15 марта 2021

Ольга Абакшина: «Пандемия доказала, что культура – очень мобильная отрасль»

Гостем редакции стала директор Архангельского городского культурного центра (АГКЦ) Ольга Абакшина. Она рассказала о первых постковидных успехах учреждения и творческих планах на текущий год.

Ольга Абакшина: «Пандемия доказала, что культура –  очень мобильная отрасль»

Мы поговорили с Ольгой Александровной о том, как творческие коллективы центра пережили коронавирусные ограничения и какой  новый опыт они приобрели,  как на данном этапе реализации национального проекта «Культура» повезло сельским клубам и не повезло культурно-досуговым учреждениям, расположенным в городах.

Не могли мы не спросить ее и об одной из самых громких тем, которые вызвали достаточно бурные обсуждения в последнее время, – концепции благоустройства площади Дружбы Народов, на которой и расположен АГКЦ.

Ольге Абакшиной удалось дважды войти в одну и ту же реку:  она руководила АГКЦ в 2005–2011 годах и вернулась туда в январе 2018 года. В перерыве возглавляла отдел профессионального искусства и культурно-досуговой деятельности министерства образования, науки и культуры области,  была заместителем министра культуры и директором Центра помощи совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями.


Цифровые технологии  в борьбе с ковидом

Вспоминая чрезвычайные события марта 2020 года, когда в стране был введен режим нерабочих дней, обусловленный пандемией новой коронавирусной инфекции, Ольга Абакшина признается, что коллектив оказался не готов к такому развитию событий, но сумел быстро мобилизоваться и перестроиться к работе в новых условиях.

Вся наша деятельность нацелена на прямое общение и творческое взаимодействие, поэтому подобные беспрецедентные ограничительные меры стали для нас полной неожиданностью, рассказала Ольга Александровна. – Постепенно стало понятно, что нужно готовиться к переходу в онлайн режим, но мы на тот момент были не готовы ни технически, ни творчески. К счастью, такое безвременье продлилось весьма недолго, всего полторы-две недели. Затем мы собрались и стали думать, как нам из этой ситуации выходить, потому что поняли, что коронавирус к нам пришел надолго.

Как  вспоминает директор АГКЦ, главной задачей было не потерять своего зрителя и участников клубных формирований, остаться в поле их видимости. Поэтому на первом этапе начали проводить  разовые мероприятия совместные челленджи и различные  онлайн-акции.

Затем – в развитие темы добавились онлайн-уроки и мастер-классы, которые готовили руководители клубных формирований АГКЦ.

Наши сотрудники начали серьезно готовиться к выходу в онлайн-пространство, поэтому  мы смогли получить хорошие отзывы, что было важно особенно на том этапе, вспоминает Ольга Абакшина. – Так, например,  флешмоб наших танцовщиков к Международному дню танца собрал 760 участников (а не зрителей!), виртуальные концерты  собирали по шесть тысяч просмотров, онлайн-концерт «Овация» на сцене Северодвинского театра драмы – без малого девять тысяч просмотров.  По сути, произошел серьезный прорыв в увеличении зрительской аудитории. Как оказалось, до пандемии  мы не знали до конца всех своих возможностей и даже несколько недооценивали себя.

Не было счастья, да несчастье помогло

Как подчеркивает Ольга Абакшина, именно благодаря пандемии удалось выяснить, что в коллективе центра есть немало творческих специалистов, которые смогли креативно подойти к работе в сложных новых условиях, придумать интересные проекты, выложить их в Сеть и получить положительные отклики.

Один из наиболее ярких примеров – наш филиал «Поморская АРТель», сотрудники которой создали цикл сказок «Силантий Поморыч в гостях у архангелогородцев» по мотивам произведений Бориса Шергина, сказки для взрослых  «Не такие сказки» и различные онлайн- конкурсы, рассказала Ольга Александровна. – Все это записано на видео,  качество получилось хорошее, и теперь мы можем показывать эти ролики во время проведения других мероприятий. Большая заслуга в этом проекте принадлежит Андрею Пономареву, который органично вжился в образ и сделал все замечательно.

Еще один успех, по мнению директора, выпал на долю короткометражного фильма «Богатство русского языка, или Первый поцелуй». Его съемки приурочили к Пушкинскому дню, проект получил огромное количество просмотров и был награжден дипломом фестиваля «Веркольские первоцветы», а также стал  лауреатом Всероссийского конкурса «Арт-Держава».

Примечательно, что полностью отказываться от онлайн-проектов коллектив уже не планирует, даже несмотря на то, что ограничения  постепенно уменьшаются.  Так, например, продолжается  цикл онлайн-программ для детей «Чудо-ручки». Выходит в онлайн и викторина «Где логика?».

 Мы оставили эти проекты, хоть и в ограниченном режиме, рассказала Ольга Александровна. – Нам очень важно вернуться к живому общению, чтобы зритель постепенно возвращался в зал, поэтому сейчас мы несильно усердствуем. Но раз проекты востребованы пользователями  Интернета, то  мы будем их продолжать. В нашем штатном расписании впервые появились две должности специалиста по видеомонтажу, стараемся приобретать новое оборудование и даже  нашли деньги на новую видеокамеру. В конечном счете, многое упирается, конечно же, в финансирование, и в этом плане ковид нанес по нашему бюджету серьезный удар.

Финансы и романсы
По информации директора АГКЦ, за прошлый год безвозвратные потери превысили 11 миллионов рублей. В  эту сумму вошел неполученный доход от продажи билетов, платных услуг, кружков, аренды зала. И даже сейчас, когда мероприятия разрешены при условии заполнения зрительных залов наполовину и строгом соблюдении противоэпидемических мероприятий, ежемесячные финансовые потери составляют  около 500 тысяч рублей.

– Благодаря помощи муниципального бюджета нам удалось в конце года решить проблему с выплатой зарплаты сотрудникам, тем самым мы смогли сохранить наш коллектив, – считает Ольга Абакшина. – В этом году данная проблема, судя по всему, тоже будет иметь место, хоть и в меньших размерах.

Практически все учреждения культуры ведут для себя новогоднюю статистику сколько было проведено мероприятий и сколько удалось заработать. Сравнение этих данных год к году (как правило, в отчет попадают цифры за период с 20 декабря по 7 января) позволяет сделать вывод о том, насколько эффективно поработало учреждение в том или ином году.

Так, в новогоднюю кампанию 2019/2020 года  в АГКЦ прошло 78 мероприятий, из которых 62 мероприятия прошло в помещениях и их посетили 9800 человек. Доход при этом составил около 1,5 миллиона рублей.

В этом году за такой же период прошло 92 мероприятия в помещениях, на них присутствовало всего 2800 человек, а доход составил лишь 380 тысяч рублей.

Анализ этих данных показывает, что в эти новогодние праздники нам пришлось работать значительно больше (с учетом разрешенного небольшого количества зрителей), а доходы учреждения сократились в несколько раз, констатирует Ольга Александровна. – Таким образом, наши планы на улучшение материально-технической базы, на ремонт сцены и фойе были перенесены на неопределенный срок. Вот так мы и пережили пандемию: в творческом плане появилось немало находок и новых проектов, а в материальном – потери и убытки…

Нацпроект должен продолжаться!

Одним из реально действующих механизмов помощи культурно-досуговым учреждениям вполне мог бы стать национальный проект «Культура». В принципе, он и помогает, но пока только  тем, которые расположены в сельской местности.

На самом деле это здорово,  и мы  очень рады за наших коллег, ведь мы прекрасно понимаем, что долгие годы ситуация с культурой на селе была очень сложной, рассказала Ольга Абакшина. – К счастью,  в Архангельской области положение дел уже начало меняться к лучшему: мы постоянно узнаем, что во многих районах модернизируются и реконструируются существующие здания культурных центров и строятся новые. Однако внимание необходимо и к городским очагам культуры, таким как АГКЦ, в котором капитального ремонта не было с момента постройки в 1974 году.

Отметим, что согласно утвержденным планам центр должен уже к 2024 году увеличить количество участников клубных формирований до 2610 человек (для сравнения: в 2018-м их было 2352, сейчас около 2500). Но помещений  для занятия новых коллективов критически не хватает уже сейчас.
Мы стараемся поддерживать в нормальном состоянии наше здание и основные ресурсы, но очень надеемся, что успешный опыт модернизации сельских учреждений культуры это всего лишь первый этап, и в дальнейшем помощь по нацпроекту получат и городские культурные центры, считает Ольга Александровна.  – Хорошим для нас знаком является то, что на наши проблемы обратил внимание губернатор Александр Цыбульский. Пока речь идет о ремонте крыльца и козырька над ним, в перспективе – ремонт фасада. Но главное для нас то, что процесс сдвинулся с мертвой точки.

По гамбургскому  счету

Стремление к максимально возможному уровню проведения любых, даже самых, казалось бы, незначительных мероприятий – одна из главных установок, которые ставит перед своими коллегами директор АГКЦ.

– Мы должны сделать так, чтобы в любой момент  на любые наши концерты можно было пригласить даже высоких гостей, искушенных зрителей, даже если это отчетные концерты наших коллективов, – убеждена Ольга Абакшина. – Это очень сложная задача, но в целом у нас это получается.


Кроме того, по ее мнению, центр обязан предоставлять молодым дарованиям попробовать свои силы, привлекать на свои площадки самые интересные творческие коллективы и исполнителей нашего города. В качестве последних по времени удачных примеров Ольга Александровна отметила сотрудничество  с трибьют-проектом EXTRA cover band, исполнившим песни группы «Кино», и северодвинским коллективом «Экспонат», последователями группы «Ленинград».

Одним из наиболее ярких проектов за последние годы стал коллектив «Просто парни», лидер которого Сергей Демидов начинал свой путь в творчество в студии «Консонанс».

 Лично для меня открытием 2021 года стал Евгений Синицын, очень интересный местный исполнитель,  который участвовал уже в нескольких концертах, рассказала Ольга Абакшина. Наша сцена открыта для будущих профессионалов, это ведь наш  основной ресурс для развития. Мы должны стать площадкой для всех наших городских талантов – для тех, кто только растет, кто экспериментирует, и для тех, кто уже состоялся профессионально. Самое главное, что все наши новые проекты должны быть  очень хорошо организованными и востребованными у зрителей.

Первые успехи и новые планы

Директор АГКЦ по праву считает, что  начало марта стало очень насыщенным и удачным для коллектива учреждения.

Началось все 3 марта, с отличного выступления одной из лучших студий города «Гран-При» (кстати, концерт транслировался и онлайн). Традиционно успешно прошел 5 марта и городской эстрадный концерт «В зале только девушки», обычно полный зал. 6 марта зрителей порадовали студия «Босиком по радуге», а также юбилейный концерт  «Прекрасная эпоха», в котором основные исполнители в возрасте старше  55 лет.

Большой успех достался и на долю участников фестиваля «Восходящие звезды»,  которых оказалось 600(!) человек.

В этом фестивале принимают участие самые юные наши исполнители, в возрасте от 3 до 10 лет, рассказала Ольга Абакшина. Таким образом, мы хотим, чтобы дети чувствовали сцену и не боялись ее.

В ближайших  планах директора АГКЦ возрождение фестиваля восточной культуры и анимации «Анимия».  Летом есть надежда на то, что в сквере перед главным зданием продолжится проведение музыкальных  вечеров по проекту «Пять пятниц», в которых принимали участие  различные музыканты, но который был также приостановлен по соображениям безопасности.
 
  Конечно, нам очень жаль, что в нынешних условиях мы не можем собрать полные залы, нам хотелось бы, чтобы все скорее стало так, как было раньше, считает Ольга Абакшина. – Ведь недополученный учреждением доход мог бы быть потрачен на  новые проекты и улучшение нашей материальной базы. Но что есть, то есть.

Не навреди!

Недавно одна из городских площадей, неподалеку от которой расположен Архангельский городской культурный центр – площадь Дружбы Народов – оказалась в центре внимания горожан благодаря непродуманной инициативе одной общественной организации.

Инициаторы объявили о том, что собираются установить в  центре круговой транспортной развязки некое подобие глобуса, в котором из всех континентов есть только одна шестая часть суши в границах бывшего СССР.

Горожанам не понравилось то, что не было предварительного общественного обсуждения, а также то, что сырой по форме и сути проект был выбран на безальтернативной основе – на конкурсе была всего одна заявка, и ее же назначили победителем.

Не согласны с проектом и в коллективе АГКЦ – самом крупном учреждении, которое находится непосредственно на площади. Кстати, памятная табличка «Площадь Дружбы Народов» установлена именно на здании городского культурного центра.

К нам никто из организаторов конкурса не обращался, нашего мнения об этом новом архитектурном элементе никто не спрашивал, рассказала Ольга Абакшина. – В нашем коллективе работают эстетически воспитанные и неравнодушные люди. Позиция у всех одна:  город у нас и так не очень зеленый, поэтому существующую на кольце растительность нужно максимально сохранить. Нам кажется,  что это не единственный вариант того, как можно было бы оформить площадь, можно привлечь профессиональных художников, вместе поискать возможные художественно-интересные архитектурные решения. Кроме того, обязательно нужно провести настоящее общественное обсуждение среди заинтересованных групп, а не ставить горожан перед свершившимся фактом. Наверное, принимая окончательное решение о том, какой должна быть одна из главных площадей Архангельска, нужно руководствоваться главным постулатом медицины, правота которого доказана веками: «Не навреди!»

Алексей Новиков

Поделиться
90188