16 января 2018

О «Белкомуре», инвестициях, Соловках

О перспективах развития региона и долгосрочных инфраструктурных проектах глава Поморья рассказал российским журналистам в Москве в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Масштабные проекты

Архангельская область сегодня становится площадкой для реализации масштабных инвестиционных планов. Прежде всего – в традиционно ведущей для региона лесной отрасли.

– Мы поддержали – и это подтверждено на федеральном уровне, в Министерстве промышленности и торговли – десять приоритетных инвестиционных проектов в лесу с общим объемом инвестиций чуть более шестидесяти миллиардов рублей. На сегодняшний день на 47 миллиардов проектов уже реализовано, – отметил губернатор.

Кстати, по итогам 2016 года объем инвестиций равен 90,7 миллиарда рублей, что на 40 процентов выше показателя 2015-го. Положительная динамика сохраняется и в этом году: за девять месяцев индекс физического объема инвестиций составил 140,5 процента в сравнении с аналогичным периодом 2016-го. Всего же в регионе в различных отраслях экономики реализуется 16 инвестпроектов.

Дорога в будущее

Среди инфраструктурных проектов самый впечатляющий, конечно же, строительство железной дороги «Белкомур», которая свяжет Архангельск с Уральским регионом, а через него – с Сибирью и азиатскими странами. Не зря же китайская корпорация Poly Group заявила о намерении финансировать проект. В результате не только появится транспортный коридор, прорезающий евразийские просторы, но и будет дан мощный толчок развитию Архангельской области. Не секрет, что звучат и голоса критиков, скептически оценивающих возможность реализации мегапроекта. Казалось бы, решение правительства Республики Коми, через которую пройдет значительная часть будущей трассы, продать свой пакет акций «Белкомура» – аргумент в пользу скептиков. Если, конечно, оценивать такие решения по-обывательски поверхностно. Но если осмысливать этот шаг государственным взглядом… Что говорит Игорь Орлов?

– Я воспринимаю это как положительный шаг, так как появились компании, которые захотели застолбить свое место в проекте. Это своего рода инвестиционный прорыв. Несмотря на то что пока нет правительственного решения, которое мы рассчитываем получить в ближайшее время, появился инвестор, который тратит свои средства на покупку акций этой компании.

Что тут добавить? Как говорится, спрос рождает предложение. Не было бы желающих приобрести акции «Белкомура», едва ли наши соседи стали бы выставлять их на продажу. И потенциальный покупатель уже имеется.

Счастливого плавания!

Сооружение новой железной дороги – это еще 39 крупных инвестиционных проектов, десятки тысяч рабочих мест. Мы говорим «Белкомур», подразумеваем и новый глубоководный порт, который будет строиться на берегу Белого моря.

– России в ближайшей перспективе потребуется целая серия портов, которые надо будет построить на северном побережье, – ответил Игорь Орлов на вопрос о роли будущего порта в развитии Севморпути. – У Архангельска своя ниша, свои задачи. Мы прекрасно знаем, чем мы будем загружать его. У нас есть свой поток, связанный с обеспечением функционирования Севморпути и строительством крупных инфраструктурных объектов. Самая крупная база компании «Межрегионтрубопроводстрой» построена с нуля, в Архангельске инвестиции превышают три миллиарда рублей. И мы считаем, что порт, который будет являться одной из вершин «Белкомура», имеет свою задачу и будет ее реализовывать.

Разумеется, не магистралью единой будет жить Архангельская область. Не забудем и Павловский горно-обогатительный комбинат на Новой Земле, который станет перерабатывать свинцово-цинковую руду, и еще один ГОК – на алмазном месторождении имени М. В. Ломоносова.

– В области реализуется 16 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по ним превышает 150 миллиардов рублей. Мы ориентируемся на создание более восьми тысяч высокопроизводительных рабочих мест в соответствии с современными требованиями. Лидирующей по инвестициям является горнодобывающая отрасль, главные здесь – предприятия по добыче алмазов. Их планы по добыче и расширению разведочных работ позволяют нам достаточно уверенно смотреть на это направление, и мы недавно на инвестиционном комитете области подтвердили поддержку Севералмаза, который планирует расширять объемы переработки руды и отдачи в алмазном измерении на сумму более 70 миллиардов рублей. Мы собираемся наращивать и расширять спектр в отрасли за счет крупного инвестпроекта, который сейчас находится в стадии проектирования в «Росатоме» – проект Павловского свинцово-цинкового месторождения. И здесь у нас понятный план действий, – заявил губернатор.

Наконец, увеличение грузопотока по Севморпути – в частности, доставка в Архангельск рыбы из дальневосточных регионов. Между прочим, по итогам 2017-го общий грузооборот прогнозируется на уровне рекордных 10,2 миллиона тонн, что превышает самые успешные показатели советского времени – еще один контраргумент против тех, кто воспринимает разговоры о перспективах океанской дороги как утопию. Не только рыба, но и минеральное сырье с арктических месторождений во все возрастающем объеме пойдут Севморпутем.

Возвращаясь к всегда актуальной для Поморья теме добычи морских ресурсов, вспомним водорослевый комбинат. К нему губернатор несколько раз возвращался в ходе пресс-конференции. Производство продукции для фармацевтики и косметологии будет развиваться, заверил он.

– Мы сегодня имеем возможность добывать пять миллионов тонн этого сырья, а добываем 900 тысяч тонн. Ресурс должен быть задействован. Сами до конца не знаем, к чему может привести этот ресурс, тем более что и в мире к нему начинают относиться иначе. Северные арктические водоросли – они особенные.

Единая арктическая команда

Разумеется, речь на пресс-конференции шла не только о глобальных проектах, но и текущих задачах. Например, о сохранении уникальной природно-культурной среды Соловецкого архипелага. Приток туристов в жемчужину Беломорья растет, а значит, возрастает и антропогенная нагрузка на нее.

– Мы вопрос антропогенной нагрузки на Соловки просчитываем очень внимательно. Есть определенные риски со стороны Кеми, там неуправляемый поток туристов, которые идут на всех видах плавсредств на Соловки. Но планы, которые существуют у министерства культуры РФ и Архангельской области по созданию там религиозно-исторического места, особой регуляторики его посещения, чтобы, ни в коем случае не ограничивая туризм, привести его в разумное состояние, – это наша задача. Потому что три года назад был пожар на Соловках в лесу из-за неорганизованных туристов. Мы над этим сейчас предметно работаем. Есть законы, которыми руководствуемся, и просто обязаны все учитывать. Мы стремимся управлять антропогенной нагрузкой на Соловки – это факт. При этом стараемся целым набором административных инструментов сдерживать это не с точки зрения количества, а с точки зрения порядка и организации пребывания туристов, и не только на Соловках.

На пресс-конференции в РИА «Новости» глава региона ответил и на вопрос о том, что нужно сделать Архангельску для победы в гонке за освоение Арктики. Игорь Орлов твердо высказался против попыток подменить общее дело – развитие Российского Севера – межрегиональной конкуренцией.

Как считает губернатор, все разговоры о том, что какая-то из арктических территорий должна стать столицей всей Арктики, только вносят разлад в единую команду регионов, решающую общую задачу нового освоения северных территорий. Для обустройства Севера нужны не «гонщики», а «футболисты», умеющие работать в команде.

– Я упомянул про футбольную команду, потому что негативно отношусь к тому, что кто-то пытается заявлять о конкуренции между регионами в Арктической зоне. Это делают враги. Я играю в футбол: есть вратарь, есть нападающий, есть защитник, есть полузащитник. Им говорят в команде: а ну-ка давайте конкурируйте, кто из вас круче в команде? Как вы думаете, что будет с ней? Если игроки в команде будут конкурировать между собой, она просто развалится и никогда не будет победителем.

Провозная способность «Белкомура» составит до 35 миллионов тонн грузов в год. Доля грузов в полигоне тяготения магистрали превысит 40%.

Масштабные проекты

Архангельская область сегодня становится площадкой для реализации масштабных инвестиционных планов. Прежде всего – в традиционно ведущей для региона лесной отрасли.

– Мы поддержали – и это подтверждено на федеральном уровне, в Министерстве промышленности и торговли – десять приоритетных инвестиционных проектов в лесу с общим объемом инвестиций чуть более шестидесяти миллиардов рублей. На сегодняшний день на 47 миллиардов проектов уже реализовано, – отметил губернатор.

Кстати, по итогам 2016 года объем инвестиций равен 90,7 миллиарда рублей, что на 40 процентов выше показателя 2015-го. Положительная динамика сохраняется и в этом году: за девять месяцев индекс физического объема инвестиций составил 140,5 процента в сравнении с аналогичным периодом 2016-го. Всего же в регионе в различных отраслях экономики реализуется 16 инвестпроектов.

Дорога в будущее

Среди инфраструктурных проектов самый впечатляющий, конечно же, строительство железной дороги «Белкомур», которая свяжет Архангельск с Уральским регионом, а через него – с Сибирью и азиатскими странами. Не зря же китайская корпорация Poly Group заявила о намерении финансировать проект. В результате не только появится транспортный коридор, прорезающий евразийские просторы, но и будет дан мощный толчок развитию Архангельской области. Не секрет, что звучат и голоса критиков, скептически оценивающих возможность реализации мегапроекта. Казалось бы, решение правительства Республики Коми, через которую пройдет значительная часть будущей трассы, продать свой пакет акций «Белкомура» – аргумент в пользу скептиков. Если, конечно, оценивать такие решения по-обывательски поверхностно. Но если осмысливать этот шаг государственным взглядом… Что говорит Игорь Орлов?

– Я воспринимаю это как положительный шаг, так как появились компании, которые захотели застолбить свое место в проекте. Это своего рода инвестиционный прорыв. Несмотря на то что пока нет правительственного решения, которое мы рассчитываем получить в ближайшее время, появился инвестор, который тратит свои средства на покупку акций этой компании.

Что тут добавить? Как говорится, спрос рождает предложение. Не было бы желающих приобрести акции «Белкомура», едва ли наши соседи стали бы выставлять их на продажу. И потенциальный покупатель уже имеется.

Счастливого плавания!

Сооружение новой железной дороги – это еще 39 крупных инвестиционных проектов, десятки тысяч рабочих мест. Мы говорим «Белкомур», подразумеваем и новый глубоководный порт, который будет строиться на берегу Белого моря.

– России в ближайшей перспективе потребуется целая серия портов, которые надо будет построить на северном побережье, – ответил Игорь Орлов на вопрос о роли будущего порта в развитии Севморпути. – У Архангельска своя ниша, свои задачи. Мы прекрасно знаем, чем мы будем загружать его. У нас есть свой поток, связанный с обеспечением функционирования Севморпути и строительством крупных инфраструктурных объектов. Самая крупная база компании «Межрегионтрубопроводстрой» построена с нуля, в Архангельске инвестиции превышают три миллиарда рублей. И мы считаем, что порт, который будет являться одной из вершин «Белкомура», имеет свою задачу и будет ее реализовывать.

Разумеется, не магистралью единой будет жить Архангельская область. Не забудем и Павловский горно-обогатительный комбинат на Новой Земле, который станет перерабатывать свинцово-цинковую руду, и еще один ГОК – на алмазном месторождении имени М. В. Ломоносова.

– В области реализуется 16 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по ним превышает 150 миллиардов рублей. Мы ориентируемся на создание более восьми тысяч высокопроизводительных рабочих мест в соответствии с современными требованиями. Лидирующей по инвестициям является горнодобывающая отрасль, главные здесь – предприятия по добыче алмазов. Их планы по добыче и расширению разведочных работ позволяют нам достаточно уверенно смотреть на это направление, и мы недавно на инвестиционном комитете области подтвердили поддержку Севералмаза, который планирует расширять объемы переработки руды и отдачи в алмазном измерении на сумму более 70 миллиардов рублей. Мы собираемся наращивать и расширять спектр в отрасли за счет крупного инвестпроекта, который сейчас находится в стадии проектирования в «Росатоме» – проект Павловского свинцово-цинкового месторождения. И здесь у нас понятный план действий, – заявил губернатор.

Наконец, увеличение грузопотока по Севморпути – в частности, доставка в Архангельск рыбы из дальневосточных регионов. Между прочим, по итогам 2017-го общий грузооборот прогнозируется на уровне рекордных 10,2 миллиона тонн, что превышает самые успешные показатели советского времени – еще один контраргумент против тех, кто воспринимает разговоры о перспективах океанской дороги как утопию. Не только рыба, но и минеральное сырье с арктических месторождений во все возрастающем объеме пойдут Севморпутем.

Возвращаясь к всегда актуальной для Поморья теме добычи морских ресурсов, вспомним водорослевый комбинат. К нему губернатор несколько раз возвращался в ходе пресс-конференции. Производство продукции для фармацевтики и косметологии будет развиваться, заверил он.

– Мы сегодня имеем возможность добывать пять миллионов тонн этого сырья, а добываем 900 тысяч тонн. Ресурс должен быть задействован. Сами до конца не знаем, к чему может привести этот ресурс, тем более что и в мире к нему начинают относиться иначе. Северные арктические водоросли – они особенные.

Единая арктическая команда

Разумеется, речь на пресс-конференции шла не только о глобальных проектах, но и текущих задачах. Например, о сохранении уникальной природно-культурной среды Соловецкого архипелага. Приток туристов в жемчужину Беломорья растет, а значит, возрастает и антропогенная нагрузка на нее.

– Мы вопрос антропогенной нагрузки на Соловки просчитываем очень внимательно. Есть определенные риски со стороны Кеми, там неуправляемый поток туристов, которые идут на всех видах плавсредств на Соловки. Но планы, которые существуют у министерства культуры РФ и Архангельской области по созданию там религиозно-исторического места, особой регуляторики его посещения, чтобы, ни в коем случае не ограничивая туризм, привести его в разумное состояние, – это наша задача. Потому что три года назад был пожар на Соловках в лесу из-за неорганизованных туристов. Мы над этим сейчас предметно работаем. Есть законы, которыми руководствуемся, и просто обязаны все учитывать. Мы стремимся управлять антропогенной нагрузкой на Соловки – это факт. При этом стараемся целым набором административных инструментов сдерживать это не с точки зрения количества, а с точки зрения порядка и организации пребывания туристов, и не только на Соловках.

На пресс-конференции в РИА «Новости» глава региона ответил и на вопрос о том, что нужно сделать Архангельску для победы в гонке за освоение Арктики. Игорь Орлов твердо высказался против попыток подменить общее дело – развитие Российского Севера – межрегиональной конкуренцией.

Как считает губернатор, все разговоры о том, что какая-то из арктических территорий должна стать столицей всей Арктики, только вносят разлад в единую команду регионов, решающую общую задачу нового освоения северных территорий. Для обустройства Севера нужны не «гонщики», а «футболисты», умеющие работать в команде.

– Я упомянул про футбольную команду, потому что негативно отношусь к тому, что кто-то пытается заявлять о конкуренции между регионами в Арктической зоне. Это делают враги. Я играю в футбол: есть вратарь, есть нападающий, есть защитник, есть полузащитник. Им говорят в команде: а ну-ка давайте конкурируйте, кто из вас круче в команде? Как вы думаете, что будет с ней? Если игроки в команде будут конкурировать между собой, она просто развалится и никогда не будет победителем.

Провозная способность «Белкомура» составит до 35 миллионов тонн грузов в год. Доля грузов в полигоне тяготения магистрали превысит 40%.

Поделиться
25413