11 февраля 2015

Не допустить ухудшения условий образовательного процесса

В городе продолжается обсуждение возможного объединиения городской гимназии и школы № 1. Мнений много, приводить их все – не хватит газетных полос. Потому мы решили обратиться к министру образования и науки Архангельской области Игорю Скубенко, чтобы узнать его мнение. Разговор с министром получился интересным.

– Игорь Васильевич, как вы относитесь к тому, что происходит в Новодвинске?
– Отношусь спокойно. Это рабочая ситуация, которую, правда, искусственно разогрели местные политики. Объединение образовательных учреждений, а именно это обсуждают сегодня в городе бумажников, – это не особенность Новодвинска. Практически в каждом муниципальном образовании вопросы слияния образовательных учреждений то и дело возникают. Скажу больше, сегодня подобные преобразования проходят и в государственных учреждениях: мы активно занимаемся вопросами реорганизации техникумов, училищ и детских домов. Это объективная ситуация: мы тщательно прорабатываем наиболее эффективную экономическую модель учреждения.

Что касается Новодвинска, в мой адрес уже поступил ряд заявлений от родительской общественности. Реакция уже последовала: я запросил объяснения от органа местного самоуправления. Официального ответа от администрации вашего города министерство пока не получило. В свою очередь хотел бы напомнить всем сторонам объединительного процесса, что все нужно осуществлять цивилизованно. 

– Цивилизованно – это как?
Существуют определенные правила, согласно которым и проходит реорганизация: создается специальная экспертная комиссия с участием представителей руководства школ, родителей и общественности. Все вопросы, касающиеся судьбы образовательных учреждений, обсуждаются этой комиссией. Должна быть дана объективная оценка по социальным и экономическим последствиям предполагаемых изменений. Подчеркну, что экономика в данном вопросе не должна быть на первом месте, так как школы – это учреждения, созданные для предоставления определенных социальных услуг населению, а потому важно сохранить качество этих самых услуг. Если качество образования как социальной услуги в результате этой реорганизации ухудшится, то возникает вопрос: зачем нам такое объединение? Нужно правильно принимать решение!

Специалисты регионального министерства и лично я готовы участвовать в обсуждении этих вопросов и предлагать свои рекомендации, однако директивного влияния на этот процесс у меня как у министра образования нет. Школы – это учреждения, которые находятся в муниципальной собственности, а это значит, что именно муниципалитет самостоятельно принимает решение о реорганизации и даже ликвидации образовательных организаций, руководствуясь критериями, которые установлены Федеральным законом «Об образовании». Однако местные власти должны не только принять взвешенное решение с учетом мнения всех участников этого процесса, но и спрогнозировать те последствия, к которым приведут преобразования.

– Главной причиной объединения называют нехватку денег. Так может быть, найти возможность и изменить методику расчета субвенции?
Мы сегодня не готовы подстраиваться под каждую конкретную школу и обеспечивать финансирование тех проблем или вопросов, которые присутствуют в той или иной образовательной организации. У нас все муниципальные образования находятся в равных условиях, методика расчета субвенции учитывает все те критерии, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Говорить о том, что средств недостаточно, – это абсолютно неправильно. Все, что положено по нормативу и исходя из методики, идет в город.

Дальше – зона ответственности местной власти: именно муниципалитет распределяет финансы между учреждениями – такая схема предусмотрена областным законом об образовании.

Кроме того, формирование штатной структуры образовательного учреждения – это и вовсе компетенция администрации той или иной школы. Мы сверху не можем навязывать ни количество заместителей директора, ни их уровень заработной платы. За этим должны следить городские чиновники. Согласитесь, нельзя сразу обращаться в министерство с вопросами: мол, вы нам мало денег даете, а при этом, например, значительные средства направлять на повышение заработных плат руководящему составу, заместителям.

И еще есть школы, где по ряду причин не выполняются критерии, установленные методикой, например, средняя наполняемость классов или деление классов на подгруппы, тогда это создает дополнительную нагрузку на субвенцию. Искать причины сначала нужно внутри школ, в штатном расписании, фонде оплаты труда, а потом уже сетовать на методику и областное правительство. Сегодня в сложных экономических условиях необходимо пересматривать неэффективные позиции в сфере образования. Иначе нам не удастся обеспечить повышение заработных плат педагогов в рамках реализации майских указов Владимира Путина.

– Что же делать новодвинцам?
Не паниковать! Сегодня решение о реорганизации не принято, идет активное обсуждение этого вопроса на самых разных уровнях. Я бы не рекомендовал местным политикам на этой проблеме пытаться заработать для себя баллы, будоража людей. Не стоит этого делать. Все нужно и можно решить в ходе обсуждений.

В любом случае необходимо найти решение проблемы, ведь постоянно жить «в долг» школы не могут. Я знаю примеры, когда даже в Москве объединяются несколько учреждений, образуя серьезные комплексы, во главе которых работают достаточно грамотные менеджеры.

Учреждения от этого только выигрывают, ведь реорганизация позволяет консолидировать большие ресурсы в рамках одного юридического лица и точечно направлять их на решение тех проблем, с которыми отдельные школы, например, не могли справиться в одиночку. Добавьте к этому, что объединяются внебюджетные фонды. Представьте себе, внебюджетный фонд одного садика – сто тысяч рублей, другого, находящегося рядом, – еще сто тысяч, а у школы, расположенной между ними, есть еще триста тысяч. В обычной жизни все три учреждения не могут потратить полмиллиона на что-то значительное и вынуждены решать свои проблемы по крупинкам. А реорганизованные в одно юридическое лицо два садика и школа легко решают капитальные проблемы, связанные, например, с заменой системы отопления или покупкой серьезного оборудования.

Сегодня объединение образовательных организаций – это шаг, вызванный объективными причинами, а не только «хотением» администрации того или иного муниципального образования. Однако в его основе всегда должен лежать глубокий анализ социальных, демографических и экономических причин. Главное требование – не допустить ухудшения условий образовательного процесса с тем, чтобы качество обучения детей не пострадало.

Я уверен в том, что власти Новодвинска обладают достаточным здравомыслием, чтобы не принимать непроработанные и непродуманные решения.

– Спасибо, Игорь Васильевич, за откровенный разговор.

Не допустить ухудшения условий образовательного процесса

– Игорь Васильевич, как вы относитесь к тому, что происходит в Новодвинске?
– Отношусь спокойно. Это рабочая ситуация, которую, правда, искусственно разогрели местные политики. Объединение образовательных учреждений, а именно это обсуждают сегодня в городе бумажников, – это не особенность Новодвинска. Практически в каждом муниципальном образовании вопросы слияния образовательных учреждений то и дело возникают. Скажу больше, сегодня подобные преобразования проходят и в государственных учреждениях: мы активно занимаемся вопросами реорганизации техникумов, училищ и детских домов. Это объективная ситуация: мы тщательно прорабатываем наиболее эффективную экономическую модель учреждения.

Что касается Новодвинска, в мой адрес уже поступил ряд заявлений от родительской общественности. Реакция уже последовала: я запросил объяснения от органа местного самоуправления. Официального ответа от администрации вашего города министерство пока не получило. В свою очередь хотел бы напомнить всем сторонам объединительного процесса, что все нужно осуществлять цивилизованно. 

– Цивилизованно – это как?
Существуют определенные правила, согласно которым и проходит реорганизация: создается специальная экспертная комиссия с участием представителей руководства школ, родителей и общественности. Все вопросы, касающиеся судьбы образовательных учреждений, обсуждаются этой комиссией. Должна быть дана объективная оценка по социальным и экономическим последствиям предполагаемых изменений. Подчеркну, что экономика в данном вопросе не должна быть на первом месте, так как школы – это учреждения, созданные для предоставления определенных социальных услуг населению, а потому важно сохранить качество этих самых услуг. Если качество образования как социальной услуги в результате этой реорганизации ухудшится, то возникает вопрос: зачем нам такое объединение? Нужно правильно принимать решение!

Специалисты регионального министерства и лично я готовы участвовать в обсуждении этих вопросов и предлагать свои рекомендации, однако директивного влияния на этот процесс у меня как у министра образования нет. Школы – это учреждения, которые находятся в муниципальной собственности, а это значит, что именно муниципалитет самостоятельно принимает решение о реорганизации и даже ликвидации образовательных организаций, руководствуясь критериями, которые установлены Федеральным законом «Об образовании». Однако местные власти должны не только принять взвешенное решение с учетом мнения всех участников этого процесса, но и спрогнозировать те последствия, к которым приведут преобразования.

– Главной причиной объединения называют нехватку денег. Так может быть, найти возможность и изменить методику расчета субвенции?
Мы сегодня не готовы подстраиваться под каждую конкретную школу и обеспечивать финансирование тех проблем или вопросов, которые присутствуют в той или иной образовательной организации. У нас все муниципальные образования находятся в равных условиях, методика расчета субвенции учитывает все те критерии, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Говорить о том, что средств недостаточно, – это абсолютно неправильно. Все, что положено по нормативу и исходя из методики, идет в город.

Дальше – зона ответственности местной власти: именно муниципалитет распределяет финансы между учреждениями – такая схема предусмотрена областным законом об образовании.

Кроме того, формирование штатной структуры образовательного учреждения – это и вовсе компетенция администрации той или иной школы. Мы сверху не можем навязывать ни количество заместителей директора, ни их уровень заработной платы. За этим должны следить городские чиновники. Согласитесь, нельзя сразу обращаться в министерство с вопросами: мол, вы нам мало денег даете, а при этом, например, значительные средства направлять на повышение заработных плат руководящему составу, заместителям.

И еще есть школы, где по ряду причин не выполняются критерии, установленные методикой, например, средняя наполняемость классов или деление классов на подгруппы, тогда это создает дополнительную нагрузку на субвенцию. Искать причины сначала нужно внутри школ, в штатном расписании, фонде оплаты труда, а потом уже сетовать на методику и областное правительство. Сегодня в сложных экономических условиях необходимо пересматривать неэффективные позиции в сфере образования. Иначе нам не удастся обеспечить повышение заработных плат педагогов в рамках реализации майских указов Владимира Путина.

– Что же делать новодвинцам?
Не паниковать! Сегодня решение о реорганизации не принято, идет активное обсуждение этого вопроса на самых разных уровнях. Я бы не рекомендовал местным политикам на этой проблеме пытаться заработать для себя баллы, будоража людей. Не стоит этого делать. Все нужно и можно решить в ходе обсуждений.

В любом случае необходимо найти решение проблемы, ведь постоянно жить «в долг» школы не могут. Я знаю примеры, когда даже в Москве объединяются несколько учреждений, образуя серьезные комплексы, во главе которых работают достаточно грамотные менеджеры.

Учреждения от этого только выигрывают, ведь реорганизация позволяет консолидировать большие ресурсы в рамках одного юридического лица и точечно направлять их на решение тех проблем, с которыми отдельные школы, например, не могли справиться в одиночку. Добавьте к этому, что объединяются внебюджетные фонды. Представьте себе, внебюджетный фонд одного садика – сто тысяч рублей, другого, находящегося рядом, – еще сто тысяч, а у школы, расположенной между ними, есть еще триста тысяч. В обычной жизни все три учреждения не могут потратить полмиллиона на что-то значительное и вынуждены решать свои проблемы по крупинкам. А реорганизованные в одно юридическое лицо два садика и школа легко решают капитальные проблемы, связанные, например, с заменой системы отопления или покупкой серьезного оборудования.

Сегодня объединение образовательных организаций – это шаг, вызванный объективными причинами, а не только «хотением» администрации того или иного муниципального образования. Однако в его основе всегда должен лежать глубокий анализ социальных, демографических и экономических причин. Главное требование – не допустить ухудшения условий образовательного процесса с тем, чтобы качество обучения детей не пострадало.

Я уверен в том, что власти Новодвинска обладают достаточным здравомыслием, чтобы не принимать непроработанные и непродуманные решения.

– Спасибо, Игорь Васильевич, за откровенный разговор.

Поделиться
7263