Научитесь понимать детей
так советует майор полиции Елена Иванова, заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, начальник отделения по делам несовершеннолетних отдела полиции по Приморскому району ОМВД России «Приморский»
В нашей жизни, к сожалению, много негатива. С ним порой непросто справиться даже взрослым, что уж говорить о младшем поколении. Это нередко приводит к конфликтам в школе и дома. Как избежать таких ситуаций? Беседую с Еленой Васильевной.
В основе проблемы – дефицит внимания
– Вы работаете с детьми и подростками, которых называют трудными. Почему они стали такими?
– Все минусы нашей жизни плохо влияют и на семью в целом, и на детей в частности. Сейчас родители много времени проводят на работе, и это понятно: нужны средства на мало-мальски нормальное существование. А дети от этого страдают, они не получают должного внимания от мам и пап. Их манит улица. А там, как известно, не всегда можно научиться хорошему. Так и начинаются проблемы. Такого мнения придерживаются и психологи.
– Перечислите возрастные группы, более подверженные негативному влиянию.
– Это ребята с 10 до 16 лет. Они в таком возрасте активно познают мир. Из чувства любопытства многое пробуют, даже то, что нельзя. Нередко становятся более агрессивными, конфликтными.
– Какие отрицательные явления в подростковой среде, по вашему мнению, со временем стали встречаться чаще?
– В последние четыре года значительно возросла агрессия. Она проявляется дома и в школе. Родители не могут с этим справиться и даже обращаются к инспектору по делам несовершеннолетних.
– Работать с такими ребятами, наверно, нелегко…
– По-разному. С кем-то побеседуешь, и человек все понял, а некоторые не прислушиваются не только к словам родителей, но и сотрудников полиции. Иногда ставим на учет ребят по просьбе родителей, но такое бывает редко.
– Число ваших подопечных растет?
– Если сравнить число состоящих у нас на учете в 2018 году, то оно на десять человек больше, чем в 2017-м.
– За какие проступки ставите ребят на учет?
– Тех, чьи действия криминализированы, а также за совершение подростками административных правонарушений, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. Чаще всего подростки совершают такие противоправные деяния, как побои, мелкие хищения, употребление алкоголя, наркотических средств, умышленное уничтожение чужого имущества. Откуда мы об этом узнаем? Информация о травмах, полученных подростками по вине других лиц, передается в отделы полиции, также информация поступает от социальных педагогов школ, нередко сами потерпевшие обращаются в полицию для принятия мер по факту противоправных действий виновного.
Главное – профилактика
– Расскажите о методиках работы с трудными подростками.
– Очень важна профилактика. Привлекаем к этому школы, важно правильно организовать досуг детей, чтобы в свободное время они не искали себе развлечений на стороне. В чем проблема Приморского района? Досуговая деятельность не в каждом муниципальном образовании хорошо развита. Если, например, в Катунино много кружков и секций, то в Ластоле их мало. Часто приморским ребятам непросто приехать в Архангельск: далеко, затратно.
Если продолжить речь о методиках работы, то в качестве меры воспитательного воздействия несовершеннолетние могут помещаться в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД по Архангельской области, подростки могут направляться в спецшколу или спецучилища, но эти меры принимаем только по решению суда. В спецшколе или спецучилище подростки получают образование, овладевают профессиями. Впоследствии родители благодарят эти учреждения за исправление детей, их обучение.
Крайняя мера – привлечение подростка к уголовной ответственности, когда он направляется в места, не столь отдаленные.
– Сложно вернуть оступившихся ребят к нормальной жизни?
– Многое зависит от семьи. Мать и отец должны тоже работать со своими детьми. Это поможет избежать плохих последствий.
Кража «для адреналина»
– Правонарушителями становятся дети не только из неблагополучных семей…
– Да. Тут статистика 50 на 50. Случается, что в поле нашего зрения попадают дети из хороших семей. У них есть все необходимое для нормальной жизни, а они хотят чего-то нового. И это новое ищут на улице. Могут, например, стать участниками кражи. Один из парней на мой вопрос о том, зачем он это сделал, ответил: «Для адреналина». Родители – пример для своих детей, и если взрослые ведут неправильный образ жизни, дети начинают это копировать. Большинство отцов и матерей сотрудничают с нами, помогают вернуть на правильный путь своих дочерей и сыновей. Но есть и те, которые совершивших правонарушение выгораживают, не веря, что их чадо могло так поступить.
– С семьями работать стало труднее или легче?
– Труднее. Телевизор несет тоже немало негатива. Люди смотрят передачи не всегда позитивного содержания, подражают их отрицательным героям. Многие видят в сотрудниках полиции не своих помощников, а тех, кто только обвиняет.
– У нас в районе есть пригородные муниципалитеты и отдаленные. Откуда больше ваших подопечных?
– Конечно, из пригородных. А вот если взять территории островные или отдаленные, то стоящих у нас на учете подростков там единицы. Негатив туда доходит меньше. Несомненно, правонарушения случаются и там, но сельским ребятам достаточно порой беседы, чтобы они больше не нарушали закон. О каких-то происшествиях на отдаленных территориях узнаем от социальных педагогов.
Интернет: за и против
– Вернемся к теме подростковой агрессии. Сейчас ЧП в школах – не редкость. Учащиеся нападают на своих одноклассников и педагогов. Почему такое происходит?
– Основная причина в том, что ребята знают только о своих правах и забывают об обязанностях. Подросток считает, что за его преступное действие наказание ему не грозит. Хотя в школе учителями им это объясняется, но, к сожалению, не все подростки запоминают свои обязанности. Много отрицательного ребята видят по телевизору.
– Интернет давно вошел в нашу жизнь, но он тоже не всегда несет положительную информацию.
– Да. Родители часто не блокируют сайты, где много негатива. Подростки теперь грамотные. Они могут все ограничения обойти.
– Как его сделать более безопасным?
– Надо научиться с ним жить. Есть службы, выявляющие группы, которые несут негативную информацию на своих сайтах, блокируют их, что очень важно. Но бдительность терять нельзя.
Ребенок – тоже личность
– Конфликт отцов и детей существовал всегда…
– Думаю, эта тема остается актуальной. Подросток развивается, у него одно мировоззрение, а у его родителей и учителей совсем другое. Поэтому столкновения взглядов избежать сложно. Каждый отстаивает свою точку зрения. Причем к нам обращаются даже молодые учителя, защищая свои права и интересы. Педагоги и учащиеся спорят, конечно, не по поводу законов Ньютона. В центре их конфликтов – поведение и успеваемость.
– С учета ребят снимаете часто?
– В последнее время – да. Наш совместный труд даром не пропадает. Родители нас благодарят за то, что помогли их детям в непростой период жизни.
– Елена Васильевна, наша беседа проходит в канун Дня защиты детей. Что бы вы посоветовали родителям и учителям, чтобы защитить детей от негатива, которого в жизни немало.
– Надо научиться слышать ребенка, понимать его, ведь он личность. Надо уметь мягко поправить, если он ошибается, делает что-то не так. Следует быть психологами и родителям тоже.
И еще. Скоро каникулы, самые длинные. Надо, чтобы папы и мамы напомнили ребятам о правилах дорожного движения, езды на велосипеде, предупредили об опасности при купании в водоемах. Необходимо, чтобы лето прошло без ЧП.
В нашей жизни, к сожалению, много негатива. С ним порой непросто справиться даже взрослым, что уж говорить о младшем поколении. Это нередко приводит к конфликтам в школе и дома. Как избежать таких ситуаций? Беседую с Еленой Васильевной.
В основе проблемы – дефицит внимания
– Вы работаете с детьми и подростками, которых называют трудными. Почему они стали такими?
– Все минусы нашей жизни плохо влияют и на семью в целом, и на детей в частности. Сейчас родители много времени проводят на работе, и это понятно: нужны средства на мало-мальски нормальное существование. А дети от этого страдают, они не получают должного внимания от мам и пап. Их манит улица. А там, как известно, не всегда можно научиться хорошему. Так и начинаются проблемы. Такого мнения придерживаются и психологи.
– Перечислите возрастные группы, более подверженные негативному влиянию.
– Это ребята с 10 до 16 лет. Они в таком возрасте активно познают мир. Из чувства любопытства многое пробуют, даже то, что нельзя. Нередко становятся более агрессивными, конфликтными.
– Какие отрицательные явления в подростковой среде, по вашему мнению, со временем стали встречаться чаще?
– В последние четыре года значительно возросла агрессия. Она проявляется дома и в школе. Родители не могут с этим справиться и даже обращаются к инспектору по делам несовершеннолетних.
– Работать с такими ребятами, наверно, нелегко…
– По-разному. С кем-то побеседуешь, и человек все понял, а некоторые не прислушиваются не только к словам родителей, но и сотрудников полиции. Иногда ставим на учет ребят по просьбе родителей, но такое бывает редко.
– Число ваших подопечных растет?
– Если сравнить число состоящих у нас на учете в 2018 году, то оно на десять человек больше, чем в 2017-м.
– За какие проступки ставите ребят на учет?
– Тех, чьи действия криминализированы, а также за совершение подростками административных правонарушений, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. Чаще всего подростки совершают такие противоправные деяния, как побои, мелкие хищения, употребление алкоголя, наркотических средств, умышленное уничтожение чужого имущества. Откуда мы об этом узнаем? Информация о травмах, полученных подростками по вине других лиц, передается в отделы полиции, также информация поступает от социальных педагогов школ, нередко сами потерпевшие обращаются в полицию для принятия мер по факту противоправных действий виновного.
Главное – профилактика
– Расскажите о методиках работы с трудными подростками.
– Очень важна профилактика. Привлекаем к этому школы, важно правильно организовать досуг детей, чтобы в свободное время они не искали себе развлечений на стороне. В чем проблема Приморского района? Досуговая деятельность не в каждом муниципальном образовании хорошо развита. Если, например, в Катунино много кружков и секций, то в Ластоле их мало. Часто приморским ребятам непросто приехать в Архангельск: далеко, затратно.
Если продолжить речь о методиках работы, то в качестве меры воспитательного воздействия несовершеннолетние могут помещаться в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД по Архангельской области, подростки могут направляться в спецшколу или спецучилища, но эти меры принимаем только по решению суда. В спецшколе или спецучилище подростки получают образование, овладевают профессиями. Впоследствии родители благодарят эти учреждения за исправление детей, их обучение.
Крайняя мера – привлечение подростка к уголовной ответственности, когда он направляется в места, не столь отдаленные.
– Сложно вернуть оступившихся ребят к нормальной жизни?
– Многое зависит от семьи. Мать и отец должны тоже работать со своими детьми. Это поможет избежать плохих последствий.
Кража «для адреналина»
– Правонарушителями становятся дети не только из неблагополучных семей…
– Да. Тут статистика 50 на 50. Случается, что в поле нашего зрения попадают дети из хороших семей. У них есть все необходимое для нормальной жизни, а они хотят чего-то нового. И это новое ищут на улице. Могут, например, стать участниками кражи. Один из парней на мой вопрос о том, зачем он это сделал, ответил: «Для адреналина». Родители – пример для своих детей, и если взрослые ведут неправильный образ жизни, дети начинают это копировать. Большинство отцов и матерей сотрудничают с нами, помогают вернуть на правильный путь своих дочерей и сыновей. Но есть и те, которые совершивших правонарушение выгораживают, не веря, что их чадо могло так поступить.
– С семьями работать стало труднее или легче?
– Труднее. Телевизор несет тоже немало негатива. Люди смотрят передачи не всегда позитивного содержания, подражают их отрицательным героям. Многие видят в сотрудниках полиции не своих помощников, а тех, кто только обвиняет.
– У нас в районе есть пригородные муниципалитеты и отдаленные. Откуда больше ваших подопечных?
– Конечно, из пригородных. А вот если взять территории островные или отдаленные, то стоящих у нас на учете подростков там единицы. Негатив туда доходит меньше. Несомненно, правонарушения случаются и там, но сельским ребятам достаточно порой беседы, чтобы они больше не нарушали закон. О каких-то происшествиях на отдаленных территориях узнаем от социальных педагогов.
Интернет: за и против
– Вернемся к теме подростковой агрессии. Сейчас ЧП в школах – не редкость. Учащиеся нападают на своих одноклассников и педагогов. Почему такое происходит?
– Основная причина в том, что ребята знают только о своих правах и забывают об обязанностях. Подросток считает, что за его преступное действие наказание ему не грозит. Хотя в школе учителями им это объясняется, но, к сожалению, не все подростки запоминают свои обязанности. Много отрицательного ребята видят по телевизору.
– Интернет давно вошел в нашу жизнь, но он тоже не всегда несет положительную информацию.
– Да. Родители часто не блокируют сайты, где много негатива. Подростки теперь грамотные. Они могут все ограничения обойти.
– Как его сделать более безопасным?
– Надо научиться с ним жить. Есть службы, выявляющие группы, которые несут негативную информацию на своих сайтах, блокируют их, что очень важно. Но бдительность терять нельзя.
Ребенок – тоже личность
– Конфликт отцов и детей существовал всегда…
– Думаю, эта тема остается актуальной. Подросток развивается, у него одно мировоззрение, а у его родителей и учителей совсем другое. Поэтому столкновения взглядов избежать сложно. Каждый отстаивает свою точку зрения. Причем к нам обращаются даже молодые учителя, защищая свои права и интересы. Педагоги и учащиеся спорят, конечно, не по поводу законов Ньютона. В центре их конфликтов – поведение и успеваемость.
– С учета ребят снимаете часто?
– В последнее время – да. Наш совместный труд даром не пропадает. Родители нас благодарят за то, что помогли их детям в непростой период жизни.
– Елена Васильевна, наша беседа проходит в канун Дня защиты детей. Что бы вы посоветовали родителям и учителям, чтобы защитить детей от негатива, которого в жизни немало.
– Надо научиться слышать ребенка, понимать его, ведь он личность. Надо уметь мягко поправить, если он ошибается, делает что-то не так. Следует быть психологами и родителям тоже.
И еще. Скоро каникулы, самые длинные. Надо, чтобы папы и мамы напомнили ребятам о правилах дорожного движения, езды на велосипеде, предупредили об опасности при купании в водоемах. Необходимо, чтобы лето прошло без ЧП.