14 октября 2015

Нашла коса на ЮНЕСКО

Правительство Архангельской области вышло с инициативой в Совет Федерации о проведении круглого стола, посвященного приведению в соответствие норм международного права, касающихся объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, с российским законодательством.

Проблемы правовой сферы

Итогом этого мероприятия должен стать целый блок изменений в законы РФ, касающихся деятельности на таких территориях, к которым относится, в частности, жемчужина Беломорья – Соловки.

По словам заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага Романа Балашова, эта инициатива появилась по итогам работы, которую правительство области проводило на Соловках в соответствии с «дорожной картой» по согласованию новых объектов, утвержденной заместителем председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец.

– Мы столкнулись с несколькими проблемами, лежащими в правовой сфере, – пояснил Роман Балашов. – Первая состоит в том, что ни действующий Градостроительный кодекс, ни федеральные законы об объектах культурного наследия, ни федеральный закон об охране окружающей среды, ряд других законов не содержат четкого механизма применения тех обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация перед ЮНЕСКО.

Замгубернатора подчеркнул, что существующее российское законодательство не объясняет в полной мере, как выполнять требования ЮНЕСКО.

– Самый яркий пример – вопрос, связанный с понятием «буферная зона». Это понятие существует только в международном праве. В российском законодательстве понятие «буферная зона» отсутствует. Есть утвержденные Министерством культуры границы и режимы зон охраны. Эти два правовых понятия друг с другом не сопряжены, и именно с этой проблемой столкнулся Минкульт РФ, начав строительство нового здания Соловецкого музея. По российскому законодательству здание строить можно, а для ЮНЕСКО оно находится в «буферной зоне», – рассказал Роман Балашов.

Кроме того, процедура оценки воздействия на объект наследия ЮНЕСКО при строительстве любых объектов длительная, сложная и дорогая (около полутора миллионов рублей). Ее приходится проводить даже в случае с частной застройкой, например на земле, выделенной для многодетной семьи, социальном строительстве или строительстве объекта коммунальной инфраструктуры.

Роман Балашов:« Требования ЮНЕСКО должны найти свое отражение в российском законодательстве.

Нужен блок законодательных инициатив

Чтобы урегулировать подобные вопросы в отношении областных и муниципальных объектов, правительством региона и было подготовлено обращение в Совфед и к сенатору от Архангельской области Людмиле Кононовой с предложением организовать круглый стол по обсуждению названных проблем в первом полугодии 2016 года.

– Итогом этого круглого стола должен стать целый блок законодательных инициатив, который приведет российское законодательство в соответствие с требованиями и понятиями ЮНЕСКО. Это особенно важно еще и потому, что в следующем году на очередном заседании комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО будет отдельно рассматриваться вопрос Соловков. И мы должны подойти к этому мероприятию во всеоружии, – заключил Роман Балашов.

Проблемы правовой сферы

Итогом этого мероприятия должен стать целый блок изменений в законы РФ, касающихся деятельности на таких территориях, к которым относится, в частности, жемчужина Беломорья – Соловки.

По словам заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага Романа Балашова, эта инициатива появилась по итогам работы, которую правительство области проводило на Соловках в соответствии с «дорожной картой» по согласованию новых объектов, утвержденной заместителем председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец.

– Мы столкнулись с несколькими проблемами, лежащими в правовой сфере, – пояснил Роман Балашов. – Первая состоит в том, что ни действующий Градостроительный кодекс, ни федеральные законы об объектах культурного наследия, ни федеральный закон об охране окружающей среды, ряд других законов не содержат четкого механизма применения тех обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация перед ЮНЕСКО.

Замгубернатора подчеркнул, что существующее российское законодательство не объясняет в полной мере, как выполнять требования ЮНЕСКО.

– Самый яркий пример – вопрос, связанный с понятием «буферная зона». Это понятие существует только в международном праве. В российском законодательстве понятие «буферная зона» отсутствует. Есть утвержденные Министерством культуры границы и режимы зон охраны. Эти два правовых понятия друг с другом не сопряжены, и именно с этой проблемой столкнулся Минкульт РФ, начав строительство нового здания Соловецкого музея. По российскому законодательству здание строить можно, а для ЮНЕСКО оно находится в «буферной зоне», – рассказал Роман Балашов.

Кроме того, процедура оценки воздействия на объект наследия ЮНЕСКО при строительстве любых объектов длительная, сложная и дорогая (около полутора миллионов рублей). Ее приходится проводить даже в случае с частной застройкой, например на земле, выделенной для многодетной семьи, социальном строительстве или строительстве объекта коммунальной инфраструктуры.

Роман Балашов:« Требования ЮНЕСКО должны найти свое отражение в российском законодательстве.

Нужен блок законодательных инициатив

Чтобы урегулировать подобные вопросы в отношении областных и муниципальных объектов, правительством региона и было подготовлено обращение в Совфед и к сенатору от Архангельской области Людмиле Кононовой с предложением организовать круглый стол по обсуждению названных проблем в первом полугодии 2016 года.

– Итогом этого круглого стола должен стать целый блок законодательных инициатив, который приведет российское законодательство в соответствие с требованиями и понятиями ЮНЕСКО. Это особенно важно еще и потому, что в следующем году на очередном заседании комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО будет отдельно рассматриваться вопрос Соловков. И мы должны подойти к этому мероприятию во всеоружии, – заключил Роман Балашов.

Поделиться
10898