В САФУ имени М. В. Ломоносова 27 и 28 февраля прошла конференция «Братья и сестры в русском доме: творчество Федора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни ХХ — XXI веков».
Стоит сказать, что сам роман, в честь которого была названа конференция, советская цензура и нападки критиков два года не допускали до публикации. Однако прошло время и спектакли по этому и другим произведениям были удостоены Государственной премии. А сегодня их читают люди самых разных возрастов и изучают ученые из разных сфер и стран.
О значимости творчества Абрамова говорит тот факт, что на конференцию в Архангельск приехали учёные со всей России: из Иркутска, Барнаула, Мурманска, Чебоксар, Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга, а также из-за рубежа. Как оказалось, в Германии, в университете Грайсфальда, студенты-филологи изучают абрамовскую символику, исследователи Белоруссии — наши северные традиции, в Румынии — восприятие деревенского писателя.
Участниками конференции стали филологи и историки, библиотекари, педагоги, журналисты, студенты и все, кому дорого творчество талантливого русского писателя.
Праздником русской культуры назвал этот день министр образования и науки Архангельской области Олег Палухин.
— Творчество Фёдора Абрамова очень актуально для наших детей, чтобы не забывали свой генофонд, откуда идут наши истоки, и мы сегодня серьезно говорим, чтобы дети оставались на нашей малой родине, — сказал он.
— Фёдор Абрамов — выдающийся писатель, публицист, литературовед, знаток деревенской прозы, который известен как основатель нового направления не только в советской, но и мировой литературе, — отозвался о нашем земляке член Совета Федерации РФ президент Поморского землячества в Москве Виктор Новожилов. — В своем творчестве во главу угла он всегда ставил душевную чистоту, честность, стойкость в отстаивании своих убеждений. Он ненавидел равнодушие, подчеркивал нравственное начало в человеке. Поэтому сегодня его произведения особенно актуальны.
Виктор Феодосьевич сообщил, что 100-летнему юбилею Фёдора Абрамова предшествовала кропотливая двухлетняя подготовка. И мероприятия, посвященные этому событию, пройдут не только по всей нашей области. В Москве также запланированы презентации книг, экспозиции, показы спектаклей, торжественные вечера и тематические площадки. К слову, они будут проводиться и в Санкт-Петербурге.
— Главной целью Федор Абрамов считал вытягивание из человека человека, — сказал проректор по научно-инновационному развитию САФУ, председатель оргкомитета Марат Есеев. — Он многое сделал для Верколы, своей малой родины. Но мы не забываем, что он многое сделал и для кафедры литературы Архангельского педагогического института, вошедшего позже в САФУ. Педагоги хорошо знали лично Фёдора Абрамова, перенимали у него опыт, передавали его студентам.
Пленарное заседание предварила демонстрация 20-минутного документального фильма кандидата филологических наук, доцента САФУ Марины Никитиной «Чтоб красота не пропала», снятого по дневникам писателя. Днем позже она сама представила доклад «Традиция как художественный код в прозе Ф. А. Абрамова».
Сюжет фильма довольно живой, интересный. Он не библиографический. По словам Марины Никитиной, таких уже много снято. Зато в нем передан внутренний мир писателя через личные переживания, рассказ о том, что его волновало и радовало. Рассказано, прежде всего, о том, что его тянуло каждый год на родину, в Верколу, почему он так был к ней привязан, о чём практически нет материалов. В сюжетной линии чередовались виды природы и деревни Верколы с записками Абрамова и воспоминаниями его земляков и родственников.
— Как весна – он, как перелётная птица, сразу чувствует, что ему надо на Север, в свои края, — рассказывает в фильме Владимир Абрамов, племянник писателя.
К слову, по воспоминаниям очевидцев, в день похорон долго кружила над Верколой стая журавлей. Многие тогда посчитали это особым знаком — знаком того, что завершил свой жизненный путь великий человек, великий северянин, слово которого пробуждало всю страну, открывало правду и находило истину.
– Любил он, когда Пинега разливается, когда вода большая, — продолжил племянник Владимир — Это был работящий крестьянин. Понимал людей, ценил тех, кто любил работу и жизнь. Пенсия тогда была всего 12 рублей. Правда, тогда и доллар ценился в 90 копеек, но все же этого не хватало. Тогда он выступал с высоких трибун: «Нельзя так. Люди жизнь прожили, войну выиграли». А второй фронт, как он говорил, открыли не в 44 году, а в 41-м наши деревенские бабы. В 1942 году после второго тяжелого ранения дядя Федя приехал сюда на три месяца, здесь и насмотрелся, как они трудились вместе с полуголодными детьми с утра до позднего вечера…
О самом Владимире есть запись Фёдора Абрамова от 21 июля 1976 года: «Зря на племянника Владимира дуюсь. Сама доброта парень. Принес мне морошки. Спит ли он когда? 3-4 часа только. Всё в работе, всё в бегах. Третий год строит дом, а конца не видно. Человек строит дом и одновременно строит себя…».
Записи в дневнике, кстати, тоже достойны отдельной публикации. Пропитавший их литературный дух и художественные образы не уступают тем, что чувствуются в его произведениях. Например, он восторженно писал о только что построенной бане. С удовлетворением уставшего работящего человека – о том, как весь день занимался физической работой по хозяйству. И с тоской – о том, что скоро нужно уезжать со своей малой родины. И хотя он в записях сам себе обещал в следующий раз ехать в Верколу, не беря с собой никакой работы, по словам земляков, не мог не трудиться над рукописями с утра до позднего вечера.
После презентации фильма состоялось пленарное заседание, в ходе которого участники обсуждали жанровые, душевные и духовные поиски Федора Абрамова, образ русского дома в литературе второй половины ХХ века и в современной литературе, а также интерпретацию Федором Абрамовым событий Гражданской войны.
Открыла заседание доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН (Москва) Алла Большакова, выступившая с докладом «Жанровые поиски Фёдора Абрамова в контексте литературной традиции: от средневековья к новейшему времени». Она, кроме прочего, отметила самобытность романов нашего северного писателя, однако сказала, что «Фёдор Абрамов не только полемизировал колхозную литературу своего времени, но и следовал существовавшим канонам, в первую очередь исходившим из творчества Михаила Шолохова». Алла Большакова даже привела конкретные примеры некоторых узнаваемых совпадений в сюжетах и персонажах.
Научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом, Санкт-Петербург) Алексей Любомудров, передал привет от города на Неве городу на Двине, после чего рассказал о душевных и духовных ценностях в творческом сознании Фёдора Абрамова. Он также припомнил имена других наших писателей традиционной школы:
— Эти писатели в 60-е годы воскресили русскую классическую литературу, после лихолетья сталинского и большевистского они из-под глыб стали извлекать тысячелетние ценности отечественной культуры, ее историю, язык, духовные ценности.
Работа велась в разных корпусах и аудиториях по пяти секциям: «Творчество Федора Абрамова в контексте литературного процесса ХХ — начала ХХI века», «Традиционализм в русской литературе ХХ века и характер его присутствия в современном литературном процессе», «Язык прозы и публицистики Федора Абрамова», «Федор Абрамов в школьном и вузовском изучении. Топос детства в творчестве писателя» и «Переводы произведений Федора Абрамова на языки мира».
Хотя выступления носили чисто научный характер, все они были так или иначе проникнуты искренностью и любовью к Фёдору Абрамову и его творчеству.
Семен Виталов