«Нам дали богатство, которое надо приумножать»: артисты Северного хора рассказали о своей профессии изнутри

2021 год для Государственного академического Северного русского народного хора юбилейный: 8 марта ему исполнилось 95 лет. Празднование будет длиться на протяжении всего года, но самым масштабным подарком для зрителей станет юбилейная программа «Жемчужина Русского Севера», премьера которой состоится 15 марта на сцене Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова.

Первое отделение праздничной программы под названием «У песенных рек» будет посвящено жемчужному промыслу, которым некогда занимались поморы. Во втором отделении артисты покажут новые концертные номера. Среди них лирические хороводы «Березка» и «Плывет лебедь», а также хореографический номер «Пинежская кадриль». В конце концерта в исполнении артистов хора прозвучит песня «Моя Родина» на музыку В. Беляева, которую композитор написал по просьбе Северного русского народного хора. Практически в каждом номере артисты будут выходить в новых костюмах.

Накануне этого знаменательного события мы поговорили с яркими представителями разных творческих направлений коллектива: оркестр, хор, балет. Они рассказали о своем пути в профессии, рабочих буднях и проблемах, с которыми сталкивается хор.

Сергей и Татьяна Спирины, артисты оркестра

СПИРИНЫ

Сергей Спирин пришел в коллектив Северного хора в 1992 году по приглашению Бориса Туровника, в тот момент руководившего оркестром. Тогда Сергей был третьекурсником Архангельского музыкального училища по классу балалайки, которое окончил в 1994 году. Вскоре из-за нехватки артистов он начал учиться играть на духовых инструментах – брелке и жалейке. Так Сергей, как и его коллеги по оркестру, стал универсальным исполнителем. В одном номере он может по очереди играть на двух музыкальных инструментах.

Татьяна пришла в оркестр на четвертом курсе Архангельского музыкального училища, играла на малой домре. Практически сразу же после окончания училища Татьяна поступила на заочное отделение Петрозаводской консерватории им. А. М. Глазунова. Несколько лет ей приходилось совмещать учебу и работу.

– Мне и моим однокурсницам, которые пришли работать в хор, сделали свободное посещение. В основное репетиционное время с десяти до двух часов дня мы занимались в оркестре, а потом уходили на занятия и экзамены. Сейчас у нас такой же график, только после обеда мы индивидуально оттачиваем мастерство, – рассказывает заслуженная артистка РФ Татьяна Спирина.

Всего в оркестре Северного хора на сегодняшний день насчитывается 14 артистов, каждый из которых играет сразу на нескольких инструментах. Так, Татьяна помимо своего основного инструмента – малой домры – исполняет свирельно-духовые партии. Набор инструментов в оркестре стабильный, но люди периодически меняются: одни уходят, другие приходят, но все же на данный момент костяк участников сложился. Несмотря на это, в оркестре требуются артисты, играющие на малых домрах, а также баянист.

Обычно в оркестр приходят выпускники Архангельского музыкального колледжа, но есть и приезжие из других городов. Если у артистов есть желание получить высшее музыкальное образование, то руководство Северного хора поддерживает их, отпуская исполнителей на сессию, а также отправляя на профессиональные стажировки.

– Лет десять назад я ездил в Москву, чтобы пройти стажировку в оркестре народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Там была возможность пообщаться с людьми, которые изготавливают духовые инструменты, играют на них. Они показывали мне тонкости в исполнении. Стажировка длилась дня три. Все равно, чтобы основательно осваивать все эти моменты, нужно поступать в консерваторию или институт культуры, – говорит Сергей Спирин.

В связи с гастрольным графиком ни Сергей, ни Татьяна не могут позволить себе самим заняться системной преподавательской деятельностью. Например, сразу после юбилейного концерта Северный хор уезжает в тур по районам Архангельской области, а в апреле будет месячная поездка в Сибирь и на Урал. На лето запланирован выезд в Крым, а на осень – Поволжье.

– Это у нас плюс, по сравнению с другими людьми, которые каждый день ходят на одну и ту же работу: у нас обстановка постоянно меняется, – считает Сергей.

За 30 лет работы в Северном хоре Сергей и Татьяна объездили Архангельскую область, почти всю Россию, а также были за рубежом: во Франции, Германии, Италии, Скандинавских странах.

– За границей люди все разные, и, соответственно, принимали нас везде по-разному. К примеру, в Германии зрители спокойные, немножко холодные, а вот в Сирии было что-то! Когда мы работали на стадионе, стоял нескончаемый шум. Зрители громко хлопали, кричали. Мы были рады такому приему, но играть было непросто, ведь мы привыкли работать в тишине, – говорит Татьяна.

Наталья Турова, артистка хора

НАТАЛЬЯ Турова

Наталья не планировала связывать свою жизнь с пением: она поступала в Архангельское культурно-просветительное училище на библиотекаря. Не пройдя по конкурсу, девушка пришла забирать документы. Тогда в комиссии сидел Вячеслав Попиков, который в то время руководил фольклорной группой Северного хора. Он-то и предложил ей пройти прослушивание в хоровое отделение.

– Я с детства любила петь. У меня бабушка и мама из Лешуконского района, это песенный край Архангельской области, поэтому я была воспитана на русской песне. На прослушивании мне не составило особого труда спеть и показать себя. Так я поступила на хоровое отделение, – вспоминает Наталья Турова.

Сразу после поступления в училище в 1990 году девушка прошла прослушивание в хор у Нины Мешко, которая в то время возглавляла прославленный коллектив. Это был специальный курс, организованный на базе Северного хора: почти все практические занятия проходили вместе с опытными артистами.

– Перед тем как поступить в хор, я никогда даже на концерте не была. Знала, что такой коллектив есть, но выступлений не видела. Только будучи первокурсницей, я пришла на концерт. Выйдя с него, я чувствовала душевное очищение, будто сделала глоток свежего воздуха, родниковой воды. Мне кажется, северная песня лечит душу человека, – делится артистка.

После окончания училища Наталью и нескольких ее однокурсниц сразу же пригласили пополнить труппу, но не все надолго задержались в хоре. Единственная из них, кто работает до сих пор в коллективе уже более тридцати лет, это Наталья.

– У нас много девочек, которые пришли в 90-х годах, это было самое трудное время в стране. Нас оно тоже, естественно, затронуло. Наше поколение настолько закалено этим временем, что до сих пор это помогает в работе. Помню, тогда наше здание плохо отапливалось: на занятиях сидели в шубах. Ты поешь, а у тебя пар изо рта идет. Главным хормейстером тогда была Галина Даренских. Она нас научила не бояться трудностей. Сейчас она живет в Москве, но мы до сих пор ее вспоминаем, навещаем и благодарим за все, – рассказывает Наталья.

Сейчас хоровая группа состоит из 35 артисток. Практически все они уроженки Архангельской области, но есть и приезжие из Брянска, Вологды. Местные девушки заканчивали три архангельских колледжа: музыкальный, педагогический и колледж культуры и искусства. Некоторые из них, будучи артистками хора, получили высшее образование.

На сегодняшний день Наталья Турова является солисткой хоровой группы. Во многих песнях она запевает. Например, к 90-летию Северного хора была восстановлена концертно-познавательная программа «Северная свадьба». Изначально, когда она была поставлена, Наталья играла в массовых сценах, а в новом варианте исполнила роль подружки невесты.

– Мне особенно нравится исполнять лирические песни, пропускать их через свою душу. Одна из моих любимых – «Ветер северный» на стихи Ольги Фокиной. Она очень красивая, женственная. Она нравится всей хоровой группе, – говорит Наталья.

Параллельно основным обязанностям артистка занимает должность заведующей труппой хора, обеспечивая решение организационных вопросов. В связи с этим Наталья не успевает заниматься преподавательской деятельностью, как, например, делают ее коллеги, обучая детей на вокальном отделении Малого Северного хора.

В 2021 году артистка получила Почетную грамоту Министерства культуры РФ.

Денис Чалых, артист балета

Денис Чалых на переднем плане

Любовь к сцене у Дениса появилась еще в детстве, когда он занимался в разных хореографических кружках Архангельска, но связать свою жизнь с танцами он решил не сразу. Молодой человек поступил в Архангельский колледж культуры и искусства, когда ему был уже 21 год. В 2008 году Денис окончил хореографическое отделение колледжа, в котором потом три месяца работал преподавателем. После этого решил попробовать свои силы в профессиональном коллективе и прошел пробы в балетную группу Северного хора. Будучи артистом, он отучился в Московском университете культуры и искусства на отделении народной хореографии. Учился заочно, параллельно с этим продолжал преподавать в колледже по совместительству.

– Колледж дает базу: хорошую, плотную, но базу, а работа в профессиональном коллективе дает тебе возможность эту базу применить именно как исполнителю. Колледж все-таки готовит преподавателей, а как исполнитель, ты не имеешь практики, поэтому мне больше хотелось развиваться на профессиональной сцене, – делится Денис Чалых.

Сейчас артист уже не преподает в колледже на постоянной основе. Из-за постоянных гастролей Денис не может полностью посвящать себя студентам и регулярно вести занятия. Поэтому мастер-классы и консультации для молодых людей с хореографического отделения проводит разово.

– Элементы мужского танца, которые есть в хореографии, желательно, чтобы показывал и объяснял именно мужчина. Когда показывает мужчина, все немного по-другому: и манеру, и тонкости, нюансы можно раскрыть более глубоко, детально, – считает артист.

Во время визитов в колледж Денис присматривает наиболее перспективных студентов, но пока что чаще пополняют балетную группу хора приезжие из других регионов молодые артисты. И все же примерно на 70% танцевальная группа состоит из выпускников Архангельского колледжа культуры и искусства прошлых лет.

– Дело не в том, что учебные заведения где-то лучше, а где-то хуже. Я считаю, все зависит от способностей и желания. Если у студента оно появляется за полгода до окончания колледжа и он ко мне подходит и говорит: «Как можно попасть к вам в коллектив? Что я должен сделать, показать?», я диву даюсь. Где же они раньше были? Это же можно и материал брать, и бесплатно я все сделаю и помогу, можно даже к нам приходить и заниматься, но не в последний момент. Северный танец очень специфичен и по-своему сложен. В последний момент разве чему-то научишься? А постоянные гастроли предполагают моментальное включение в работу! – недоумевает Денис.

В связи с этим и главный балетмейстер Северного хора, и сам Денис рассылают письма преподавателям российских учебных заведений, чтобы выяснить, есть ли среди их учеников желающие пополнить балетную труппу хора. Также они сами выезжают в города и проводят там мастер-классы для студентов, выбирая при этом наиболее талантливых и подходящих для исполнения северных танцев.

Сам Денис прошел путь от артиста, задействованного в массовых сценах, до солиста. К примеру, сейчас он исполняет сольную партию в номере «Русские коленца», которую он учил по видео практически в одиночку.

– Когда мы с однокурсником пришли на пробы, стояла острая нехватка кадров. Нас взяли по принципу: ребята хотят, значит, надо брать. Но трудиться пришлось много: я два года практически в раздевалку не заходил на перерывах, каждый день просматривал концертные записи, старался подметить тонкости исполнения артистов, – вспоминает Денис Чалых. – Сейчас я не считаю себя солистом. Я всегда говорю, что занимаю партию солиста. На мой взгляд, солист должен обладать выдающимися способностями. Просматривая хроники прошлых лет и выступления других коллективов, всегда думаю: «Ох, как мне до них далеко!»

Традиционно на Новый год Северный хор всегда готовит праздничную программу для детей, в которых главные роли часто играет Денис. Эти спектакли обычно ставят режиссеры драматического театра, которые требуют от артистов Северного хора больше играть, нежели существовать в традиционной для них манере.

– Это интересный опыт. Как артисту танцевальной группы, драматические роли помогают мне найти в себе какие-то нотки других состояний, которые можно использовать и в иных программах, номерах. Но все же я считаю, что, если занимаешься хореографией, ты должен заниматься хореографией. Причем это должно составлять 100% твоего рабочего времени. А если ты занимаешься актерской игрой, то начинаешь терять в другом. Без этого тоже никак, но нельзя нарушать систему хореографической подготовки. Как говорится, если я день не позанимался – замечаю я, если два не позанимался – замечает руководитель, если три не позанимался – замечает зритель. Сложно найти баланс, чем-то приходится жертвовать, – считает Денис.

В Северном хоре артист имеет опыт постановочной и репетиторской работы. В новую программу коллектива вошла его хореографическая постановка, но полностью посвятить себя руководящей работе Денис пока не готов.

– Мне кажется, чтобы быть руководителем, нужно пройти путь от начала и до конца. Не может артист стать балетмейстером, репетитором спустя пять лет работы в коллективе, и даже десять лет. Чтобы стать репетитором, нужно завязывать с танцевальной карьерой, с работой исполнителя, поскольку это забирает колоссальное количество энергии и сил, а выполнять обязанности чуть-чуть, наполовину не стоит, – рассказывает Денис. – Сейчас я делаю то, что мне нравится. Если надо молодым помочь, подсказать, я это делаю с удовольствием. Я даже не для них это делаю, а для коллектива. Чем лучше артист будет исполнять что-то, тем выгоднее будет смотреться номер, тем выгоднее коллектив себя представит. Мне важно, чтобы наш Северный хор свое имя поднимал, сохранял. Балетмейстеры, артисты прошлого создали это имя: мы не имеем права опускать планку. Нам дали то богатство, которое мы не можем тратить, – его надо только приумножать.

Александра Коковина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 12 марта 2021 г.