13 февраля 2020

Наталья Наумова: «Педагогический процесс не измеряется математически»

В Архангельске подводят итоги областного конкурса «Учитель года – 2020», но достоянием публики становятся лишь имена победителей.

Наталья Наумова: «Педагогический процесс не измеряется математически»

По искреннему убеждению нашего гостя редакции, педагогический процесс нельзя измерить «общим аршином», это самое настоящее творчество, поэтому относиться к нему и его главным участникам – педагогам – нужно максимально тонко и деликатно. Об этом наш разговор с директором центра развития профессионального мастерства Архангельского областного института открытого образования Натальей Наумовой.

Как оказалось, стать лучшим педагогом Архангельской области не так-то и просто: нужно успешно пройти два этапа серьезных испытаний. Кроме того, в ходе беседы выяснилось, что самые яркие учителя, воспитатели и преподаватели живут и работают не только в областном центре и крупных городах Поморья – очень серьезную конкуренцию им составляют педагоги из глубинки.
Но, пожалуй, самое интересное открытие для нас заключалось в том, что участники конкурсов прошлых лет, что называется, не хотят расходиться и поэтому создали новые формы общения и взаимодействия.

20 муниципальных клубов «Учитель года», входящих в областной клуб с таким же названием, не просто объединяют вместе, а позволяют вовлекать в конкурсный процесс новых участников, и все это делает обычную школьную жизнь значительно интереснее.

— Наталья Васильевна, давайте начнем со статистики: сколько было подано заявок на участие в заочном этапе конкурса в этом году и сколько участников добрались до второго, очного этапа?

– В этом году активность педагогических коллективов Архангельской области оказалась достаточно высокой. Все 25 муниципальных образований подали заявки на участие в конкурсе «Учитель года – 2020». Из 143 заявок 52 участника решили попробовать свои силы в номинации «Учитель года», 39 конкурсантов захотели стать «Воспитателями года», 22 сотрудника учреждений среднего профессионального образования – «Преподавателями года». Кроме того, что очень радует, в номинации «Педагогический дебют» было подано 30 заявок от молодых педагогов.

В каждой из четырех номинаций по итогам различных заданий были определены по 10 участников очного этапа, получивших наибольшее количество баллов в рейтинговой таблице.

Таким образом, в финале, который проходит в Архангельске с 10 по 14 февраля на пяти площадках, мы увидим 40 педагогов из 16 муниципальных образований.

— Какие районы наиболее активно участвуют в подготовке и проведении конкурса в этом году? Меняется ли со временем группа лидеров?

– Нас очень радует тот факт, что за последние годы в лидеры вышли отдаленные от областного центра районы – Вилегодский и Красноборский. Причем если раньше Виледь была в лидерах только по количеству участников, то теперь она лидер и по качеству подготовки конкурсантов.

Стоит отметить, что в прежние годы высокую активность и результативность показывали коллеги из Устьянского района, затем они несколько снизили темпы. Впрочем, сейчас они пытаются возвращать свои прежние лидерские позиции.

Отдельная история – Красноборский район. Долгое время они вообще не участвовали в конкурсе. Затем на территории района областной клуб «Учитель года» провел летний методический лагерь, и после этого ситуация стала меняться к лучшему.

Нужно сказать, что такие мероприятия очень полезны как для принимающей стороны, так и для всех остальных участников. Бывшие участники конкурса педагогического профмастерства из других территорий показали свое мастерство в общении с аудиторией, провели мастер-классы и обменялись опытом. В свою очередь гости увидели то, как организована методическая работа внутри Красноборского района, и этот опыт во многом оказался интересным и полезным.

В итоге после проведения лагеря красноборские педагоги поняли, что они не являются отстающими, начали принимать участие в областных конкурсах и показывать хорошие результаты.

— Достаточно часто по итогам разных конкурсов профессионального мастерства можно слышать упреки в адрес жюри о необъективности и предвзятости к отдельным участникам. Насколько, на ваш взгляд, жюри конкурса «Учитель года» независимо в своих оценках и может гарантировать объективность при подведении итогов?

– В разные годы (а институт открытого образования проводит данный конкурс с 1993-го) мы пробовали разные формы проведения мероприятия. В некоторых конкурсах у нас было 2–3 состава жюри, сейчас одни и те же люди оценивают результаты и заочного, и очного туров. Мы полагаем, что в таком режиме можем достичь максимальной объективности.

Впрочем, мы должны понимать, что речь идет о живых людях – членах жюри. Очень сложно объективно и беспристрастно оценивать, например, эссе, которое в ряде номинаций было включено в задания заочного тура. Как и любое творчество, как произведение любого писателя, оно может быть расценено совершенно по-разному.

Педагогический процесс, впрочем, как и творческие состязания, невозможно измерить математически, это очень тонкие вещи. Но мы уверены, что члены жюри нашего конкурса – высокопрофессиональные педагоги с огромным педагогическим и жизненным опытом, поэтому результаты будут максимально корректными и точными.

— В последнее время все чаще кажется, что без применения Интернета и современных телекоммуникационных технологий практически ничего не происходит. Насколько новые технологии востребованы при подготовке и проведении конкурса педагогического профмастерства?

– На подготовительном этапе в нашем институте с помощью интернет-технологий проходили специальные курсы по всем номинациям для потенциальных участников, было проведено несколько видеоконференций-семинаров. Все необходимые материалы были размещены на нашем сайте, они доступны там и в настоящее время. Безусловно, современные технологии значительно облегчили задачи и организаторам, и участникам конкурса.

Стоит отметить, что и при оценке конкурсантов, участвующих в заочном туре, мы смотрим и собственные интернет-ресурсы участников. Сегодня любой учитель должен соответствовать современным требованиям, как итог – появляются личные страницы педагогов на сайтах школ, их блоги в социальных сетях. Все это очень востребовано, поскольку позволяет учителю найти новые пути взаимодействия и с родителями, и с учениками.

Опыт и анализ показывают, что среди лидеров нашего конкурса оказываются те, кто свободно общается в Интернете.

— Что ждет победителей конкурса помимо признания коллег и учеников?

– Главная награда для победителей трех номинаций (исключение пока составляет номинация «Преподаватель года», аналогов которой нет на федеральном уровне) – поездка на общероссийский этап конкурса, который традиционно проводится осенью.

Институт открытого образования как организатор мероприятия учредил традиционный приз «За методическое мастерство».

Традиционные спецпризы членам профсоюза вручит Архангельская межрегиональная организация профессионального союза работников народного образования и науки. Кроме того, победителей конкурса ждут специальные призы, которые готовят образовательные организации, где проходят наши мероприятия, – детский сад «Веселые звоночки», школы № 11 и № 14. В этом году свой специальный приз, связанный с 75-летием Победы, учредил центр «Патриот».

Как правило, два приза в специальной номинации «За верность конкурсному движению» вручаются от имени Архангельского областного клуба «Учитель года». Как в общем-то понятно из названия, он объединяет около 190 педагогов, которые в разные годы были участниками аналогичных конкурсов и даже становились победителями. На протяжении нескольких лет члены клуба выезжают в отдаленные территории и небольшие школы, проводят мастер-классы и открытые уроки, делятся своими навыками и умениями с молодыми учителями. Особенно активны районные клубы «Учитель года» в Онежском и Холмогорском районах, городах Новодвинск, Северодвинск и Архангельск.

Как говорят наши коллеги, областной конкурс профессионального педагогического мастерства стал для них поводом для того, чтобы по-новому взглянуть на свою работу. Кроме того, они отмечают и его уникальное оздоравливающее воздействие – конкурс «Учитель года» не просто помогает бороться с синдромом профессионального выгорания, достаточно распространенным в нашей среде, но и дает новые силы для реализации творческих планов.

Алексей Новиков

Поделиться
55527