27 августа 2014

Основы реформы заложили

Копий вокруг грядущих перемен в системе МСУ за последние месяцы сломано немало. И вот проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» создан, 21 августа одобрен на заседании правительства региона, а в сентябре будет вынесен на сессию областного Собрания депутатов.

Предложения учли

Законопроект готовился не с бухты-барахты. Если кто не помнит, разработать его и принять было необходимо в течение шести месяцев, в соответствии с Федеральным законом №136, подписанным президентом страны. Закон этот закладывает основы земской реформы России. Мера вполне своевременная и основанная на практике, наработанной за время действия 131-го закона о местном самоуправлении.

В нашей области была создана рабочая группа, куда вошли представители правительства региона, областного Собрания, Ассоциации глав муниципальных образований, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области. Руководитель группы заместитель губернатора по региональной политике Сергей Ковалев представил правительству результат ее работы. Он отметил, что основные положения будущего законопроекта обсуждала вся область: площадки для дискуссий были развернуты в большинстве районных, городских и областных средств массовой информации. Во время встреч с губернатором Игорем Орловым свое мнение о реформе местного самоуправления высказали представители бизнеса, общественности, молодежных и профсоюзных организаций. Некоторые предложение были учтены и нашли отражение в законопроекте.

Представители поселений

В Архангельской области законопроект предлагает изменить порядок формирования депутатского корпуса в районах области, статус и порядок избрания глав муниципальных образований, особенности формирования конкурсной комиссии, назначающей глав администраций районов и городских округов. Предлагаются две модели формирования районных собраний депутатов. Одна из них предполагает формирование корпуса народных избранников из представителей поселений: местных глав и депутатов. Вторая подразумевает проведение муниципальных выборов. Какую выбрать – определят уставы муниципальных образований. Губернатор же считает, что наиболее объективно интересы людей будет представлять депутатский корпус, в который войдут народные избранники и главы всех поселений района. Это особенно важно для труднодоступных территорий, где деревни и села оторваны от «большой земли» и находятся за сотни километров друг от друга. И таким образом люди, живущие в них, смогут обеспечить представительство своих интересов на уровне района.

В ходе консультаций главы районов Архангельской области предложили сократить в своих муниципальных образованиях 57 поселений. Их объединение позволит оптимизировать работу местной власти, а также значительно сократить расходы маленьких сельских бюджетов на содержание аппарата. Но совсем своих представителей из малых поселений власть убирать не собирается. Специалисты администраций останутся работать во всех поселениях, потерявших свой статус. Стоит отметить, что срок полномочий большинства действующих представительных органов районов истекает в 2017– 2018 годах.

Один глава хорошо, а два – лучше

Еще одно новшество – новый порядок избрания глав муниципальных образований городов, районов и городских поселений. Их предлагается избирать из состава депутатского корпуса, наделяя полномочиями председателей представительных органов власти. А исполнительную власть будут осуществлять главы администраций. Они должны работать по контракту и назначаться специальной комиссией по результатам конкурса.

Тщательный отбор кандидатов позволит повысить профессиональный уровень назначаемых управленцев. В состав комиссий по назначению глав администраций войдут представители региональных и муниципальных органов власти, Общественной палаты, общественных советов и объединений, депутаты.

Депутатский же корпус станет контролировать работу глав администраций, которые обязаны отчитываться перед ним о результатах своей деятельности.

По мнению членов рабочей группы, преимущества этой модели – четкое разграничение политических и хозяйственных функций между главой муниципального образования и главой администрации.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, эта модель применяется в большинстве муниципальных образований Белгородской, Калужской, Ивановской, Тюменской, Пензенской, Ленинградской и Ульяновской областей. В Архангельской области ее поддержали все руководители районов.

Выборы глав сохранятся в сельских поселениях Архангельской области: сельский глава возглавит местную администрацию, а в определенных законом случаях сможет также исполнять полномочия председателя Совета депутатов поселения.


Комментарии

Отделять политику от хозяйственных функций

Станислав Вторый, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым
вопросам:

– Предложенные меры носят не косметический, а концептуальный характер. То, что в процессе обсуждения закона возникает много мнений, неплохо. Плохо, когда противники изменений, не вникнув в суть вопроса, не читая закона, не ознакомившись с опытом тысяч муниципальных образований, в которых уже работает институт глав администраций, заявляют категорическое «нет».
Принятие 136-го закона – это вынужденная мера. Не секрет, что за последние годы в федеральный центр поступало множество обращений с мест о том, что 131-й закон требует внесения изменений. Система муниципальной власти, выстроенная по горизонтали, но без четкой вертикали, привела к потере управляемости, а заложниками сложившейся ситуации оказались граждане.

Нужно отделить на муниципальном уровне политику от административно-хозяйственных функций. Регионы, которые уже приняли эту практику, получили хорошие результаты.

Район готов к реформе

Валентина Рудкина, глава администрации Приморского района:

– Укрупнение муниципальных образований пойдет на пользу району. Это позволит формировать представительные органы МО из состава глав поселений. При этом из-за увеличения числа полномочий на районном уровне нагрузка на главу кратно возрастет.

Назревает необходимость разделения функций исполнительной власти, то есть введения института главы администрации, назначаемого по конкурсу, или сити-менеджера.

Так как в Приморском районе следующие выборы предстоят в 2018 году, мы сможем изучить результаты внедрения этой практики не только на примере других регионов, но и использовать опыт соседних муниципалитетов нашей области.

Предложения учли

Законопроект готовился не с бухты-барахты. Если кто не помнит, разработать его и принять было необходимо в течение шести месяцев, в соответствии с Федеральным законом №136, подписанным президентом страны. Закон этот закладывает основы земской реформы России. Мера вполне своевременная и основанная на практике, наработанной за время действия 131-го закона о местном самоуправлении.

В нашей области была создана рабочая группа, куда вошли представители правительства региона, областного Собрания, Ассоциации глав муниципальных образований, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области. Руководитель группы заместитель губернатора по региональной политике Сергей Ковалев представил правительству результат ее работы. Он отметил, что основные положения будущего законопроекта обсуждала вся область: площадки для дискуссий были развернуты в большинстве районных, городских и областных средств массовой информации. Во время встреч с губернатором Игорем Орловым свое мнение о реформе местного самоуправления высказали представители бизнеса, общественности, молодежных и профсоюзных организаций. Некоторые предложение были учтены и нашли отражение в законопроекте.

Представители поселений

В Архангельской области законопроект предлагает изменить порядок формирования депутатского корпуса в районах области, статус и порядок избрания глав муниципальных образований, особенности формирования конкурсной комиссии, назначающей глав администраций районов и городских округов. Предлагаются две модели формирования районных собраний депутатов. Одна из них предполагает формирование корпуса народных избранников из представителей поселений: местных глав и депутатов. Вторая подразумевает проведение муниципальных выборов. Какую выбрать – определят уставы муниципальных образований. Губернатор же считает, что наиболее объективно интересы людей будет представлять депутатский корпус, в который войдут народные избранники и главы всех поселений района. Это особенно важно для труднодоступных территорий, где деревни и села оторваны от «большой земли» и находятся за сотни километров друг от друга. И таким образом люди, живущие в них, смогут обеспечить представительство своих интересов на уровне района.

В ходе консультаций главы районов Архангельской области предложили сократить в своих муниципальных образованиях 57 поселений. Их объединение позволит оптимизировать работу местной власти, а также значительно сократить расходы маленьких сельских бюджетов на содержание аппарата. Но совсем своих представителей из малых поселений власть убирать не собирается. Специалисты администраций останутся работать во всех поселениях, потерявших свой статус. Стоит отметить, что срок полномочий большинства действующих представительных органов районов истекает в 2017– 2018 годах.

Один глава хорошо, а два – лучше

Еще одно новшество – новый порядок избрания глав муниципальных образований городов, районов и городских поселений. Их предлагается избирать из состава депутатского корпуса, наделяя полномочиями председателей представительных органов власти. А исполнительную власть будут осуществлять главы администраций. Они должны работать по контракту и назначаться специальной комиссией по результатам конкурса.

Тщательный отбор кандидатов позволит повысить профессиональный уровень назначаемых управленцев. В состав комиссий по назначению глав администраций войдут представители региональных и муниципальных органов власти, Общественной палаты, общественных советов и объединений, депутаты.

Депутатский же корпус станет контролировать работу глав администраций, которые обязаны отчитываться перед ним о результатах своей деятельности.

По мнению членов рабочей группы, преимущества этой модели – четкое разграничение политических и хозяйственных функций между главой муниципального образования и главой администрации.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, эта модель применяется в большинстве муниципальных образований Белгородской, Калужской, Ивановской, Тюменской, Пензенской, Ленинградской и Ульяновской областей. В Архангельской области ее поддержали все руководители районов.

Выборы глав сохранятся в сельских поселениях Архангельской области: сельский глава возглавит местную администрацию, а в определенных законом случаях сможет также исполнять полномочия председателя Совета депутатов поселения.


Комментарии

Отделять политику от хозяйственных функций

Станислав Вторый, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым
вопросам:

– Предложенные меры носят не косметический, а концептуальный характер. То, что в процессе обсуждения закона возникает много мнений, неплохо. Плохо, когда противники изменений, не вникнув в суть вопроса, не читая закона, не ознакомившись с опытом тысяч муниципальных образований, в которых уже работает институт глав администраций, заявляют категорическое «нет».
Принятие 136-го закона – это вынужденная мера. Не секрет, что за последние годы в федеральный центр поступало множество обращений с мест о том, что 131-й закон требует внесения изменений. Система муниципальной власти, выстроенная по горизонтали, но без четкой вертикали, привела к потере управляемости, а заложниками сложившейся ситуации оказались граждане.

Нужно отделить на муниципальном уровне политику от административно-хозяйственных функций. Регионы, которые уже приняли эту практику, получили хорошие результаты.

Район готов к реформе

Валентина Рудкина, глава администрации Приморского района:

– Укрупнение муниципальных образований пойдет на пользу району. Это позволит формировать представительные органы МО из состава глав поселений. При этом из-за увеличения числа полномочий на районном уровне нагрузка на главу кратно возрастет.

Назревает необходимость разделения функций исполнительной власти, то есть введения института главы администрации, назначаемого по конкурсу, или сити-менеджера.

Так как в Приморском районе следующие выборы предстоят в 2018 году, мы сможем изучить результаты внедрения этой практики не только на примере других регионов, но и использовать опыт соседних муниципалитетов нашей области.

Поделиться
4334