28 января 2016

От кареты до реанимобиля – 95 лет

В 1921 году в Архангельске была организована служба скорой медицинской помощи. История сохранила и номер документа, ее создавшего, – приказ Губернского отдела здравоохранения № 85. 3 февраля и принято считать днем рождения этой службы. 

Помощник лекаря, санитар и кучер

Тогда, 95 лет назад, в доме № 96 на бывшем Псковском проспекте разместилась первая станция, где работали помощник лекаря Прокофьев, санитар и кучер. На вызовы первопроходцы от медицины выезжали на двух конных повозках – каретах. 

Уже через год станция пополнилась тремя первыми врачами – Кельманом, Нековановым и Мифидоевым. С того момента скорую медицинскую помощь в Архангельске смогли получать не только пострадавшие в несчастных случаях пациенты, но и внезапно заболевшие горожане.

Первый же автомобиль на станции появился только через десять лет – в 1931 году. В 1935-м при госпитализации больных врачи стали заполнять отрывные талоны, которые возвращали на станцию для изучения ошибок в диагностике заболеваний, оказании медицинской помощи, показаний для госпитализации и прочее.

Наверное, самыми трудными для станции скорой помощи были годы восстановления после Великой Отечественной войны – ветераны службы вспоминали, что в то время в распоряжении бригады медиков были лишь двухграммовый шприц, кислородная подушка и скудный набор медикаментов. 

Только к 1955 году удалось достичь довоенного уровня, и с того момента служба начала уверенно расти. И уж с этих пор станция скорой помощи развивалась семимильными шагами и прирастала кадрами, оборудованием, автотранспортом. Появились кардиологическая, реанимационная, педиатрическая и психоневрологическая бригады. 

В 1975 году служба была реорганизована в отделение и стала структурным подразделением городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 1, которой руководила Еликанида Волосевич. Тогда было создано многопрофильное медицинское объединение: поликлиника – стационар – скорая помощь. Это стало новым этапом. 

1975 год. Диспетчерская служба. Фото из архива СМП

В составе объединения служба была укомплектована штатами согласно нормативу, появились новые врачебные бригады, в том числе и интенсивной терапии. 

В 1991 году станция снова стала самостоятельным учреждением, которое возглавила Лилия Крюкова.

Медики из неотложки не уходят

О дне сегодняшнем беседуем с главным врачом Архангельской станции скорой медицинской помощи Валентиной Низовцевой.

Автотранспорт, оборудование, медикаменты – все это, конечно, есть. В достаточном количестве, в соответствии со стандартами. Более того, в плане обеспеченности ресурсами, считает Валентина Анатольевна, Архангельская станция находится даже в привилегированном положении. Только в 2014 году по программе «Новая скорая помощь» станция получила с передачей транспортных услуг в аутсорсинг 30 новых автомобилей. Годом ранее парк пополнился автомобилями в рамках президентской программы. Есть планы по приобретению современного оборудования в 2016 году, новых лекарств и прочее. 

– Мы развиваемся очень хорошо, и нам не стыдно за службу, – рассказывает Валентина Низовцева. – Осваиваем новое оборудование, новые технологии и новые медикаменты. Сегодня у нас работают 107 врачей и 241 фельдшер, при потребности, соответственно, в 156 и 326. Но острого недостатка в кадрах нет – все должности закрыты совмещением ставок. К нам охотно идет молодежь – ежегодно около 25 фельдшеров. 

Средний медперсонал в Архангельске превосходно готовит медицинский колледж. Это действительно хорошие, знающие специалисты, которые у нас получают бесценный опыт. Приходят и молодые врачи. 

И уж если выбирают нашу сложную профессию, то остаются здесь навсегда. Со «скорой помощи» уйти очень сложно. 

Такую точку зрения разделяют и коллеги Валентины Анатольевны. Мне рассказали, что многие из молодых специалистов, решивших себя попробовать в других областях медицины, возвращаются в «скорую»… 

arh3 16 10 e0721

На вызове врач А. Ф. Феликсов и фельдшер С. Н. Петровский. Фото из архива СМП

Здесь нет случайных людей

28 лет назад Светлана Варламова пришла работать на станцию скорой помощи санитаркой. С тех пор получила образование, работала в диспетчерской, в бригаде и снова вернулась к приему вызовов. Правда, теперь сердце станции скорой помощи называют чуть иначе – оперативный отдел. 

Здесь ежеминутно раздаются телефонные трели, значит, снова кто-то нуждается в помощи. Какое принять решение, какую бригаду отправить на вызов – специализированную, линейную, реанимационную? К какой категории отнести вызов – срочной помощи или неотложной? Возможно, в каком-то случае достаточно лишь консультации? Все это должен самостоятельно решить диспетчер. И именно поэтому здесь нет случайных людей – каждый с медицинским образованием, с опытом. 

Помогает в работе специальный опросник, разработанный для того, чтобы диспетчер правильно оценил ситуацию. Если все сложно, то связь с вами диспетчер будет держать вплоть до приезда бригады медиков – даст практические советы, успокоит, а коллегам, выехавшим на вызов, предоставит полную информацию о ситуации, которая ждет на месте. 

Случается, что диспетчеру трудно принять самостоятельное решение, тогда в работу вступают «зубры» – так здесь называют старших врачей смены. Все пятеро – врачи высшей категории, а четверо из них – заслуженные врачи РФ. 

Сегодня дежурит Евгений Данилов. Следит за ситуацией вместе с заведующей оперативным отделом Ириной Луневой.

arh3 16 30 7156f

Старший врач смены Евгений Данилов 

А бывает, что в дополнительной консультации нуждаются и сами бригады. Случается, что вызов из простого случая переквалифицируется чуть ли не в чрезвычайный. В прошлую субботу, к примеру, рассказывает Ирина Лунева, бригада скорой помощи должна была просто доставить женщину в родильный дом. Но в результате стремительных родов медики привезли к месту назначения уже двоих: новоиспеченную маму и новорожденного мальчишку весом 3,3 килограмма. 

Сегодня напряженности добавляет ситуация с гриппом – в последние дни вдвое выросло количество вызовов. К часу дня диспетчеры приняли уже более 200 звонков. В воскресенье – 946, а выезжать пришлось 850 раз вместо среднестатистических 400 в сутки. 

И, к слову, если говорить об оперативности скорой помощи: в 2015 году 83% процента всех вызовов – это прибытие бригады раньше чем через 20 минут. 

arh3 16 18 c90ac

Старший врач смены Светлана Варламова. Фото: Ирина Колесникова

Я бы тебя убил!

Услышав, увидев, понимаю, что на самом деле не каждый способен выдержать ритм и груз ответственности, который здесь практически витает в воздухе. Рождаются новые вопросы.

– Валентина Анатольевна, стрессоустойчивость – это, наверное, самое главное качество работника станции скорой помощи?

– Одно из главных. Пока у нас нет психологического отбора персонала, но мы к этому идем, – говорит главный врач. – В штате есть психолог, и к его появлению поначалу мои коллеги отнеслись с настороженностью, если честно. Он проводит различные занятия, на которых мы учимся общению с пациентами, коллегами, правильному реагированию в конфликтных ситуациях. Проходят занятия по так называемому профессиональному выгоранию и стрессоустойчивости. Врачи и фельдшеры на них с удовольствием ходят – отвлекаются, «сбрасывают пар», учатся. 

– Валентина Анатольевна, если говорить о профессиональном выгорании… Нередко оно влечет за собой равнодушие и даже черствость, что для человека, чье призвание – спасение жизней, недопустимо. 

– Я уверена, что у нас работают в первую очередь очень неравнодушные люди. Да, врачам, наверное, присущ определенный цинизм и некая кажущаяся черствость. Но это скорее внешняя реакция, чем внутреннее состояние. Порой кажется, что врач с вами груб, говорит каким-то не таким тоном…

Недавно разбирала жалобу на врача одной из бригад. Женщина вызвала «скорую помощь» – острая боль в брюшной полости. Требовалась госпитализация, от которой она отказалась, рискуя здоровьем, а может даже и жизнью. Мол, муж на работе, я с ребенком – потом схожу к врачу сама. 

Врач уговаривал и в сердцах по-отечески воскликнул: «Я б тебя убил!» Естественно, сетуя на то, что молодая женщина наплевательски относится к собственному здоровью. Больная разговор передала мужу, который в результате и предъявил претензии: что за врач такой, что грозился мою жену убить. Не думаю, что этот случай говорит о черствости и безразличии врача. 

А благодарностей у нас больше, чем жалоб.

Немного сумасшедшие

Разных баек и курьезов у врачей скорой помощи хоть отбавляй, но самые запоминающиеся моменты в практике любого из них – первый самостоятельный выезд. 

У старшего врача педиатрических бригад Светланы Перфильевой он был на Хабарку на ножевое ранение. 

С честью выдержать «боевое крещение» помогло присутствие более опытного врача в бригаде, с которой поехала на вызов. 

– У нас другой, уже ставший привычным ритм жизни. Все мы немножко безумные люди, способные работать через не могу, не спать сутками, все знать и уметь и быть готовыми ко всему, – делится она своим видением профессии. 

Светлана Перфильева рассказывает, что помнит каждый свой выезд, а на станции она бывает чаще, чем дома. Сегодня в свой выходной читала лекцию по неотложной педиатрии молодым специалистам. Возможно, за это рвение, за профессионализм и неравнодушие Светлана Перфильева была признана «Лучшим врачом скорой медицинской помощи» по результатам областного конкурса «Лучший врач года» в 2015 году. 

Мы беседуем в комнате, оборудованной всем необходимым для отдыха врачей и фельдшеров. Здесь уютно, как дома. Можно прилечь, разогреть обед в микроволновке или просто выпить горячего чаю. Правда, на полноценный отдых редко находится время. В данный момент на станции бригад нет – все на вызовах. 

И даже встреченные по пути молодые фельдшеры линейной бригады к беседе не расположены. Марина Остроухова и Владимир Мусников только вернулись с вызова, быстро пополняют запас медикаментов и спешат дальше…

arh3 16 13 53a3b

Марина Остроухова и Владимир Мусников пополняют запас медикаментов. Фото: Ирина Колесникова

От кареты до реанимобиля 	– 95 лет

Помощник лекаря, санитар и кучер

Тогда, 95 лет назад, в доме № 96 на бывшем Псковском проспекте разместилась первая станция, где работали помощник лекаря Прокофьев, санитар и кучер. На вызовы первопроходцы от медицины выезжали на двух конных повозках – каретах. 

Уже через год станция пополнилась тремя первыми врачами – Кельманом, Нековановым и Мифидоевым. С того момента скорую медицинскую помощь в Архангельске смогли получать не только пострадавшие в несчастных случаях пациенты, но и внезапно заболевшие горожане.

Первый же автомобиль на станции появился только через десять лет – в 1931 году. В 1935-м при госпитализации больных врачи стали заполнять отрывные талоны, которые возвращали на станцию для изучения ошибок в диагностике заболеваний, оказании медицинской помощи, показаний для госпитализации и прочее.

Наверное, самыми трудными для станции скорой помощи были годы восстановления после Великой Отечественной войны – ветераны службы вспоминали, что в то время в распоряжении бригады медиков были лишь двухграммовый шприц, кислородная подушка и скудный набор медикаментов. 

Только к 1955 году удалось достичь довоенного уровня, и с того момента служба начала уверенно расти. И уж с этих пор станция скорой помощи развивалась семимильными шагами и прирастала кадрами, оборудованием, автотранспортом. Появились кардиологическая, реанимационная, педиатрическая и психоневрологическая бригады. 

В 1975 году служба была реорганизована в отделение и стала структурным подразделением городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 1, которой руководила Еликанида Волосевич. Тогда было создано многопрофильное медицинское объединение: поликлиника – стационар – скорая помощь. Это стало новым этапом. 

1975 год. Диспетчерская служба. Фото из архива СМП

В составе объединения служба была укомплектована штатами согласно нормативу, появились новые врачебные бригады, в том числе и интенсивной терапии. 

В 1991 году станция снова стала самостоятельным учреждением, которое возглавила Лилия Крюкова.

Медики из неотложки не уходят

О дне сегодняшнем беседуем с главным врачом Архангельской станции скорой медицинской помощи Валентиной Низовцевой.

Автотранспорт, оборудование, медикаменты – все это, конечно, есть. В достаточном количестве, в соответствии со стандартами. Более того, в плане обеспеченности ресурсами, считает Валентина Анатольевна, Архангельская станция находится даже в привилегированном положении. Только в 2014 году по программе «Новая скорая помощь» станция получила с передачей транспортных услуг в аутсорсинг 30 новых автомобилей. Годом ранее парк пополнился автомобилями в рамках президентской программы. Есть планы по приобретению современного оборудования в 2016 году, новых лекарств и прочее. 

– Мы развиваемся очень хорошо, и нам не стыдно за службу, – рассказывает Валентина Низовцева. – Осваиваем новое оборудование, новые технологии и новые медикаменты. Сегодня у нас работают 107 врачей и 241 фельдшер, при потребности, соответственно, в 156 и 326. Но острого недостатка в кадрах нет – все должности закрыты совмещением ставок. К нам охотно идет молодежь – ежегодно около 25 фельдшеров. 

Средний медперсонал в Архангельске превосходно готовит медицинский колледж. Это действительно хорошие, знающие специалисты, которые у нас получают бесценный опыт. Приходят и молодые врачи. 

И уж если выбирают нашу сложную профессию, то остаются здесь навсегда. Со «скорой помощи» уйти очень сложно. 

Такую точку зрения разделяют и коллеги Валентины Анатольевны. Мне рассказали, что многие из молодых специалистов, решивших себя попробовать в других областях медицины, возвращаются в «скорую»… 

arh3 16 10 e0721

На вызове врач А. Ф. Феликсов и фельдшер С. Н. Петровский. Фото из архива СМП

Здесь нет случайных людей

28 лет назад Светлана Варламова пришла работать на станцию скорой помощи санитаркой. С тех пор получила образование, работала в диспетчерской, в бригаде и снова вернулась к приему вызовов. Правда, теперь сердце станции скорой помощи называют чуть иначе – оперативный отдел. 

Здесь ежеминутно раздаются телефонные трели, значит, снова кто-то нуждается в помощи. Какое принять решение, какую бригаду отправить на вызов – специализированную, линейную, реанимационную? К какой категории отнести вызов – срочной помощи или неотложной? Возможно, в каком-то случае достаточно лишь консультации? Все это должен самостоятельно решить диспетчер. И именно поэтому здесь нет случайных людей – каждый с медицинским образованием, с опытом. 

Помогает в работе специальный опросник, разработанный для того, чтобы диспетчер правильно оценил ситуацию. Если все сложно, то связь с вами диспетчер будет держать вплоть до приезда бригады медиков – даст практические советы, успокоит, а коллегам, выехавшим на вызов, предоставит полную информацию о ситуации, которая ждет на месте. 

Случается, что диспетчеру трудно принять самостоятельное решение, тогда в работу вступают «зубры» – так здесь называют старших врачей смены. Все пятеро – врачи высшей категории, а четверо из них – заслуженные врачи РФ. 

Сегодня дежурит Евгений Данилов. Следит за ситуацией вместе с заведующей оперативным отделом Ириной Луневой.

arh3 16 30 7156f

Старший врач смены Евгений Данилов 

А бывает, что в дополнительной консультации нуждаются и сами бригады. Случается, что вызов из простого случая переквалифицируется чуть ли не в чрезвычайный. В прошлую субботу, к примеру, рассказывает Ирина Лунева, бригада скорой помощи должна была просто доставить женщину в родильный дом. Но в результате стремительных родов медики привезли к месту назначения уже двоих: новоиспеченную маму и новорожденного мальчишку весом 3,3 килограмма. 

Сегодня напряженности добавляет ситуация с гриппом – в последние дни вдвое выросло количество вызовов. К часу дня диспетчеры приняли уже более 200 звонков. В воскресенье – 946, а выезжать пришлось 850 раз вместо среднестатистических 400 в сутки. 

И, к слову, если говорить об оперативности скорой помощи: в 2015 году 83% процента всех вызовов – это прибытие бригады раньше чем через 20 минут. 

arh3 16 18 c90ac

Старший врач смены Светлана Варламова. Фото: Ирина Колесникова

Я бы тебя убил!

Услышав, увидев, понимаю, что на самом деле не каждый способен выдержать ритм и груз ответственности, который здесь практически витает в воздухе. Рождаются новые вопросы.

– Валентина Анатольевна, стрессоустойчивость – это, наверное, самое главное качество работника станции скорой помощи?

– Одно из главных. Пока у нас нет психологического отбора персонала, но мы к этому идем, – говорит главный врач. – В штате есть психолог, и к его появлению поначалу мои коллеги отнеслись с настороженностью, если честно. Он проводит различные занятия, на которых мы учимся общению с пациентами, коллегами, правильному реагированию в конфликтных ситуациях. Проходят занятия по так называемому профессиональному выгоранию и стрессоустойчивости. Врачи и фельдшеры на них с удовольствием ходят – отвлекаются, «сбрасывают пар», учатся. 

– Валентина Анатольевна, если говорить о профессиональном выгорании… Нередко оно влечет за собой равнодушие и даже черствость, что для человека, чье призвание – спасение жизней, недопустимо. 

– Я уверена, что у нас работают в первую очередь очень неравнодушные люди. Да, врачам, наверное, присущ определенный цинизм и некая кажущаяся черствость. Но это скорее внешняя реакция, чем внутреннее состояние. Порой кажется, что врач с вами груб, говорит каким-то не таким тоном…

Недавно разбирала жалобу на врача одной из бригад. Женщина вызвала «скорую помощь» – острая боль в брюшной полости. Требовалась госпитализация, от которой она отказалась, рискуя здоровьем, а может даже и жизнью. Мол, муж на работе, я с ребенком – потом схожу к врачу сама. 

Врач уговаривал и в сердцах по-отечески воскликнул: «Я б тебя убил!» Естественно, сетуя на то, что молодая женщина наплевательски относится к собственному здоровью. Больная разговор передала мужу, который в результате и предъявил претензии: что за врач такой, что грозился мою жену убить. Не думаю, что этот случай говорит о черствости и безразличии врача. 

А благодарностей у нас больше, чем жалоб.

Немного сумасшедшие

Разных баек и курьезов у врачей скорой помощи хоть отбавляй, но самые запоминающиеся моменты в практике любого из них – первый самостоятельный выезд. 

У старшего врача педиатрических бригад Светланы Перфильевой он был на Хабарку на ножевое ранение. 

С честью выдержать «боевое крещение» помогло присутствие более опытного врача в бригаде, с которой поехала на вызов. 

– У нас другой, уже ставший привычным ритм жизни. Все мы немножко безумные люди, способные работать через не могу, не спать сутками, все знать и уметь и быть готовыми ко всему, – делится она своим видением профессии. 

Светлана Перфильева рассказывает, что помнит каждый свой выезд, а на станции она бывает чаще, чем дома. Сегодня в свой выходной читала лекцию по неотложной педиатрии молодым специалистам. Возможно, за это рвение, за профессионализм и неравнодушие Светлана Перфильева была признана «Лучшим врачом скорой медицинской помощи» по результатам областного конкурса «Лучший врач года» в 2015 году. 

Мы беседуем в комнате, оборудованной всем необходимым для отдыха врачей и фельдшеров. Здесь уютно, как дома. Можно прилечь, разогреть обед в микроволновке или просто выпить горячего чаю. Правда, на полноценный отдых редко находится время. В данный момент на станции бригад нет – все на вызовах. 

И даже встреченные по пути молодые фельдшеры линейной бригады к беседе не расположены. Марина Остроухова и Владимир Мусников только вернулись с вызова, быстро пополняют запас медикаментов и спешат дальше…

arh3 16 13 53a3b

Марина Остроухова и Владимир Мусников пополняют запас медикаментов. Фото: Ирина Колесникова

Поделиться
12592