30 июля 2014

От памятника И. В. Сталину

Сегодня мы не представляем себе жизнь без транспорта: машины, мотоциклы, велосипеды. Но еще каких-то 50 лет назад о такой роскоши, как сегодня, – вышел из подъезда дома и сел в припаркованный автомобиль – не могло идти и речи. Только общественный транспорт.

Грузовик со скамьями и тентом

Первый общественный пассажирский транспорт в поселке Ворошиловском появился в январе 1949 года. Это была обычная грузовая машина со скамьями и тентом. Маршрут движения – от памятника И. В. Сталину у магазина № 2 до 95-го пикета.

Памятника И. В. Сталину давно нет, а вместе с ним исчезло и прежнее название площади. Она получила имя другого вождя, Ленина. И сих пор «круг» у первой школы – площадь имени В. И. Ленина. Магазин № 2 до сих пор именуется «Второй», хоть и принадлежит частной архангельской торговой фирме – сохранилась историческая преемственность. А вот 95-й пикет известен уже немногим. Это полустанок на железнодорожной ветке, идущей от станции Исакогорка в сторону Архангельского ЦБК.

Расписания у первого общественного пассажирского транспорта в те годы не было. Чаще всего люди добирались до 95-го пикета пешком.

До Архангельска – 45 копеек

В 1957 году Ворошиловский был переименован в поселок Первомайский Исакогорского района города Архангельска. Это определило нумерацию маршрутов автобусов, которая стала соответствовать принятой в Архангельске.

Первый городской маршрут – № 6 – следовал по линии «Центральная вахта – Третья очередь АЦБК» и пролегал по основным городским улицам. На нем использовались автобусы ПАЗ-652, затем ПАЗ-672, а еще позже – ЛиАЗ-677. 

Еще одним городским маршрутом был – «Центральная вахта – 32-й квартал», носивший порядковый номер 6а. Потом его сменили на «Центральная вахта – магазин «Детский мир». Маршрут № 5: «Берег – Аптека»; маршрут № 5а: «Центральная вахта – 32-й квартал – 3-я очередь АЦБК».

В 1967 году впервые появилось автобусное сообщение с правым берегом Северной Двины – был открыт маршрут № 109 «Архбум – Поморская» (впоследствии «Архбум – М. Р. Вокзал»). Также был введен маршрут № 140 «Архбум – Аэропорт». Несколько месяцев просуществовал маршрут № 203 «Архбум – Северодвинск», закрытый по режимным соображениям.

Пассажиров на этих маршрутах перевозили с 1972 года, сначала на 109-м, а потом на 6-м маршруте, первый автобус – марки ЛиАЗ-677 с номером 98-82 АХЗ. В 1974 году закончил свою работу на маршруте № 6 последний из автобусов ЛиАЗ-158 с номером 04-66 АХД. Здесь же работали автобусы ЛАЗ-695е и ЛиАЗ-158, затем ЛАЗ-695м и ЛАЗ-695н. Иногда работали и ЛиАЗ-677 (чаще всего, пока еще были новыми). В аэропорт пассажиров перевозил ЛАЗ-697н. А в 1975 году для Архангельского ЦБК был закуплен первый «Икарус-256» белого цвета с бордовой «юбкой» (номер 97-03 АХК), а потом еще два новеньких импортных автобуса.

Билеты на пригородные автобусы стоили по-разному. Так, до Архангельска можно было доехать за 45 копеек, а до Аэропорта – за 60. По городу можно было прокатиться за 5 копеек, до Дома ветеранов и Зверосовхоза – 10, до Лесной речки – 20, до Исакогорки – 25 копеек. 

Рисунок Юрия КОЛТОВОГО

Новые маршруты

24 ноября 1977 года поселок городского типа Первомайский получил статус города областного подчинения и название Новодвинск. 

С образованием города изменились названия маршрутов: 109-й на «Новодвинск – Архангельск» и 140-й на «Новодвинск – Аэропорт». Нумерация городских маршрутов также изменилась: «пятый» стал «первым», «шестой А» – «вторым», «пятый А» – «третьим», «шестой» – «четвертым». Позже 109-й маршрут переименовали в 144-й, появился маршрут № 144Э «Новодвинск – Архангельск» с промежуточной остановкой только на улице Магистральной, а потом остался только 144 маршрут со стоимостью проезда, как на 144Э, но со всеми остановками.

Были введены маршруты 

№ 141 «Новодвинск – Н. Тойнокурье», № 148 «Новодвинск – Магистральная», № 152 «Новодвинск – Северодвинск». Автобусы на Архангельск следовали через Зверосовхоз, Лесную Речку, Исакогорку и Дамбу. 

С постройкой путепровода через железнодорожные пути стало возможным организовать движение на Архангельск по более короткому маршруту, минуя станцию Исакогорка и Дамбу.

С развитием дачных кооперативов в восьмидесятые годы возникла необходимость в организации маршрутов №№ 145, 145у, 146, 147. Северодвинский маршрут был переименован в 552-й. 

Для Архангельского ЦБК купили еще два «Икаруса-256» бордового цвета с белой «юбкой». А современное автотранспортное предприятие использует помимо «Икарусов» комфортабельные немецкие автобусы MAN. На большинстве пригородных маршрутов сегодня пассажиров перевозят небольшие микроавтобусы. 

И никто из нас уже не вспоминает про обычную грузовую машину со скамьями и тентом.


От автора:

В доме № 2 на улице Уборевича рядом с автобусной диспетчерской работало фотоателье – в первом подъезде на первом этаже. Фотоателье, по нынешним меркам, звучит громко, но в арендуемой квартире фотомастер мог сделать фотографию на документы. 

А в конце 80-х – начале 90-х годов там можно было приобрести фотокарточки с актерами кино и музыкантами. Черные минипостеры с Джеки Чаном, Брюсом Ли, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером и другими актерами импортных фильмов, которые крутились в модных в то время видеосалонах, можно было купить только здесь. 

По выходным в фотолавочку выстраивалась очередь подростков, которые покупали фото за 10 копеек. У меня была целая коллекция фотографий с иностранными кумирами.

 

От памятника И. В. Сталину

Грузовик со скамьями и тентом

Первый общественный пассажирский транспорт в поселке Ворошиловском появился в январе 1949 года. Это была обычная грузовая машина со скамьями и тентом. Маршрут движения – от памятника И. В. Сталину у магазина № 2 до 95-го пикета.

Памятника И. В. Сталину давно нет, а вместе с ним исчезло и прежнее название площади. Она получила имя другого вождя, Ленина. И сих пор «круг» у первой школы – площадь имени В. И. Ленина. Магазин № 2 до сих пор именуется «Второй», хоть и принадлежит частной архангельской торговой фирме – сохранилась историческая преемственность. А вот 95-й пикет известен уже немногим. Это полустанок на железнодорожной ветке, идущей от станции Исакогорка в сторону Архангельского ЦБК.

Расписания у первого общественного пассажирского транспорта в те годы не было. Чаще всего люди добирались до 95-го пикета пешком.

До Архангельска – 45 копеек

В 1957 году Ворошиловский был переименован в поселок Первомайский Исакогорского района города Архангельска. Это определило нумерацию маршрутов автобусов, которая стала соответствовать принятой в Архангельске.

Первый городской маршрут – № 6 – следовал по линии «Центральная вахта – Третья очередь АЦБК» и пролегал по основным городским улицам. На нем использовались автобусы ПАЗ-652, затем ПАЗ-672, а еще позже – ЛиАЗ-677. 

Еще одним городским маршрутом был – «Центральная вахта – 32-й квартал», носивший порядковый номер 6а. Потом его сменили на «Центральная вахта – магазин «Детский мир». Маршрут № 5: «Берег – Аптека»; маршрут № 5а: «Центральная вахта – 32-й квартал – 3-я очередь АЦБК».

В 1967 году впервые появилось автобусное сообщение с правым берегом Северной Двины – был открыт маршрут № 109 «Архбум – Поморская» (впоследствии «Архбум – М. Р. Вокзал»). Также был введен маршрут № 140 «Архбум – Аэропорт». Несколько месяцев просуществовал маршрут № 203 «Архбум – Северодвинск», закрытый по режимным соображениям.

Пассажиров на этих маршрутах перевозили с 1972 года, сначала на 109-м, а потом на 6-м маршруте, первый автобус – марки ЛиАЗ-677 с номером 98-82 АХЗ. В 1974 году закончил свою работу на маршруте № 6 последний из автобусов ЛиАЗ-158 с номером 04-66 АХД. Здесь же работали автобусы ЛАЗ-695е и ЛиАЗ-158, затем ЛАЗ-695м и ЛАЗ-695н. Иногда работали и ЛиАЗ-677 (чаще всего, пока еще были новыми). В аэропорт пассажиров перевозил ЛАЗ-697н. А в 1975 году для Архангельского ЦБК был закуплен первый «Икарус-256» белого цвета с бордовой «юбкой» (номер 97-03 АХК), а потом еще два новеньких импортных автобуса.

Билеты на пригородные автобусы стоили по-разному. Так, до Архангельска можно было доехать за 45 копеек, а до Аэропорта – за 60. По городу можно было прокатиться за 5 копеек, до Дома ветеранов и Зверосовхоза – 10, до Лесной речки – 20, до Исакогорки – 25 копеек. 

Рисунок Юрия КОЛТОВОГО

Новые маршруты

24 ноября 1977 года поселок городского типа Первомайский получил статус города областного подчинения и название Новодвинск. 

С образованием города изменились названия маршрутов: 109-й на «Новодвинск – Архангельск» и 140-й на «Новодвинск – Аэропорт». Нумерация городских маршрутов также изменилась: «пятый» стал «первым», «шестой А» – «вторым», «пятый А» – «третьим», «шестой» – «четвертым». Позже 109-й маршрут переименовали в 144-й, появился маршрут № 144Э «Новодвинск – Архангельск» с промежуточной остановкой только на улице Магистральной, а потом остался только 144 маршрут со стоимостью проезда, как на 144Э, но со всеми остановками.

Были введены маршруты 

№ 141 «Новодвинск – Н. Тойнокурье», № 148 «Новодвинск – Магистральная», № 152 «Новодвинск – Северодвинск». Автобусы на Архангельск следовали через Зверосовхоз, Лесную Речку, Исакогорку и Дамбу. 

С постройкой путепровода через железнодорожные пути стало возможным организовать движение на Архангельск по более короткому маршруту, минуя станцию Исакогорка и Дамбу.

С развитием дачных кооперативов в восьмидесятые годы возникла необходимость в организации маршрутов №№ 145, 145у, 146, 147. Северодвинский маршрут был переименован в 552-й. 

Для Архангельского ЦБК купили еще два «Икаруса-256» бордового цвета с белой «юбкой». А современное автотранспортное предприятие использует помимо «Икарусов» комфортабельные немецкие автобусы MAN. На большинстве пригородных маршрутов сегодня пассажиров перевозят небольшие микроавтобусы. 

И никто из нас уже не вспоминает про обычную грузовую машину со скамьями и тентом.


От автора:

В доме № 2 на улице Уборевича рядом с автобусной диспетчерской работало фотоателье – в первом подъезде на первом этаже. Фотоателье, по нынешним меркам, звучит громко, но в арендуемой квартире фотомастер мог сделать фотографию на документы. 

А в конце 80-х – начале 90-х годов там можно было приобрести фотокарточки с актерами кино и музыкантами. Черные минипостеры с Джеки Чаном, Брюсом Ли, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером и другими актерами импортных фильмов, которые крутились в модных в то время видеосалонах, можно было купить только здесь. 

По выходным в фотолавочку выстраивалась очередь подростков, которые покупали фото за 10 копеек. У меня была целая коллекция фотографий с иностранными кумирами.

 

Поделиться
3641