18 мая 2014

Научное судно против «арктического волка»

Книга войны в Арктике полна героических и трагических страниц. Одна из них связана с гибелью небольшого советского научного судна (а вернее, гидрографического бота, ГИСУ) «Академик Шокальский». Он был потоплен германской подлодкой 27 июля 1943 года примерно в 10 милях к востоку от новоземельского мыса Спорый Наволок. Выжили 15 из 26 членов экипажа.

Радио дать успели

По воле случая в октябре 1941 года «Академик Шокальский» уже сталкивался с гитлеровской субмариной, но тогда бот успешно укрылся под берегом. Вторая встреча ГИСУ с «арктическим волком» закончилась трагически.

«Академик Шокальский», находившийся в порту Диксон, получил срочное задание произвести смену зимовщиков на полярной станции в заливе Благополучия. Там тяжело заболел и нуждался в медицинской помощи начальник зимовки. 23 июля бот вышел в море. На его борту был экипаж в количестве 19 человек, а также четыре научных сотрудника, врач больницы порта Диксон и двое зимовщиков.

27 июля при ясной тихой погоде раздался сигнал боевой тревоги: в пяти милях от судна буквально из-под солнца появилась вражеская подлодка с необычной окраской корпуса. Вся ее надводная часть и ограждение прочной рубки были «запятнаны» большими кляксами, сделанными белой и голубой краской. 

Немцы, опасаясь обнаружения советскими самолетами полярной авиации, либо отстаивались в над-

водном положении под маскировочными сетями где-то у побережья, либо лежали на мелководье у материка. С субмарины открыли артиллерийский огонь по боту. 

Члены экипажа были совершенно безоружны. Ни одного военного моряка на его борту не было. И «Академик Шокальский» по опыту первой встречи полным ходом пошел к кромке льда. Только дали радио: «Нас обстреливает подводная лодка», как разорвавшимся в штурманской рубке снарядом разнесло радиоаппаратуру.

Судно потопили

Подводная лодка нагоняла. Снаряды стали попадать в судно все чаще. Были ранены врач и радист-зимовщик, убиты боцман, третий штурман, третий механик и матрос. А потом судно загорелось от попавшего в него термитного снаряда. Но машина работала и «Академик Шокальский» продолжал идти вперед. Когда до кромки льда оставалось совсем чуть-чуть, немецкий снаряд угодил в подводную часть. Судно начало тонуть. 

Две шлюпки были разбиты. Кое-как спустили на воду единственную, что осталась целой. Но и она быстро наполнилась водой, так как тоже была пробита осколками. Последними оставили палубу капитан, второй механик, старший гидролог и начальник экспедиции. Бот погрузился в воду кормой, опрокинулся и вскоре затонул. Говорят, что один из матросов сошел с ума. И когда судно уходило под воду, он сидел на бушприте и играл на губной гармошке.

Люди в спасательных поясах пустились вплавь до ближайших льдин. В воде, имевшей температуру около ноля градусов. Только выбрались на лед, как с подводной лодки начали расстреливать спасшихся из пулеметов и орудий. Были убиты две женщины, гидролог экспедиции. Чтобы укрыться от обстрела, все опять бросились в воду. 

И тут начальник экспедиции заметил, что шлюпку уносит в открытое море. Понимая, что это единственный их шанс на спасение, он переплыл от льдины до шлюпки и лег в нее.

Немцы смеялись

На субмарине прекратили обстрел. Ее команда смеялась над плавающими в ледяной воде беззащитными людьми. Затем подлодка подошла к шлюпке. Немецкий унтер-офицер потребовал у начальника экспедиции документы. Но тот успел их уничтожить и, вывернув карманы, заявил, что документов у него нет. Его заставили прочитать название судна на спасательном поясе. А затем, опрокинув шлюпку, «арктический волк» ушел в море.

Окоченевший начальник экспедиции привел перевернутую шлюпку к льдине. Выловив горящие обломки судна, люди развели костер и немного обсушились. Шлюпку вытащили и, как могли, заделали пробоины. Среди оставшегося от кораблекрушения выловили и кое-какие продукты.

Пусть помучаются

На следующий день отправились на веслах к северо-восточному берегу Новой Земли. Шлюпка была перегружена и сильно текла. Каждые 20 секунд выливали ведро воды. Но стоявший на море штиль позволил закончить 10-мильный переход благополучно. На мысе Миддендорфа переночевали. Собранный плавник позволил обсушиться около костров. 

29 июля под парусом и на веслах пошли на шлюпке вдоль берега к заливу Благополучия. К вечеру сделали привал и снова развели костер. И тут из-за едва видимого Спорого Наволока опять появилась немецкая бело-голубая подлодка. На этот раз немцы не стали обстреливать советских моряков, а уничтожили шлюпку, а вместе с ней и все запасы продовольствия. Зачем патроны тратить, все равно без еды в полярных условиях не выживут. Зато помучаются.

Остаться в живых

Члены экипажа и пассажиры «Академика Шокальского» побрели через скалы, речки и мощные глетчеры с трещинами. Изредка присаживались, чтобы отдохнуть и обсушиться у костра. 

В пути два матроса выбились из сил и остались в разных местах. Потом их так и не нашли. Скорее всего, съели белые медведи.

Лишь 2 и 3 августа 1943 года спасшиеся с «Академика Шокальского» были обнаружены силами поиска. Мотобот «Полярник» подобрал 15 оставшихся в живых членов экипажа и пассажиров и доставил их в порт Диксон. Так завершилась эта арктическая военная повесть. Одна из многих.

В тему

Байкальская трагедия

Каждый год к пустынному берегу у мыса Красный Яр приходит судно, что обычно можно увидеть на Байкале. На его палубе никогда не бывает туристов, а люди приплывают на нем, чтобы справить печальную тризну. И так с 1983 года. Здесь ушел под воду теплоход «Академик Шокальский» с семью членами экипажа. Одна из последних крупных катастроф на Байкале с человеческими жертвами. Судно бесследно исчезло. 

Кстати 

Вывели из ледового плена

Совсем недавно весь мир следил за новостями, которые приходили с Южного полушария. Судно «Академик Шокальский» 25 декабря 2013 года застряло во льдах Антарктики в 2700 километрах к югу от Австралии. На борту находились 22 члена экипажа и 52 пассажира.

На помощь российскому судну были отправлены австралийский и китайский ледоколы, однако из-за непогоды они не смогли приблизиться к «Академику Шокальскому». 2 января все его пассажиры были эвакуированы на вертолете на австралийский ледокол. Члены экипажа «Академика Шокальского» отказались покидать судно. 

В итоге российское научно-исследовательское судно полностью освободили от тяжелых льдов и оно смогло покинуть опасную зону.

 

Научное судно против «арктического волка»

Радио дать успели

По воле случая в октябре 1941 года «Академик Шокальский» уже сталкивался с гитлеровской субмариной, но тогда бот успешно укрылся под берегом. Вторая встреча ГИСУ с «арктическим волком» закончилась трагически.

«Академик Шокальский», находившийся в порту Диксон, получил срочное задание произвести смену зимовщиков на полярной станции в заливе Благополучия. Там тяжело заболел и нуждался в медицинской помощи начальник зимовки. 23 июля бот вышел в море. На его борту был экипаж в количестве 19 человек, а также четыре научных сотрудника, врач больницы порта Диксон и двое зимовщиков.

27 июля при ясной тихой погоде раздался сигнал боевой тревоги: в пяти милях от судна буквально из-под солнца появилась вражеская подлодка с необычной окраской корпуса. Вся ее надводная часть и ограждение прочной рубки были «запятнаны» большими кляксами, сделанными белой и голубой краской. 

Немцы, опасаясь обнаружения советскими самолетами полярной авиации, либо отстаивались в над-

водном положении под маскировочными сетями где-то у побережья, либо лежали на мелководье у материка. С субмарины открыли артиллерийский огонь по боту. 

Члены экипажа были совершенно безоружны. Ни одного военного моряка на его борту не было. И «Академик Шокальский» по опыту первой встречи полным ходом пошел к кромке льда. Только дали радио: «Нас обстреливает подводная лодка», как разорвавшимся в штурманской рубке снарядом разнесло радиоаппаратуру.

Судно потопили

Подводная лодка нагоняла. Снаряды стали попадать в судно все чаще. Были ранены врач и радист-зимовщик, убиты боцман, третий штурман, третий механик и матрос. А потом судно загорелось от попавшего в него термитного снаряда. Но машина работала и «Академик Шокальский» продолжал идти вперед. Когда до кромки льда оставалось совсем чуть-чуть, немецкий снаряд угодил в подводную часть. Судно начало тонуть. 

Две шлюпки были разбиты. Кое-как спустили на воду единственную, что осталась целой. Но и она быстро наполнилась водой, так как тоже была пробита осколками. Последними оставили палубу капитан, второй механик, старший гидролог и начальник экспедиции. Бот погрузился в воду кормой, опрокинулся и вскоре затонул. Говорят, что один из матросов сошел с ума. И когда судно уходило под воду, он сидел на бушприте и играл на губной гармошке.

Люди в спасательных поясах пустились вплавь до ближайших льдин. В воде, имевшей температуру около ноля градусов. Только выбрались на лед, как с подводной лодки начали расстреливать спасшихся из пулеметов и орудий. Были убиты две женщины, гидролог экспедиции. Чтобы укрыться от обстрела, все опять бросились в воду. 

И тут начальник экспедиции заметил, что шлюпку уносит в открытое море. Понимая, что это единственный их шанс на спасение, он переплыл от льдины до шлюпки и лег в нее.

Немцы смеялись

На субмарине прекратили обстрел. Ее команда смеялась над плавающими в ледяной воде беззащитными людьми. Затем подлодка подошла к шлюпке. Немецкий унтер-офицер потребовал у начальника экспедиции документы. Но тот успел их уничтожить и, вывернув карманы, заявил, что документов у него нет. Его заставили прочитать название судна на спасательном поясе. А затем, опрокинув шлюпку, «арктический волк» ушел в море.

Окоченевший начальник экспедиции привел перевернутую шлюпку к льдине. Выловив горящие обломки судна, люди развели костер и немного обсушились. Шлюпку вытащили и, как могли, заделали пробоины. Среди оставшегося от кораблекрушения выловили и кое-какие продукты.

Пусть помучаются

На следующий день отправились на веслах к северо-восточному берегу Новой Земли. Шлюпка была перегружена и сильно текла. Каждые 20 секунд выливали ведро воды. Но стоявший на море штиль позволил закончить 10-мильный переход благополучно. На мысе Миддендорфа переночевали. Собранный плавник позволил обсушиться около костров. 

29 июля под парусом и на веслах пошли на шлюпке вдоль берега к заливу Благополучия. К вечеру сделали привал и снова развели костер. И тут из-за едва видимого Спорого Наволока опять появилась немецкая бело-голубая подлодка. На этот раз немцы не стали обстреливать советских моряков, а уничтожили шлюпку, а вместе с ней и все запасы продовольствия. Зачем патроны тратить, все равно без еды в полярных условиях не выживут. Зато помучаются.

Остаться в живых

Члены экипажа и пассажиры «Академика Шокальского» побрели через скалы, речки и мощные глетчеры с трещинами. Изредка присаживались, чтобы отдохнуть и обсушиться у костра. 

В пути два матроса выбились из сил и остались в разных местах. Потом их так и не нашли. Скорее всего, съели белые медведи.

Лишь 2 и 3 августа 1943 года спасшиеся с «Академика Шокальского» были обнаружены силами поиска. Мотобот «Полярник» подобрал 15 оставшихся в живых членов экипажа и пассажиров и доставил их в порт Диксон. Так завершилась эта арктическая военная повесть. Одна из многих.

В тему

Байкальская трагедия

Каждый год к пустынному берегу у мыса Красный Яр приходит судно, что обычно можно увидеть на Байкале. На его палубе никогда не бывает туристов, а люди приплывают на нем, чтобы справить печальную тризну. И так с 1983 года. Здесь ушел под воду теплоход «Академик Шокальский» с семью членами экипажа. Одна из последних крупных катастроф на Байкале с человеческими жертвами. Судно бесследно исчезло. 

Кстати 

Вывели из ледового плена

Совсем недавно весь мир следил за новостями, которые приходили с Южного полушария. Судно «Академик Шокальский» 25 декабря 2013 года застряло во льдах Антарктики в 2700 километрах к югу от Австралии. На борту находились 22 члена экипажа и 52 пассажира.

На помощь российскому судну были отправлены австралийский и китайский ледоколы, однако из-за непогоды они не смогли приблизиться к «Академику Шокальскому». 2 января все его пассажиры были эвакуированы на вертолете на австралийский ледокол. Члены экипажа «Академика Шокальского» отказались покидать судно. 

В итоге российское научно-исследовательское судно полностью освободили от тяжелых льдов и оно смогло покинуть опасную зону.

 

Поделиться
2210