3 декабря 2015

Науки юношей питают…

В Заостровской средней школе к дню рождения великого помора всегда готовятся очень тщательно. 

И это не случайно, ведь в этом селе когда-то проживали его потомки.

Выставки, уроки, экскурсии

– Мы традиционно посвящаем дню рождения Михаила Васильевича тематическую неделю, – рассказала педагог-организатор Любовь Карпова. – Открываем различные выставки, например, рисунков, мозаичных работ, выполненных ребятами.

У нас проходят тематические экскурсии, а также мероприятия в местном ДК, библиотеках.

Проводятся в школе и специальные уроки по дисциплинам, развитию которых способствовал гений Михаила Ломоносова, – химии, литературе, истории.

Так, на уроках химии учащиеся разных классов, даже еще не приступившие к изучению этой науки по школьной программе, проводят занимательные опыты, разгадывают кроссворды. 

– Такая практика появилась нынешним летом, во время работы пришкольного лагеря. Она не была приурочена к каким-то знаменательным датам, – продолжила Любовь Васильевна. – Ребятам все очень понравилось.

Расширить кругозор, пополнить портфолио

В 2015 году Ломоносовская неделя в Заостровской школе проходит с 16 по 20 ноября. Кстати, запланировали ее еще в августе, когда составляли план мероприятий на весь учебный год.

Подготовка к ней началась с оформления стенда, на котором есть информация о биографии, научной деятельности, творчестве первого русского академика.

В проведении тематической недели участвует вся школа – и учителя, и ребята, часто вместе с родителями. Желающих много. Немало мероприятий провели в Заостровской школе к 300-летию Михаила Ломоносова, даже спектакль поставили.

По итогам конкурсов и викторин победители получают награды.

– Такая практика очень положительно сказывается на успеваемости, – считает Любовь Васильевна. – Главное – расширяется кругозор ребят, ведь темы работ каждый год меняются. Многие начинают глубже изучать тот или иной предмет.

Участвуя в таких мероприятиях, учащиеся собирают портфолио, что потребуется при поступлении в вузы.

– Мне интересна научная деятельность Ломоносова, – поделилась десятиклассница Алина Спирова, одна из активных помощниц педагогов в организации Ломоносовской недели, проходящей в ее родной школе. – Это очень интересный человек. Меня поражает его целеустремленность, ведь он преодолевал все трудности ради науки. Хочется, чтобы память о нем жила. 

«Сумасшедшая лаборатория»

Одна из главных площадок Ломоносовской недели – кабинет химии. Здесь появляется информация не только о Михаиле Васильевиче, его трудах, но и о других ученых, посвятивших свою жизнь этой науке.

 – В «Сумасшедшей лаборатории» собираются, как правило, учащиеся младших и средних классов. Рассказываю ребятам о кабинете, о нашем первом академике, а потом начинается практическая часть, – поделилась учитель химии Зинаида Крапивина. – Учу детей самому простому, без чего нельзя провести ни один опыт. Например, как правильно наливать воду в пробирку. Рекомендую дома с родителями провести самые безопасные опыты. Рассказываю о физических свойствах металлов. Показываю, как получают водород, сжигаем магний. Ребятам все интересно.

Формулы и химические уравнения Зинаида Досифеевна, конечно, на доске третьеклассникам не пишет, но рассказывает о том, что происходит в колбах и ретортах очень доходчиво, чем и завораживает слушателей. Вот потому у них и просыпается интерес к такой загадочной науке.

Что для меня есть Ломоносов?

Еще одна площадка, работающая на Ломоносовской неделе в Заостровской школе, – историческая.

– Для учащихся каждого класса организую презентации, – рассказал учитель истории, обществознания и литературы Мария Сыч. – Каждый ученик должен понять, кем же был Михаил Ломоносов, что он значил для России, других стран. У меня есть презентационная работа, посвященная роли Ломоносова во внешнеполитической деятельности, что отражено в его литературных произведениях. 

Все это ребятам помогает понять, что Михаил Васильевич был не только великим химиком, но еще великим историком, физиком, астрономом, то есть очень разносторонним человеком.

Старшеклассников Мария Витальевна старается вовлечь в исследовательскую работу, во время которой они отвечают на вопрос: «Что для меня есть Михаил Ломоносов?»

Кстати, как политика Михаила Васильевича знают не все. 

А вот заостровские восьмиклассники изучают эту тему очень серьезно через литературные произведения великого помора.

Сейчас в школьной программе не так много уроков истории, а проведение тематической недели помогает восполнить этот дефицит. 

Мудрый, добрый, сильный

И уж конечно, не забывают о Ломоносове как авторе литературных произведений.

– Даем ребятам много интересной информации, показываем его вклад в развитие науки и у нас, и за рубежом, – пояснила учитель русского языка и литературы Надежда Давыдова. – А мне хочется показать Ломоносова – человека, донести до учеников, каким он был – прекрасным, порядочным, как любил Родину. Подготовила соответствующий материал, надеюсь, он детям будет понятен.

Надежда Николаевна представит учащимся малоизвестные стихотворения поэта – шутливые, добрые, те, которые помогут понять, каким Михаил Васильевич был в жизни – простым, любившим добрый юмор, мудрым, общительным – настоящим помором.

Сейчас тематическая неделя в разгаре. Заостровские школьники продолжают открывать для себя Ломоносова.

Кстати

Из писем потомков

В Заостровье помнят о том, что представители рода Михаила Васильевича когда-то жили в этом селе.

В местной школе хранятся копии писем Владимира Цыцына, сына одного из директоров этого учебного заведения – Ивана Цыцына, приходившегося дальним родственником Ломоносову. Вот что писал Владимир Иванович Цыцын в одном из них:

«3 апреля 1967 года я был в Заостровской средней школе имени Крупской. Я знал, что мой отец и я являемся родственниками ученого Ломоносова М. В. Но я сомневался в этом… я никогда никому ни слова не говорил и не писал, что мой отец и я являемся родственниками Ломоносова. У моего отца во время неожиданного внезапного весеннего наводнения в 1893 году разные вещи, бумаги, документы были очень сильно испорчены и уничтожены, и поэтому мой отец, очень скромный человек, навсегда молчал и никогда никому ни слова не говорил до конца своей жизни, что он родственник Ломоносова. В Заостровье никто старого поколения почти не знал, что мой отец – родственник Ломоносова. 

В Лапоминке 27-летнего моего жительства я никогда никому ни слова не говорил и не писал, что я родственник Ломоносова. Никто об этом не знает. Я писал письмо своей родственнице Лиде в Москву, что я был в Заостровской средней школе. Лида с высшим образованием, …работала старшим инженером одного министерства. Она и ее отец тоже родственники Ломоносова. Я получил письмо от родственницы Лиды из Москвы следующего содержания: «Дорогой Володя, я получила твое письмо и очень растрогалась. Какие же молодцы ученики дяди Вани, что подняли этот вопрос, то есть вопрос сохранения могилы и памяти их учителя. Конечно, молодцы красные следопыты. Теперь за могилу твоего папы можно быть спокойным. Ее будут оберегать ребята. Ты бы написал ребятам, что дядя Ваня является родcтвенником Ломоносова, ведь у тебя есть вся родословная. Им же это тоже будет очень интересно, заодно и мне пришли».

Письмо В. Цыцына. Фото Ольги Бондаренко

Ваше мнение

Школьники Заостровья – о великом поморе

Сергей Фирсов, 8 «А»: 

ubm45 2015 28 4be33– Он пришел учиться из Холмогор в Москву. Его жажда знаний была очень велика. Михаил Ломоносов знаменит своими научными открытиями. Занимался не только наукой, но и творчеством. Всем известна его мозаика. Для меня Ломоносов – пример. 

Агния Спирова, 8 «А»: 

ubm45 2015 2 128f0– Ломоносов – первый русский академик. Его труды изучаем на уроках химии, литературы, астрономии. Он – пример для подражания.

Полина Кушкова, 9-й класс:

ubm45 2015 26 4dd37– Ломоносов – наш соотечественник, он жил в Холмогорах. Это очень неординарная личность. На него надо равняться. Он был химиком, физиком, сделал много открытий. Стал первооткрывателем некоторых жанров в литературе, создал мозаику. Уважал Петра Первого, был сторонником его идеологии.

Юля Анисимова, 6 «Б»: 

ubm45 2015 31 138b6– Михаил Ломоносов – ученый, специализировавшийся на очень многих науках. 19 ноября ему исполняется 304 года. Мне нравится его литературная деятельность. 

Арина Рипакова, 6 «Б»: 

ubm45 2015 5 da7ce– Михаил Васильевич Ломоносов – исследователь, изобретатель, астроном, литератор. Он очень хотел учиться, поэтому пешком из Холмогор отправился в Москву. Получал образование и в своей стране, и за границей. Это – великий человек. Мне нравятся его изобретения.

Науки юношей питают…

И это не случайно, ведь в этом селе когда-то проживали его потомки.

Выставки, уроки, экскурсии

– Мы традиционно посвящаем дню рождения Михаила Васильевича тематическую неделю, – рассказала педагог-организатор Любовь Карпова. – Открываем различные выставки, например, рисунков, мозаичных работ, выполненных ребятами.

У нас проходят тематические экскурсии, а также мероприятия в местном ДК, библиотеках.

Проводятся в школе и специальные уроки по дисциплинам, развитию которых способствовал гений Михаила Ломоносова, – химии, литературе, истории.

Так, на уроках химии учащиеся разных классов, даже еще не приступившие к изучению этой науки по школьной программе, проводят занимательные опыты, разгадывают кроссворды. 

– Такая практика появилась нынешним летом, во время работы пришкольного лагеря. Она не была приурочена к каким-то знаменательным датам, – продолжила Любовь Васильевна. – Ребятам все очень понравилось.

Расширить кругозор, пополнить портфолио

В 2015 году Ломоносовская неделя в Заостровской школе проходит с 16 по 20 ноября. Кстати, запланировали ее еще в августе, когда составляли план мероприятий на весь учебный год.

Подготовка к ней началась с оформления стенда, на котором есть информация о биографии, научной деятельности, творчестве первого русского академика.

В проведении тематической недели участвует вся школа – и учителя, и ребята, часто вместе с родителями. Желающих много. Немало мероприятий провели в Заостровской школе к 300-летию Михаила Ломоносова, даже спектакль поставили.

По итогам конкурсов и викторин победители получают награды.

– Такая практика очень положительно сказывается на успеваемости, – считает Любовь Васильевна. – Главное – расширяется кругозор ребят, ведь темы работ каждый год меняются. Многие начинают глубже изучать тот или иной предмет.

Участвуя в таких мероприятиях, учащиеся собирают портфолио, что потребуется при поступлении в вузы.

– Мне интересна научная деятельность Ломоносова, – поделилась десятиклассница Алина Спирова, одна из активных помощниц педагогов в организации Ломоносовской недели, проходящей в ее родной школе. – Это очень интересный человек. Меня поражает его целеустремленность, ведь он преодолевал все трудности ради науки. Хочется, чтобы память о нем жила. 

«Сумасшедшая лаборатория»

Одна из главных площадок Ломоносовской недели – кабинет химии. Здесь появляется информация не только о Михаиле Васильевиче, его трудах, но и о других ученых, посвятивших свою жизнь этой науке.

 – В «Сумасшедшей лаборатории» собираются, как правило, учащиеся младших и средних классов. Рассказываю ребятам о кабинете, о нашем первом академике, а потом начинается практическая часть, – поделилась учитель химии Зинаида Крапивина. – Учу детей самому простому, без чего нельзя провести ни один опыт. Например, как правильно наливать воду в пробирку. Рекомендую дома с родителями провести самые безопасные опыты. Рассказываю о физических свойствах металлов. Показываю, как получают водород, сжигаем магний. Ребятам все интересно.

Формулы и химические уравнения Зинаида Досифеевна, конечно, на доске третьеклассникам не пишет, но рассказывает о том, что происходит в колбах и ретортах очень доходчиво, чем и завораживает слушателей. Вот потому у них и просыпается интерес к такой загадочной науке.

Что для меня есть Ломоносов?

Еще одна площадка, работающая на Ломоносовской неделе в Заостровской школе, – историческая.

– Для учащихся каждого класса организую презентации, – рассказал учитель истории, обществознания и литературы Мария Сыч. – Каждый ученик должен понять, кем же был Михаил Ломоносов, что он значил для России, других стран. У меня есть презентационная работа, посвященная роли Ломоносова во внешнеполитической деятельности, что отражено в его литературных произведениях. 

Все это ребятам помогает понять, что Михаил Васильевич был не только великим химиком, но еще великим историком, физиком, астрономом, то есть очень разносторонним человеком.

Старшеклассников Мария Витальевна старается вовлечь в исследовательскую работу, во время которой они отвечают на вопрос: «Что для меня есть Михаил Ломоносов?»

Кстати, как политика Михаила Васильевича знают не все. 

А вот заостровские восьмиклассники изучают эту тему очень серьезно через литературные произведения великого помора.

Сейчас в школьной программе не так много уроков истории, а проведение тематической недели помогает восполнить этот дефицит. 

Мудрый, добрый, сильный

И уж конечно, не забывают о Ломоносове как авторе литературных произведений.

– Даем ребятам много интересной информации, показываем его вклад в развитие науки и у нас, и за рубежом, – пояснила учитель русского языка и литературы Надежда Давыдова. – А мне хочется показать Ломоносова – человека, донести до учеников, каким он был – прекрасным, порядочным, как любил Родину. Подготовила соответствующий материал, надеюсь, он детям будет понятен.

Надежда Николаевна представит учащимся малоизвестные стихотворения поэта – шутливые, добрые, те, которые помогут понять, каким Михаил Васильевич был в жизни – простым, любившим добрый юмор, мудрым, общительным – настоящим помором.

Сейчас тематическая неделя в разгаре. Заостровские школьники продолжают открывать для себя Ломоносова.

Кстати

Из писем потомков

В Заостровье помнят о том, что представители рода Михаила Васильевича когда-то жили в этом селе.

В местной школе хранятся копии писем Владимира Цыцына, сына одного из директоров этого учебного заведения – Ивана Цыцына, приходившегося дальним родственником Ломоносову. Вот что писал Владимир Иванович Цыцын в одном из них:

«3 апреля 1967 года я был в Заостровской средней школе имени Крупской. Я знал, что мой отец и я являемся родственниками ученого Ломоносова М. В. Но я сомневался в этом… я никогда никому ни слова не говорил и не писал, что мой отец и я являемся родственниками Ломоносова. У моего отца во время неожиданного внезапного весеннего наводнения в 1893 году разные вещи, бумаги, документы были очень сильно испорчены и уничтожены, и поэтому мой отец, очень скромный человек, навсегда молчал и никогда никому ни слова не говорил до конца своей жизни, что он родственник Ломоносова. В Заостровье никто старого поколения почти не знал, что мой отец – родственник Ломоносова. 

В Лапоминке 27-летнего моего жительства я никогда никому ни слова не говорил и не писал, что я родственник Ломоносова. Никто об этом не знает. Я писал письмо своей родственнице Лиде в Москву, что я был в Заостровской средней школе. Лида с высшим образованием, …работала старшим инженером одного министерства. Она и ее отец тоже родственники Ломоносова. Я получил письмо от родственницы Лиды из Москвы следующего содержания: «Дорогой Володя, я получила твое письмо и очень растрогалась. Какие же молодцы ученики дяди Вани, что подняли этот вопрос, то есть вопрос сохранения могилы и памяти их учителя. Конечно, молодцы красные следопыты. Теперь за могилу твоего папы можно быть спокойным. Ее будут оберегать ребята. Ты бы написал ребятам, что дядя Ваня является родcтвенником Ломоносова, ведь у тебя есть вся родословная. Им же это тоже будет очень интересно, заодно и мне пришли».

Письмо В. Цыцына. Фото Ольги Бондаренко

Ваше мнение

Школьники Заостровья – о великом поморе

Сергей Фирсов, 8 «А»: 

ubm45 2015 28 4be33– Он пришел учиться из Холмогор в Москву. Его жажда знаний была очень велика. Михаил Ломоносов знаменит своими научными открытиями. Занимался не только наукой, но и творчеством. Всем известна его мозаика. Для меня Ломоносов – пример. 

Агния Спирова, 8 «А»: 

ubm45 2015 2 128f0– Ломоносов – первый русский академик. Его труды изучаем на уроках химии, литературы, астрономии. Он – пример для подражания.

Полина Кушкова, 9-й класс:

ubm45 2015 26 4dd37– Ломоносов – наш соотечественник, он жил в Холмогорах. Это очень неординарная личность. На него надо равняться. Он был химиком, физиком, сделал много открытий. Стал первооткрывателем некоторых жанров в литературе, создал мозаику. Уважал Петра Первого, был сторонником его идеологии.

Юля Анисимова, 6 «Б»: 

ubm45 2015 31 138b6– Михаил Ломоносов – ученый, специализировавшийся на очень многих науках. 19 ноября ему исполняется 304 года. Мне нравится его литературная деятельность. 

Арина Рипакова, 6 «Б»: 

ubm45 2015 5 da7ce– Михаил Васильевич Ломоносов – исследователь, изобретатель, астроном, литератор. Он очень хотел учиться, поэтому пешком из Холмогор отправился в Москву. Получал образование и в своей стране, и за границей. Это – великий человек. Мне нравятся его изобретения.

Поделиться
11450