22 января 2019

Обзор 2018-4

«Нас водила молодость…»

Обзор заключительного номера журнала «Двина» (№4/2018)

На конец года и, стало быть, последний номер журнала «Двина» приходятся две даты: 200 лет И.С.Тургеневу и 100 лет комсомолу. Отдавая дань той и другой, я, уже сформировав номер, неожиданно для себя обнаружил, что эти даты взаимно дополняют друг друга; больше того – отражаются одна в другой, уходя в зеркальную бесконечность. «Отцы и дети» и «Как закалялась сталь» — таковы в литературном изводе эти зеркала. Евгений Базаров – предтеча Павки Корчагина, и Корчагин – наследник по прямой разночинца Базарова.

Базаров был одним из любимых героев юного Володи Ульянова. «Мы пойдём другим путём», — это, безусловно, оттуда. Задаюсь вопросом: можно ли Октябрьскую революцию характеризовать как конфликт отцов и детей? Думается, вполне. И с общественно-нравственной точки зрения, когда верхи («отцы») не хотели перемен, а низы («дети») уже не могли терпеть застоя и произвола. И с личностной – ведь в революцию ушло множество выходцев из дворянской среды, тот же Ленин, и из высшего света, – как, к примеру, Лариса Рейснер, дочь царского генерала.

Этот разлом начался не тогда. «Притча о блудном сыне» — вековечный сюжет. История показывает, что такие конфликты обостряются в поры катаклизмов. Но зреют они, безусловно, при застое. Причём не зависимо от социального и материального положения.

Пример тому из свежего журнального номера – жизнь и судьба Михаила Сидорова, уроженца Архангельска. Ему посвящён очерк Юрия Канева, историка и педагога из Нарьян-Мара, «Михаил Сидоров – русский человек во всём его размахе». О таких говорят: «Бог поцеловал в темечко». Наделённый изыскательскими талантами, он из скромного домашнего учителя превратился в одного из самых богатых золотопромышленников Сибири. Его современники – миллионщики и воротилы — тратили свои богатства на дворцы, пиры да прихоти (как и теперешние олигархи), а Сидоров вслед за Ломоносовым мечтающий о просвещении, развитии и славе Отечества, свои доходы переводил на школы, ремесленные училища, поиски минералов, строительство дорог… Исполнились бы все его проекты, Россия нынче была бы в другой экономической и политической ситуации. Во всяком случае, Арктика в русском секторе, включая Шпицберген, была бы целиком наша, и не пришлось бы нам сейчас отстаивать наши исконные на неё права.

Но вот же злосчастная судьба: большинство проектов Сидорова, как и у Ломоносова, спесивыми верхами (отцами нации, но не редко чуженинами) отвергались, и могучий русский талант Михаил Сидоров, наследник дела Ломоносова, до срока зачах.

Безысходность, обездоленность, беспросветность – вот истоки всех революций. А ещё, разумеется, не совпадение социальных и нравственных установок.

На календаре эпического повествования о северной деревне Сергея Кириллова «Уйдома», которое печатается главами,- начало 20-х годов ХХ века. Происходит слом вековечных русских традиций и всего народного уклада. Всё смешалось даже на уровне семьи. Брат идёт на брата, сын – на отца. И кто прав, кто виноват- в иных случаях решает только винтовочный обрез.

Ещё более трагической выглядит картина разлома в романе нашего земляка Владимира Личутина «В ожидании Бога». У нас в журнале главы из этого произведения печатались под названием «Если Бог станет необходим, Он найдёт тебя Сам». В этом номере идёт отзыв на личутинский роман, вышедший уже целиком в рамках 14-томного собрания сочинений писателя. Автор рецензии Алексей Шорохов назвал её «Ганина яма и лествица к небеси».

Революция уничтожила старый строй, сломав при этом миллионы судеб. На «обломках самовластья» началась новая жизнь. Поколение «детей» положило начало новому поколению, которое воспитывалось по большевистским канонам. Как – вопрос другой. Но именно первое советское поколение отразило небывалое по мощи и агрессии гитлеровское, а по сути все европейское нашествие и отстояло свободу и независимость нашей Родины.

О том, в частности,– комсомольская подборка. В неё входят хроники комсомольских лет; очерк о герое северного неба – боевом лётчике Захаре Сорокине; большой очерк Алевтины Арнаутовой, уроженки архангельской глубинки, которая вспоминает свою послевоенную молодость, когда была секретарём райкома комсомола; стихи вожака северной ударной комсомольской стройки 60-70-х годов Николая Шкаредного, к слову сказать, выходца из семьи репрессированных; стихи о геологической юности на Колыме Татьяны Полежаевой.

Это, первое послевоенное поколение – наследники отцов-победителей, к которому принадлежу сам, — исповедовало родительские ценности. Мы пели песни отцов, когда сидели с ними за одним столом. Но появились у нас и свои песни, которыми мы смыкали свой возрастной круг. Наши дети песен дедов не знают, впрочем, как в большинстве — и наших. А уж внуки и подавно.

Поколенческий разрыв, возникший тридцать лет назад в результате очередного «переформатирования», напоминает тот, что произошёл сто лет назад. Но сравним ли ущерб? Ведь страна не попала в изначальную точку (условно говоря, в 1913 год), ибо давно прошла точку невозврата. Сейчас на дворе, как характеризуют политологи и социологи, пещерный капитализм. Однако, поди разбери, где при этом находятся старые «отцы» и где переформатированные «дети», которые лучше знают иностранный язык и совсем плохо родной. А ведь определять надо — это условие пути. Вот для этого и служит литературный журнал.

Современная литературно-публицистическая составляющая свежего выпуска представлена в разных жанрах и темах. Но начинается номер стихами о Родине, с которыми обращается к читателям поэт и пилот Илья Иконников.

О Родине малой и большой во всеуслышание и каждый по своему говорят поэты Республики Коми – Надежда Мирошниченко, Андрей Попов, Татьяна Канова, Александр Суворов.

Их коллективная подборка представлена в «Двине» в качестве культурного обмена. В свою очередь поэты Архангелогородчины — Александр Логинов, Елена Кузьмина, Ольга Корзова, Галина Рудакова — печатаются в свежем выпуске альманаха «Белый бор», что под конец года выпускается в Сыктывкаре.

Рассказ Валерия Чубара «А ещё у нас ледяники есть», вынесенный на открытие новинки, — это тонкая усмешка над современным мещанством, которому блазнится, что всё на свете продаётся и покупается.

По поводу модных создателей кино и сценических постановок жёстко высказывается наш автор из Северодвинска Сергей Декопольцев. Его рецензия на фильм Германа-младшего «Бумажный солдат», посвящённого первопроходцам космоса, не оставляет никаких сомнений – это фальсификация недавней отечественной истории, что и отражает заголовок «Кривые зеркала».

Подлинная Родина, её деревенская основа предстаёт в только что вышедшей книге прозаика с абрамовского Пинежья Владислава Попова «Ворота в синее поле». Почти все рассказы и повести, составившие её, впервые были опубликованы на страницах «Двины». И здесь как итог, как завершение издания даётся рецензия Ольги Корзовой, тоже, как и Владислав, в недавнем прошлом сельского учителя.

Таково вкратце далеко не полное содержание свежего номера архангельского журнала «Двина».

Михаил ПОПОВ,

главный редактор журнала «Двина» (mkpopov47@list.ru)

Обзор заключительного номера журнала «Двина» (№4/2018)

На конец года и, стало быть, последний номер журнала «Двина» приходятся две даты: 200 лет И.С.Тургеневу и 100 лет комсомолу. Отдавая дань той и другой, я, уже сформировав номер, неожиданно для себя обнаружил, что эти даты взаимно дополняют друг друга; больше того – отражаются одна в другой, уходя в зеркальную бесконечность. «Отцы и дети» и «Как закалялась сталь» — таковы в литературном изводе эти зеркала. Евгений Базаров – предтеча Павки Корчагина, и Корчагин – наследник по прямой разночинца Базарова.

Базаров был одним из любимых героев юного Володи Ульянова. «Мы пойдём другим путём», — это, безусловно, оттуда. Задаюсь вопросом: можно ли Октябрьскую революцию характеризовать как конфликт отцов и детей? Думается, вполне. И с общественно-нравственной точки зрения, когда верхи («отцы») не хотели перемен, а низы («дети») уже не могли терпеть застоя и произвола. И с личностной – ведь в революцию ушло множество выходцев из дворянской среды, тот же Ленин, и из высшего света, – как, к примеру, Лариса Рейснер, дочь царского генерала.

Этот разлом начался не тогда. «Притча о блудном сыне» — вековечный сюжет. История показывает, что такие конфликты обостряются в поры катаклизмов. Но зреют они, безусловно, при застое. Причём не зависимо от социального и материального положения.

Пример тому из свежего журнального номера – жизнь и судьба Михаила Сидорова, уроженца Архангельска. Ему посвящён очерк Юрия Канева, историка и педагога из Нарьян-Мара, «Михаил Сидоров – русский человек во всём его размахе». О таких говорят: «Бог поцеловал в темечко». Наделённый изыскательскими талантами, он из скромного домашнего учителя превратился в одного из самых богатых золотопромышленников Сибири. Его современники – миллионщики и воротилы — тратили свои богатства на дворцы, пиры да прихоти (как и теперешние олигархи), а Сидоров вслед за Ломоносовым мечтающий о просвещении, развитии и славе Отечества, свои доходы переводил на школы, ремесленные училища, поиски минералов, строительство дорог… Исполнились бы все его проекты, Россия нынче была бы в другой экономической и политической ситуации. Во всяком случае, Арктика в русском секторе, включая Шпицберген, была бы целиком наша, и не пришлось бы нам сейчас отстаивать наши исконные на неё права.

Но вот же злосчастная судьба: большинство проектов Сидорова, как и у Ломоносова, спесивыми верхами (отцами нации, но не редко чуженинами) отвергались, и могучий русский талант Михаил Сидоров, наследник дела Ломоносова, до срока зачах.

Безысходность, обездоленность, беспросветность – вот истоки всех революций. А ещё, разумеется, не совпадение социальных и нравственных установок.

На календаре эпического повествования о северной деревне Сергея Кириллова «Уйдома», которое печатается главами,- начало 20-х годов ХХ века. Происходит слом вековечных русских традиций и всего народного уклада. Всё смешалось даже на уровне семьи. Брат идёт на брата, сын – на отца. И кто прав, кто виноват- в иных случаях решает только винтовочный обрез.

Ещё более трагической выглядит картина разлома в романе нашего земляка Владимира Личутина «В ожидании Бога». У нас в журнале главы из этого произведения печатались под названием «Если Бог станет необходим, Он найдёт тебя Сам». В этом номере идёт отзыв на личутинский роман, вышедший уже целиком в рамках 14-томного собрания сочинений писателя. Автор рецензии Алексей Шорохов назвал её «Ганина яма и лествица к небеси».

Революция уничтожила старый строй, сломав при этом миллионы судеб. На «обломках самовластья» началась новая жизнь. Поколение «детей» положило начало новому поколению, которое воспитывалось по большевистским канонам. Как – вопрос другой. Но именно первое советское поколение отразило небывалое по мощи и агрессии гитлеровское, а по сути все европейское нашествие и отстояло свободу и независимость нашей Родины.

О том, в частности,– комсомольская подборка. В неё входят хроники комсомольских лет; очерк о герое северного неба – боевом лётчике Захаре Сорокине; большой очерк Алевтины Арнаутовой, уроженки архангельской глубинки, которая вспоминает свою послевоенную молодость, когда была секретарём райкома комсомола; стихи вожака северной ударной комсомольской стройки 60-70-х годов Николая Шкаредного, к слову сказать, выходца из семьи репрессированных; стихи о геологической юности на Колыме Татьяны Полежаевой.

Это, первое послевоенное поколение – наследники отцов-победителей, к которому принадлежу сам, — исповедовало родительские ценности. Мы пели песни отцов, когда сидели с ними за одним столом. Но появились у нас и свои песни, которыми мы смыкали свой возрастной круг. Наши дети песен дедов не знают, впрочем, как в большинстве — и наших. А уж внуки и подавно.

Поколенческий разрыв, возникший тридцать лет назад в результате очередного «переформатирования», напоминает тот, что произошёл сто лет назад. Но сравним ли ущерб? Ведь страна не попала в изначальную точку (условно говоря, в 1913 год), ибо давно прошла точку невозврата. Сейчас на дворе, как характеризуют политологи и социологи, пещерный капитализм. Однако, поди разбери, где при этом находятся старые «отцы» и где переформатированные «дети», которые лучше знают иностранный язык и совсем плохо родной. А ведь определять надо — это условие пути. Вот для этого и служит литературный журнал.

Современная литературно-публицистическая составляющая свежего выпуска представлена в разных жанрах и темах. Но начинается номер стихами о Родине, с которыми обращается к читателям поэт и пилот Илья Иконников.

О Родине малой и большой во всеуслышание и каждый по своему говорят поэты Республики Коми – Надежда Мирошниченко, Андрей Попов, Татьяна Канова, Александр Суворов.

Их коллективная подборка представлена в «Двине» в качестве культурного обмена. В свою очередь поэты Архангелогородчины — Александр Логинов, Елена Кузьмина, Ольга Корзова, Галина Рудакова — печатаются в свежем выпуске альманаха «Белый бор», что под конец года выпускается в Сыктывкаре.

Рассказ Валерия Чубара «А ещё у нас ледяники есть», вынесенный на открытие новинки, — это тонкая усмешка над современным мещанством, которому блазнится, что всё на свете продаётся и покупается.

По поводу модных создателей кино и сценических постановок жёстко высказывается наш автор из Северодвинска Сергей Декопольцев. Его рецензия на фильм Германа-младшего «Бумажный солдат», посвящённого первопроходцам космоса, не оставляет никаких сомнений – это фальсификация недавней отечественной истории, что и отражает заголовок «Кривые зеркала».

Подлинная Родина, её деревенская основа предстаёт в только что вышедшей книге прозаика с абрамовского Пинежья Владислава Попова «Ворота в синее поле». Почти все рассказы и повести, составившие её, впервые были опубликованы на страницах «Двины». И здесь как итог, как завершение издания даётся рецензия Ольги Корзовой, тоже, как и Владислав, в недавнем прошлом сельского учителя.

Таково вкратце далеко не полное содержание свежего номера архангельского журнала «Двина».

Михаил ПОПОВ,

главный редактор журнала «Двина» (mkpopov47@list.ru)

Поделиться