20 февраля 2014

Не все могут короли

В театре драмы прошел бенефис актрисы Гульсины Гусевой, играли «Корсиканку». Замечательную комедию, где вполне серьезно говорится о том, что никогда и ни за что не надо сдаваться под ударами судьбы.

По франку в день

Вообще-то пьеса чешского драматурга Иржи Губача подана как исторический анекдот, ведь речь в ней идет совсем не о том Наполеоне – блистательном полководце, императоре Франции и прочая, прочая, прочая… А Наполеоне – пленнике острова Святой Елены, который теперь от вынужденного безделья должен биться с полчищами крыс, муштровать собственных генералов, ругаться с англичанами из-за отвратительного питания, ограничения свободы передвижения и общения. 

И Жозефина вовсе не его красавица-жена, а некая хабалка-кухарка из Парижа, явившаяся требовать долг за мужа, погибшего при Ватерлоо. Она все сосчитала: по франку в день за пустовавшее десять лет супружеское ложе, еще доплата за страх и слезы войны, содержание четверых детей – Наполеона Франсуа, Наполеона Леона… Да-да, они все у нее Наполеончики. Ведь солдаты Франции так любили своего императора, что называли в его честь сыновей! 

Генерал в юбке

Однако что теперь? Жозефина не узнает в этом потрепанном старике того великого человека в зените славы, управлявшего всей Европой, а сейчас не умеющего справиться с банальными бытовыми неурядицами, но очень беспокоящегося о том, что напишут о нем современники в своих мемуарах. Вот тогда она забудет про долг и станет его адъютантом, энергично примется наводить порядок – и в этом натуральном хлеву, и в голове, а вернее, душе сверженного императора. 

Гульсина Гусева играет яркую, заводную, веселую женщину, ту самую, какие водятся, оказывается, и в припарижских селениях… Нацепив наполеоновскую треуголку, а его мундир водрузив на пугало в огороде, она смело и энергично командует французскими генералами, английскими губернаторами, не говоря про всяких лейтенантов, солдат и поваров. 

Все могут короли: верховодить тысячами солдат, завоевывать страны и народы… Но подоить козу или вырастить морковку им слабо! А кто их подбодрит в трудную минуту, рассмешит и внушит надежду, откроет, что счастье не во владении миром и богатстве, а в самом простом… Например, выпить бокальчик доброго вина с землячкой с Корсики и вспомнить с ней родные песни… 

Оправдание для Наполеона

Увы, Гульсине Гусевой, как и ее героине, приходится тащить все на себе. Весь спектакль, где заняты еще восемь мужчин. Вот Наполеон – Виктор Гусев. Тяжеловесный и какой-то скучный, играет, иногда кажется, с неохотой. Лишь изредка вспыхивают искорки: в той сцене, когда он узнает, что Жозефина – корсиканка, император становится мягким, трогательным и таким беззащитным… Или в момент, когда они корчат рожи. 

Может быть, актер слишком ушел в другую сторону – из комедии решил-таки сделать трагедию. Если Жозефина – смех, буря эмоций, страсть, то в отравленном уже Наполеоне все время чувствуется надрыв, безысходность выпавшего «из обоймы», никому не нужного теперь человека. Хотя декларируется позитивное преображение. 

Впрочем, для Виктора Гусева у меня нашлись оправдания – прекрасный комик и любящий муж не стал «перетягивать одеяло» на себя, предпочтя просто подыгрывать супруге-бенефициантке. Как и его герой, постарался перебороть собственное самолюбие и тщеславие мужчины, чтобы восхититься Ее Величеством женщиной. 

Комок чувств

К тому же, как стало ясно из программки, в процессе работы над постановкой сменился режиссер и спектакль доводил до ума главреж Андрей Тимошенко. Отсюда и разночтения? 

Из других мужчин выделю Евгения Нифантьева и Ивана Морева. Уж очень они напоминают тех двух генералов, что мужик кормил в сказке Салтыкова-Щедрина. Но и они играют неровно, бросаясь из юмора в драму. Сама актриса, рассуждая в предпремьерном интервью нашей газете (см. № 3 от 23 января 2014 г.) о жанре спектакля, назвала его комком чувств, сочетанием смешного, ироничного, грустного… И смогла выдержать в нем эту щемящую ноту. 

Ведь «Корсиканка» вовсе не про Наполеона и Жозефину, это история о бренности власти и славы, достичь которых так мечтают мужчины, и вечности женской любви и жертвенности.

 

По франку в день

Вообще-то пьеса чешского драматурга Иржи Губача подана как исторический анекдот, ведь речь в ней идет совсем не о том Наполеоне – блистательном полководце, императоре Франции и прочая, прочая, прочая… А Наполеоне – пленнике острова Святой Елены, который теперь от вынужденного безделья должен биться с полчищами крыс, муштровать собственных генералов, ругаться с англичанами из-за отвратительного питания, ограничения свободы передвижения и общения. 

И Жозефина вовсе не его красавица-жена, а некая хабалка-кухарка из Парижа, явившаяся требовать долг за мужа, погибшего при Ватерлоо. Она все сосчитала: по франку в день за пустовавшее десять лет супружеское ложе, еще доплата за страх и слезы войны, содержание четверых детей – Наполеона Франсуа, Наполеона Леона… Да-да, они все у нее Наполеончики. Ведь солдаты Франции так любили своего императора, что называли в его честь сыновей! 

Генерал в юбке

Однако что теперь? Жозефина не узнает в этом потрепанном старике того великого человека в зените славы, управлявшего всей Европой, а сейчас не умеющего справиться с банальными бытовыми неурядицами, но очень беспокоящегося о том, что напишут о нем современники в своих мемуарах. Вот тогда она забудет про долг и станет его адъютантом, энергично примется наводить порядок – и в этом натуральном хлеву, и в голове, а вернее, душе сверженного императора. 

Гульсина Гусева играет яркую, заводную, веселую женщину, ту самую, какие водятся, оказывается, и в припарижских селениях… Нацепив наполеоновскую треуголку, а его мундир водрузив на пугало в огороде, она смело и энергично командует французскими генералами, английскими губернаторами, не говоря про всяких лейтенантов, солдат и поваров. 

Все могут короли: верховодить тысячами солдат, завоевывать страны и народы… Но подоить козу или вырастить морковку им слабо! А кто их подбодрит в трудную минуту, рассмешит и внушит надежду, откроет, что счастье не во владении миром и богатстве, а в самом простом… Например, выпить бокальчик доброго вина с землячкой с Корсики и вспомнить с ней родные песни… 

Оправдание для Наполеона

Увы, Гульсине Гусевой, как и ее героине, приходится тащить все на себе. Весь спектакль, где заняты еще восемь мужчин. Вот Наполеон – Виктор Гусев. Тяжеловесный и какой-то скучный, играет, иногда кажется, с неохотой. Лишь изредка вспыхивают искорки: в той сцене, когда он узнает, что Жозефина – корсиканка, император становится мягким, трогательным и таким беззащитным… Или в момент, когда они корчат рожи. 

Может быть, актер слишком ушел в другую сторону – из комедии решил-таки сделать трагедию. Если Жозефина – смех, буря эмоций, страсть, то в отравленном уже Наполеоне все время чувствуется надрыв, безысходность выпавшего «из обоймы», никому не нужного теперь человека. Хотя декларируется позитивное преображение. 

Впрочем, для Виктора Гусева у меня нашлись оправдания – прекрасный комик и любящий муж не стал «перетягивать одеяло» на себя, предпочтя просто подыгрывать супруге-бенефициантке. Как и его герой, постарался перебороть собственное самолюбие и тщеславие мужчины, чтобы восхититься Ее Величеством женщиной. 

Комок чувств

К тому же, как стало ясно из программки, в процессе работы над постановкой сменился режиссер и спектакль доводил до ума главреж Андрей Тимошенко. Отсюда и разночтения? 

Из других мужчин выделю Евгения Нифантьева и Ивана Морева. Уж очень они напоминают тех двух генералов, что мужик кормил в сказке Салтыкова-Щедрина. Но и они играют неровно, бросаясь из юмора в драму. Сама актриса, рассуждая в предпремьерном интервью нашей газете (см. № 3 от 23 января 2014 г.) о жанре спектакля, назвала его комком чувств, сочетанием смешного, ироничного, грустного… И смогла выдержать в нем эту щемящую ноту. 

Ведь «Корсиканка» вовсе не про Наполеона и Жозефину, это история о бренности власти и славы, достичь которых так мечтают мужчины, и вечности женской любви и жертвенности.

 

Поделиться
135