Оптимизм предпринимателей поможет преодолеть трудности

Денис Железников Народная Реклама

В День российского предпринимателя мы пообщались с Денисом Железниковым, амбассадором федерального проекта «Мой бизнес».

Денис — успешный предприниматель с 2005 года, активно ведет два направления – производственное и интеллектуальное. Под его руководством работает более 20 человек. Недавно он сделал приятный сюрприз предпринимателям региона — подарил 100 баннеров «Мы работаем» представителям фирм, которые смогли вновь открыться во время пандемии.

— Денис, День предпринимателя – это праздник или повод поговорить о проблемах?

— Мне кажется, что большинство граждан и самих предпринимателей даже не знают о том, что есть такой праздник. Дело ведь не в том, чтобы в календаре выбрать день и праздновать какую-то дату — день ярмарки или правого ботинка, а чтобы общество понимало, какую роль играет малое и среднее предпринимательство в его жизни, в развитии и  как участвует во всех процессах.

Так получилось, что малый и средний бизнес  в нашей стране — это не источник огромных налогов или внутреннего валового продукта, а способ самозанятости и трудоустройства.

В Архангельской области  примерно 40 тысяч субъектов МСП, в которых занято, мне кажется, около 150 тысяч человек.  Для нашего региона-миллионника это очень большая цифра. Поэтому нужно понять и принять, что предприниматель — это такая же профессия, как учитель, доктор, строитель, военный. И занимаются они тоже важным и нужным делом, конечно, если мы говорим про порядочных бизнесменов.


По соцсетям ходит очень меткое высказывание: «Сколько бы лет вы ни прожили, вы всегда будете помнить, чем занимались весной 2020 года».  Для малого и среднего бизнеса эта цитата более чем актуальна. Сложилась ситуация, когда вроде бы устойчивые бренды, пережившие уже несколько кризисов, начинают пробуксовывать. Некоторые предприниматели, наоборот, выступают живыми иллюстрациями к притче про лягушек в сметане – умудряются развиваться даже сейчас.

— Предпринимательство – почти ровесник новой России. Мы пережили много этапов становления бизнеса в стране – кооператоры, спекулянты, коммерсанты… С учетом нынешней ситуации — останутся ли предприниматели как класс или выживут только бюджетники?

— Кстати, слово «спекуляция» – это обычный биржевой термин, процесс, за счет которого движется рынок. Это покупка товаров в надежде, что на них повысится цена. А ведь может и не повыситься. Так что это риск. О каком празднике может идти речь, если в общественном мнении до сих пор предприниматели воспринимаются в широком смысле как «барыги-шарлатаны»?

Я думаю, что существующая ситуация сократит количество МСП, но в трудные времена как раз происходит укрепление духа, проверка на твердость характера,  целеустремленность. Именно поэтому важно в этот день говорить о предпринимателях, потому что их оптимизм и внутренняя сила способны помочь всем перестроиться, преодолеть трудности, быть гибкими. Не в их правилах ныть и искать виноватых, ждать волшебника на голубом вертолете – это верный путь в пропасть.

— У тебя есть хорошее образование, ты прошел Президентскую программу подготовки управленцев, мог бы вполне пойти в госорганы и сделать карьеру там. В какой момент ты выбрал другую дорогу?

— Я благодарен жизни, что в 20 лет пришел в рекламный бизнес и оказалось, что это очень близко моему мироощущению, темпераменту.

Мне нравится креативить, делать сумасшедшие вещи, улучшать, изменять окружающий мир, одновременно зарабатывая этим. Чиновником никогда не хотел быть, трижды поступали предложения работать в правительстве, но всегда находились причины для отказа. Мне нравится самому создавать системы, проекты, в которых реально увидеть собственный результат работы и своей команды.

— Ты много общаешься с другими предпринимателями. Как вы можете друг другу помочь?

— В последнее время культура общения среди предпринимателей меняется в сторону улучшения, потому что большинство начинает понимать выгоду в различных кооперациях, в поддержке друг друга.

Не в смысле заказов друг у друга, а именно в создании совместных проектов. Даже если предприниматели занимаются смежными делами или конкуренты, я думаю, многие будут становиться партнерами, потому что это может оказаться единственным вариантом, как выжить и развивать бизнес. Наглядный пример – объединение рыболовецких колхозов в регионе.

Есть очень хороший формат мозговых штурмов, мы его между собой называем «совет директоров», когда за стол садятся предприниматели, подписывают документ о неразглашении всего, что они услышат. Начинают делиться проблемами, обсуждает, кто как поступил бы, какие были похожие ситуации, звучат критика, пожелания, советы.

В последнее время вот таких разных форм общения предпринимателей стало больше. И здорово, что они сами создают эти площадки. Люди научились договариваться, находятся в диалоге, хотят друг другу помочь, что значительно улучшает общение.

— Ты заметил, что сами предприниматели являются инициаторами совместного общения. А государственные площадки, центры, агентства?

— Я считаю, что взаимоотношения между властью и бизнесом далеки от хороших.

Власть, может, и пытается услышать и понять предпринимателей, но в целом вся эта огромная машина не готова по-настоящему интегрировать МСП в себя.  Мы воспринимаемся как некая инородность, чаще всего существуем вопреки, а не благодаря господдержке.

Хотя, безусловно, каким-то сферам стали помогать – по выходу на экспорт, находить связки клиент-заказчик. Трудно пока оценить эффективность территорий опережающего развития, рабочая это схема или только на бумаге.

Восемь лет назад при создании одной из компаний я сам прибегал к участию в грантах. Дважды мы выигрывали небольшие суммы, и на старте нам это очень помогло. Но вот недавно хотел получить кредит со сниженной ставкой – и не удалось.

Значительное число предпринимателей живут сами по себе. Вот раньше все соседи в доме знали друг друга и была такая своеобразная культура соседства. Хотелось бы, чтобы у нас была такая же культура предпринимательства.

— Если бы ты попал на прием к президенту, о какой самой большой проблеме предпринимательства сказал бы ему?

— Сложилась очень странная ситуация, когда малый и средний бизнес всяческими путями пытается найти лазейки в законодательстве, чтобы сэкономить, оптимизировать и минимизировать расходы, связанные с различными выплатами.

Все об этом знают. Удивительно, что государство не пытается создать систему, при которой бизнесу не нужно было бы этого делать, тогда он был бы социально ответственным по умолчанию. Из-за этого у людей, которые работают в частном секторе, такое отношение к государству передается из поколения в поколение.

Пропасть растет, не происходит интеграция интересов бизнеса и государства. Эти два института существуют независимо друг от друга и не торопятся спеться в унисон.

Если бы можно было изменить эту систему, наладить чистоту взаимоотношений, то тогда в масштабах страны произошли бы глобальные изменения.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 26 мая 2020 г.