

Кстати, в Архангельске отныне структур, имеющих отношение к этой сфере деятельности, прибавилось. Например, региональное отделение Гильдии отечественных закупщиков и специалистов в сфере закупок. Новая организация сформирована на базе контрактного агентства. Заместитель руководителя агентства Елена Правдина так оценила роль гильдии:

– Созданное в Архангельской области отделение станет своего рода площадкой для конструктивного обсуждения проблематики российской системы осуществления закупок, выработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, оптимизации бюджетных расходов, повышения уровня профессиональных навыков специалистов.

В Архангельской области в нынешнем году объем госзакупок составит почти 17 миллиардов рублей, 8,7 миллиарда уже освоены в первом полугодии.

Какие бывают торги

Задача, которую организаторы конференции поставили перед собой, – унификация требований и документов, чтобы исключить ложные толкования, минимизировать требования, привести их к типовой форме.

Главный документ, регулирующий закупки, – Федеральный закон № 223. Он вступил в действие с 1 января 2012 года. Часть субъектов закупочной деятельности работают по Закону № 44. Торги могут проводиться в различных формах. Есть конкурентные закупки, неконкурентные, закрытые (если в них участвуют силовики или сведения о закупках составляют государственную тайну). Для автономных и бюджетных учреждений преобладающий способ – закупки у единственного поставщика, что создает условия для сговора недобросовестных заказчиков. Активно внедряются в России электронные торги: 64 процента всех закупок в электронной форме осуществляются на пяти крупных площадках, всего же таких площадок 163.

В Закон № 223 в прошлом году внесен ряд изменений, которые касаются участия в закупках малого и среднего бизнеса, закупок импортного оборудования, а также инновационной и высокотехнологичной продукции.

Помочь местным предпринимателям

Елена Правдина совместно с управляющим партнером Архангельского тендерного центра Александром Мокеевым выступили модераторами дискуссионной площадки, посвященной участию предпринимателей региона в закупках товаров, работ и услуг. Как ни странно, площадка оказалась малолюдной – не более десятка человек приняли участие в ней.

Почему? Как считают участники дискуссии, предприниматели региона неактивно участвуют в торгах потому, что не верят в положительный результат: дескать, зачем идти туда, ведь все равно победят «свои»? Это притом что сегодня процедура максимально прозрачна для потенциальных поставщиков.

На фоне пассивности наших предпринимателей активно действуют компании федерального уровня. При этом поставщик, выиграв, например, конкурс на поставку клининговых услуг в государственном учреждении, все равно нанимает местную фирму, то есть сдает услугу в субаренду. Деньги уходят из области. А чем больше местных предпринимателей выигрывает на торгах, тем лучше для бюджета. Однако никаких привилегий местным поставщикам быть не может, так как это идет вразрез с антимонопольным законодательством. Так что задача – переломить негативную тенденцию, заинтересовать наших предпринимателей, сформировать доверие к заказчику.

Основные документы, необходимые для участия в торгах, – заявка, техническое задание и обоснование начальной цены контракта.

Комментарий

Елена Правдина, заместитель руководителя областного контрактного агентства:

– Сегодня самое главное, то, что мы пытались донести до заказчиков на конференции (они составляли до 90 процентов ее участников), – это форма общения, то, что мы собрали представителей контролирующих, надзорных органов, регуляторов в сфере осуществления закупок. И когда мы в одном зале садимся за стол переговоров, можем поднимать вопросы, выслушивать разные точки зрения – это для нас самая большая ценность.

Вопросы поднимались разнообразные: от существующих проблем до готовящихся изменений в сфере осуществления закупок. Профессионализм заказчика во многом зависит от его информированности.

Кстати, в Архангельске отныне структур, имеющих отношение к этой сфере деятельности, прибавилось. Например, региональное отделение Гильдии отечественных закупщиков и специалистов в сфере закупок. Новая организация сформирована на базе контрактного агентства. Заместитель руководителя агентства Елена Правдина так оценила роль гильдии:

– Созданное в Архангельской области отделение станет своего рода площадкой для конструктивного обсуждения проблематики российской системы осуществления закупок, выработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, оптимизации бюджетных расходов, повышения уровня профессиональных навыков специалистов.

В Архангельской области в нынешнем году объем госзакупок составит почти 17 миллиардов рублей, 8,7 миллиарда уже освоены в первом полугодии.

Какие бывают торги

Задача, которую организаторы конференции поставили перед собой, – унификация требований и документов, чтобы исключить ложные толкования, минимизировать требования, привести их к типовой форме.

Главный документ, регулирующий закупки, – Федеральный закон № 223. Он вступил в действие с 1 января 2012 года. Часть субъектов закупочной деятельности работают по Закону № 44. Торги могут проводиться в различных формах. Есть конкурентные закупки, неконкурентные, закрытые (если в них участвуют силовики или сведения о закупках составляют государственную тайну). Для автономных и бюджетных учреждений преобладающий способ – закупки у единственного поставщика, что создает условия для сговора недобросовестных заказчиков. Активно внедряются в России электронные торги: 64 процента всех закупок в электронной форме осуществляются на пяти крупных площадках, всего же таких площадок 163.

В Закон № 223 в прошлом году внесен ряд изменений, которые касаются участия в закупках малого и среднего бизнеса, закупок импортного оборудования, а также инновационной и высокотехнологичной продукции.

Помочь местным предпринимателям

Елена Правдина совместно с управляющим партнером Архангельского тендерного центра Александром Мокеевым выступили модераторами дискуссионной площадки, посвященной участию предпринимателей региона в закупках товаров, работ и услуг. Как ни странно, площадка оказалась малолюдной – не более десятка человек приняли участие в ней.

Почему? Как считают участники дискуссии, предприниматели региона неактивно участвуют в торгах потому, что не верят в положительный результат: дескать, зачем идти туда, ведь все равно победят «свои»? Это притом что сегодня процедура максимально прозрачна для потенциальных поставщиков.

На фоне пассивности наших предпринимателей активно действуют компании федерального уровня. При этом поставщик, выиграв, например, конкурс на поставку клининговых услуг в государственном учреждении, все равно нанимает местную фирму, то есть сдает услугу в субаренду. Деньги уходят из области. А чем больше местных предпринимателей выигрывает на торгах, тем лучше для бюджета. Однако никаких привилегий местным поставщикам быть не может, так как это идет вразрез с антимонопольным законодательством. Так что задача – переломить негативную тенденцию, заинтересовать наших предпринимателей, сформировать доверие к заказчику.

Основные документы, необходимые для участия в торгах, – заявка, техническое задание и обоснование начальной цены контракта.

Комментарий

Елена Правдина, заместитель руководителя областного контрактного агентства:

– Сегодня самое главное, то, что мы пытались донести до заказчиков на конференции (они составляли до 90 процентов ее участников), – это форма общения, то, что мы собрали представителей контролирующих, надзорных органов, регуляторов в сфере осуществления закупок. И когда мы в одном зале садимся за стол переговоров, можем поднимать вопросы, выслушивать разные точки зрения – это для нас самая большая ценность.

Вопросы поднимались разнообразные: от существующих проблем до готовящихся изменений в сфере осуществления закупок. Профессионализм заказчика во многом зависит от его информированности.

Поделиться
18474