Не оставить бизнес наедине с системой

Год назад в Архангельской области появился институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. И тоже год в официальном статусе бизнес-омбудсмена работает Николай Евменов. На прошлой неделе он был гостем нашей редакции.

Лучше с нами, чем без нас

— Николай Викторович, прошел год, у вас нет ощущения ненужности, искусственности вашей должности?

— На самом деле я только недавно узнал, насколько сильны были оппоненты введения института бизнес-омбудсмена. Но прошло время, и их мнение изменилось. Да и предприниматели поняли, что лучше с нами, чем без нас. Ведь многие бизнесмены даже с помощью юристов не могут решить проблемы, возникающие при взаимодействии с органами власти. А мы, руководствуясь законом и своими правами, часто помогаем людям распутывать узел их проблем. 

— И на каком уровне чаще всего возникают конфликты?

— Уже сложилось определение — «классический случай» в практике уполномоченного. Он проявляется в ряде муниципалитетов, где отсутствуют регламенты, регулирующие взаимоотношения бизнеса и власти — то есть четкие «правила игры», которые должны соблюдать обе стороны. В муниципальных образованиях разрабатываются и принимаются схемы размещения нестационарных торговых объектов. Предприниматели заключают договоры аренды с муниципалитетом. Но иногда власть заключает договоры аренды на неопределенный срок, и в этом случае иногда применяется принцип «рубильника»: кому-то включить, кому-то выключить. И тогда предприниматель, по сути, может просто оказаться на улице. Хотя есть федеральная позиция: если есть официально принятая схема, то все отношения должны быть пролонгированы.

А у нас ряд муниципалитетов этого не понял. Архангельск, к примеру, у нас взбудоражил все деловое сообщество. Мэрия, через главу Октябрьского округа, направила письмо о расторжении договоров аренды по нестационарным торговым объектам на улицах города. Под ударом оказались торговые объекты по реализации хлебобулочных изделий, цветов, товаров первой необходимости.

— И формально были правы…

— Формально — да. Но мы квалифицировали ситуацию таким образом: если есть схема, то есть и отношения. Если мэрия их расторгает, но тогда надо и схему пересмотреть. Мы два раза инициировали совещания с министром имущественных отношений Ириной Николаевной Ковалевой. И мы показали, что схему никто не отменял, она была утверждена постановлением главы муниципального образования, и поэтому выселять предпринимателя по морально-экономическим соображениям нецелесообразно. Убедили. И сохранили объекты и рабочие места для бизнеса.

Кому выгодно отсутствие правил игры

— Вы много ездите по районам, бываете в городах области, постоянно работаете в Архангельске. Где больше конфликтуют?

— Мы постоянно ранжируем нарушения, которые допускаются органами власти, в том числе и местными. Больше 70 процентов — это нарушения со стороны органов местного самоуправления. И это понятно. Сказывается отсутствие унифицированных регламентов оказания муниципальных услуг для бизнеса. По сути, у нас в регионе должно быть около тысячи регламентов, которые бы позволяли муниципалитетам реализовывать законы, регулирующие малый и средний бизнес на территории города или района, а их вдвое меньше.

— И в итоге?..

— В отдельных случаях отсутствуют установленные правила игры в регулировании предпринимательской деятельности на местном уровне. И принятие решения иногда может затянуться на неопределенный срок. И если в небольшом поселке такие вопросы решаются достаточно быстро, то в крупном городе попасть в высокий кабинет может быть крайне сложно.

— А кто виноват, что таких важных регламентов и нет? Кто их принимает?

— Муниципалитеты. Сейчас одно из наиболее часто встречающихся нарушений, которое негативно сказывается на деловом климате, — незаконный отказ в выкупе арендуемого помещения, который разрешен федеральным законом. Ряд муниципальных образований, как мы видим, блокирует действия по выкупу таких помещений. Мы сначала обращаемся к главе. Есть главы, которые несвоевременно принимают решения и не реагируют на наши материалы по восстановлению нарушенных прав. Тогда мы обращаемся в прокуратуру. Вот только на прошлой неделе пришли два письма из прокуратуры, в которых содержится обращение к местной власти «разблокировать» свое решение и дать возможность предпринимателям выкупить объекты.

Слово надо держать

— Не секрет, что такая позиция отдельных представителей власти, заведомо нарушающая права предпринимателей, иногда имеет под собой явную коррупционную составляющую. А коррупционные причины возникают, когда отсутствуют четкие регламенты, о которых вы говорили. И один человек решает свои задачи, а у массы других — не получается. А если система дает сбои, значит, нарушения лежат в корне.

— Действительно, есть муниципальные образования, не секрет, что Архангельск в их числе, которые усиливают конфликтность. Мы же стараемся погасить конфликт в досудебном порядке, уйти от него. Создаем согласительную комиссию, приводим серьезные доводы. И когда, фактически договорившись за круглым столом, потом достигнутые решения тормозятся, это недопустимо. Чиновники отказываются от своих обязательств. Происходит дискредитация власти перед лицом бизнеса. Мало того что такое отношение вызывает недоверие, оно порождает и отсутствие развития города. Бизнес не будет размещать свои ресурсы там, где власть его обманывает. Как у нас получилось в Архангельске. Предпринимателей в схеме поставили, дали им зеленый свет, а через два месяца мэрия инициирует расторжение с ними договорных отношений.

— У вас большой штат юристов? Сколько экспертов привлекаете?

— У нас весь аппарат — пять человек. Но уже заключено пять соглашений с ведущими юридическими компаниями региона. 

Профессиональные юристы на общественных началах делают экспертные правовые заключения по обращениям, которые они рассматривают по нашей просьбе. И дальше я, как уполномоченный, принимаю решение по процедуре. Если охватить всю сеть наших партнеров, то с нами сотрудничают порядка пятнадцати юристов. Не считая 23 общественных представителей уполномоченного в каждом муниципальном образовании.

— Вы создаете согласительные комиссии, пытаетесь урегулировать конфликты, но они возникают снова и снова. Есть ли у вас рычаги воздействия на людей, создающих подобные ситуации?

— Источник конфликтной ситуации чаще всего — решение, принимаемое как раз главой муниципалитета. На прошлом совете, 27 июня, мы рассматривали решение мэрии от 6 сентября, которое породило конфликтную ситуацию в Архангельске. Когда любой массажный кабинет как медицинское учреждение, открытый рядом с баром, рестораном, кафе, лишает лицензии предприятие общепита. В данном случае создается возможность нечестной конкурентной борьбы и формируется конфликт двух отраслей, что недопустимо. Совершенно не была учтена, не просчитана структура общественного питания в областном центре. 

И получилось, что более половины предприятий находится в красной зоне. Убытки могут быть колоссальные. Мы призываем муниципалитет пересмотреть нормативные акты, сбалансировав их, уйдя от конфликта. А по ненормативным — мы имеем право инициировать процедуру приостанавливать, одновременно обращаясь с исковым заявлением в судебные органы, те, которые, по нашему мнению, негативно сказываются на развитии территории.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 20 июля 2014 г.