9 сентября 2015

Он ломоносовской дорогой шел

Символично, что юбилей (215-летие со дня рождения) крестьянского поэта-самоучки Михаила Суханова совпал с Годом литературы. Отметили эту дату в Уйме ставшими уже традиционными чтениями. Вела их автор идеи Анна Сидорова.

От черной сохи к светлым стихам

Детство Миши Суханова прошло в деревне Словенской Княжестровского уезда. Он рос в большой семье черносошенного крестьянина рядом с любимой бабушкой, которой, кстати, позже посвятил очень светлые, теплые стихи. Когда же мальчугану исполнилось десять лет, его отправили, как тогда говорили, в люди, в Архангельск. Поначалу отдали в сидельцы к купцу-меняле.

В сидельцах, правда, Суханов не засиделся – стал учеником «портного ремесла». И, наверное, смог бы стать большим спецом в кройке и шитье, уж наша поморская упрямка помогла бы ему в этом. Да вот ведь какое дело: не круглыми сутками обучался Миша порт-няжному мастерству, оставалось все ж таки свободное время. А парнишка грамоте был обучен, потому досуг проводил за чтением. Однажды случилось ему познакомиться с одами Ломоносова, и что-то вдруг перевернулось в душе мальчика: с жаром изучая стихи Михайлы Васильевича, их стиль, он и сам пристрастился к сочинительству, день ото дня стал совершенствовать свой слог.

Шло время, и Суханов все больше утверждался в мысли, что на творческом поприще пользы от него будет гораздо более. И к 24 годам наконец-то созрел – отправился по пути, проторенному до него Ломоносовым. Вот только не в Первопрестольную, а в Северную столицу.

Робкий, неуклюжий, но с умным лицом

Дорога заняла больше месяца. Но не в пустых хлопотах – родился «Путевой журнал крестьянина Суханова от Архангельска до Санкт-Петербурга», который был опубликован в «Отечественных записках». В том же журнале в 1840 году Виссарион Белинский по поводу выхода «Древних русских стихотворений, служащих дополнением к Кирше Данилову, собранных М. Д. Сухановым» писал: «Эту маленькую книжку мы почитаем одним из самых примечательных литературных явлений…»

Да, поморский крестьянин не потерялся в большом городе. С его творчеством был знаком Александр Пушкин – читал только что изданные «Мои сельские досуги» и «Время не поздно» с дарственной надписью автора. Более того, критики считали сочинения Михаила Суханова выше песен Антона Дельвига, называли их предвестниками творчества народного поэта Алексея Кольцова.

Михаил Дмитриевич пробовал себя в песнях и стансах, элегиях и баснях, оставаясь при этом ярким представителем простого народа. Свое вдохновение он черпал из фольклора. Изъездив вдоль и поперек Ярославскую, Вятскую, Новгородскую и Архангельскую губернии, он всюду изучал обряды, стал собирателем устного народного слова.

Вот как описывал свою встречу с ним Александр Грин: «Суханова я увидел в первый раз у адмирала А. С. Шишкова. Робкий, неуклюжий, но с умным, благородным и честным лицом, Суханов был истинный тип русского человека».

К сожалению, современная библиография выходца из северной глубинки до обидного мала. Для того чтобы вернуть из небытия талантливого литератора, и задумывались Сухановские чтения.

«На крыльях наши дни летят»

А то, что его творчество актуально, до сих пор звучит свежо, участники чтений убедились воочию. Они увидели и услышали видеоклипы, озвученные профессиональным актером Николаем Обабковым. Совершенно естественным образом в канву этого видеоряда вписались песни, собранные Сухановым, а исполненные коскогорским хором. Дополнила их басня, сыгранная юными артистами – четвероклассниками Уемской школы.

Современные коллеги Михаила  Дмитриевича, не только местные, но и приехавшие из Рикасихи и Пустоши, Заостровья и Лявли, Лайского Дока и Боброво, Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, представили свои стихи и песни, посвященные родному краю.

– Библиотеки были и остаются неким центром культурного притяжения, – сказала одна из участниц встречи, Татьяна Попова. – Во многом благодаря им появляются объединения близких друг другу людей – литературные. Это они заставляют нас не забывать прошлое. Это они подвигают нас к творчеству.

Пройдет всего лишь год, и поклонники даровитого княжестровца вновь встретятся на очередных Сухановских чтениях. Ведь не зря же нынешние названы «На крыльях наши дни летят».

Владимир ЗАЙЦЕВ, фото автора

 

От черной сохи к светлым стихам

Детство Миши Суханова прошло в деревне Словенской Княжестровского уезда. Он рос в большой семье черносошенного крестьянина рядом с любимой бабушкой, которой, кстати, позже посвятил очень светлые, теплые стихи. Когда же мальчугану исполнилось десять лет, его отправили, как тогда говорили, в люди, в Архангельск. Поначалу отдали в сидельцы к купцу-меняле.

В сидельцах, правда, Суханов не засиделся – стал учеником «портного ремесла». И, наверное, смог бы стать большим спецом в кройке и шитье, уж наша поморская упрямка помогла бы ему в этом. Да вот ведь какое дело: не круглыми сутками обучался Миша порт-няжному мастерству, оставалось все ж таки свободное время. А парнишка грамоте был обучен, потому досуг проводил за чтением. Однажды случилось ему познакомиться с одами Ломоносова, и что-то вдруг перевернулось в душе мальчика: с жаром изучая стихи Михайлы Васильевича, их стиль, он и сам пристрастился к сочинительству, день ото дня стал совершенствовать свой слог.

Шло время, и Суханов все больше утверждался в мысли, что на творческом поприще пользы от него будет гораздо более. И к 24 годам наконец-то созрел – отправился по пути, проторенному до него Ломоносовым. Вот только не в Первопрестольную, а в Северную столицу.

Робкий, неуклюжий, но с умным лицом

Дорога заняла больше месяца. Но не в пустых хлопотах – родился «Путевой журнал крестьянина Суханова от Архангельска до Санкт-Петербурга», который был опубликован в «Отечественных записках». В том же журнале в 1840 году Виссарион Белинский по поводу выхода «Древних русских стихотворений, служащих дополнением к Кирше Данилову, собранных М. Д. Сухановым» писал: «Эту маленькую книжку мы почитаем одним из самых примечательных литературных явлений…»

Да, поморский крестьянин не потерялся в большом городе. С его творчеством был знаком Александр Пушкин – читал только что изданные «Мои сельские досуги» и «Время не поздно» с дарственной надписью автора. Более того, критики считали сочинения Михаила Суханова выше песен Антона Дельвига, называли их предвестниками творчества народного поэта Алексея Кольцова.

Михаил Дмитриевич пробовал себя в песнях и стансах, элегиях и баснях, оставаясь при этом ярким представителем простого народа. Свое вдохновение он черпал из фольклора. Изъездив вдоль и поперек Ярославскую, Вятскую, Новгородскую и Архангельскую губернии, он всюду изучал обряды, стал собирателем устного народного слова.

Вот как описывал свою встречу с ним Александр Грин: «Суханова я увидел в первый раз у адмирала А. С. Шишкова. Робкий, неуклюжий, но с умным, благородным и честным лицом, Суханов был истинный тип русского человека».

К сожалению, современная библиография выходца из северной глубинки до обидного мала. Для того чтобы вернуть из небытия талантливого литератора, и задумывались Сухановские чтения.

«На крыльях наши дни летят»

А то, что его творчество актуально, до сих пор звучит свежо, участники чтений убедились воочию. Они увидели и услышали видеоклипы, озвученные профессиональным актером Николаем Обабковым. Совершенно естественным образом в канву этого видеоряда вписались песни, собранные Сухановым, а исполненные коскогорским хором. Дополнила их басня, сыгранная юными артистами – четвероклассниками Уемской школы.

Современные коллеги Михаила  Дмитриевича, не только местные, но и приехавшие из Рикасихи и Пустоши, Заостровья и Лявли, Лайского Дока и Боброво, Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, представили свои стихи и песни, посвященные родному краю.

– Библиотеки были и остаются неким центром культурного притяжения, – сказала одна из участниц встречи, Татьяна Попова. – Во многом благодаря им появляются объединения близких друг другу людей – литературные. Это они заставляют нас не забывать прошлое. Это они подвигают нас к творчеству.

Пройдет всего лишь год, и поклонники даровитого княжестровца вновь встретятся на очередных Сухановских чтениях. Ведь не зря же нынешние названы «На крыльях наши дни летят».

Владимир ЗАЙЦЕВ, фото автора

 

Поделиться
10404