5 октября 2018

Один из рода Романовых

Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов (1554(5?)–1633) – церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи, Патриарх Московский и всея Руси (1619–1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию, двоюродный брат царя Федора Иоанновича (сына Ивана IV), отец первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича, избранного на трон в 1613 году. Федор Никитич был одним из самых знатных и богатых людей государства. В молодости отличался красивой внешностью, слыл в Москве лучшим наездником и первым щеголем. В 1590 году женился на Ксении Ивановне Шестовой из рода Морозовых. В молодые годы Федор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Начал службу при царе Иване IV. Участвовал в военных походах царя Федора – в Дворовом полку. Получив в 1586 году боярский титул, он занимал ряд высоких государственных должностей. После смерти царя Федора Иоанновича считался первым претендентом на царский престол. В 1600-м попал в опалу и по приказу Бориса Годунова, который рассматривал его как одного из своих соперников в притязаниях на московский престол, насильно пострижен под именем Филарет, что должно было лишить его прав на престол. Позже был разлучен с семьей и сослан на Север в Антониево-Сийский монастырь. После воцарения Лжедмитрий II возвел Филарета в патриархи. В апреле 1611 года Филарет отправился во главе посольства к польскому королю Сигизмунду на переговоры о занятии его сыном русского престола. Во время этой миссии был пленен и пробыл в Польше долгие восемь лет. После возвращения Филарет был возведен в патриархи всея Руси и фактически являлся соправителем сына, царя Михаила Федоровича. В государственных грамотах того времени обыкновенно писали: «Государь царь и Великий князь всея Руси Михаил Федорович и Великий государь Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси указали…» Портрет работы неизвестного художника второй половины XVIII века исполнен в парсунной традиции, в духе ранних живописных портретов, появившихся на Руси во второй половине XVII века. Портреты так и назывались – «парсуна», от искаженного латинского «персона», то есть «личность, особа». Парсуна соединяла в себе черты иконописной традиции и европейского светского портрета.

Елена Ружникова, искусствовед ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Федор Никитич был одним из самых знатных и богатых людей государства. В молодости отличался красивой внешностью, слыл в Москве лучшим наездником и первым щеголем.

В 1590 году женился на Ксении Ивановне Шестовой из рода Морозовых. В молодые годы Федор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Начал службу при царе Иване IV. Участвовал в военных походах царя Федора – в Дворовом полку. Получив в 1586 году боярский титул, он занимал ряд высоких государственных должностей. После смерти царя Федора Иоанновича считался первым претендентом на царский престол.

В 1600-м попал в опалу и по приказу Бориса Годунова, который рассматривал его как одного из своих соперников в притязаниях на московский престол, насильно пострижен под именем Филарет, что должно было лишить его прав на престол.

Позже был разлучен с семьей и сослан на Север в Антониево-Сийский монастырь. После воцарения Лжедмитрий II возвел Филарета в патриархи.

В апреле 1611 года Филарет отправился во главе посольства к польскому королю Сигизмунду на переговоры о занятии его сыном русского престола. Во время этой миссии был пленен и пробыл в Польше долгие восемь лет. После возвращения Филарет был возведен в патриархи всея Руси и фактически являлся соправителем сына, царя Михаила Федоровича. В государственных грамотах того времени обыкновенно писали: «Государь царь и Великий князь всея Руси Михаил Федорович и Великий государь Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси указали…»

Портрет работы неизвестного художника второй половины XVIII века исполнен в парсунной традиции, в духе ранних живописных портретов, появившихся на Руси во второй половине XVII века. Портреты так и назывались – «парсуна», от искаженного латинского «персона», то есть «личность, особа». Парсуна соединяла в себе черты иконописной традиции и европейского светского портрета.

Елена Ружникова, искусствовед ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Поделиться
29059