Нам бы в небо

Они спасают тонущих рыбаков, доставляют тяжелобольных из таежной глубинки, ежедневно перевозят тонны грузов и сотни пассажиров… И все это – без выходных и праздников, без оглядки на жару, мороз и нелетную погоду. Именно в таком напряженном графике работы встретят полувековой юбилей родного предприятия работники АО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» – крупнейшего на Северо-Западе России. 

От Африки до северных морей 

Со дня основания в 1965 году авиаотряд хранит свое имя, несмотря на все передислокации. Первоначально он базировался в аэропорту Кегостров. Там была еще грунтовая полоса, с которой взлетали самолеты Ан-2, Як-40, вертолеты Ми-1, Ми-4 и Ка-15. 

В 1968 году пилотами были освоены вертолеты Ми-8 и Ми-6. Это сразу увеличило объемы работ и географию полетов – от Кольского полуострова до Тюмени и Надыма. А в район поселка Васьково авиаотряд переехал в 1982 году – в новый аэропортовый комплекс местных воздушных линий с искусственной ВПП. 

В 1985 году парк предприятия пополнился пассажирскими самолетами Л-410 УВП-Э чехословацкого производства. Эти воздушные суда «васьковцы» освоили первыми в стране. А в 1989 году пилоты получили в свое распоряжение уникальные вертолеты Ми-26Т грузоподъемностью до 20 тонн. 

Сегодня в активе предприятия – три десятка воздушных судов. Вертолетный парк АО «2-й Архангельский ОАО» укомплектован Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-26Т, а самолетный – Ан-2 и Л-410 УВП-Э. 

Пилоты предприятия ведут воздушные съемки, выполняют лесоавиационные, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, в том числе в сложнейших условиях Арктики, с морских судов и буровых платформ. 

География полетов обширна. Это не только 25 населенных пунктов Архангельской области и НАО, но и Республика Коми, архипелаг Новая Земля, Арктика, Антарктида, Кольский полуостров, Западная Сибирь, страны Африканского континента, Афганистан, Пакистан и другие страны. 

И китайцев спасали

Особо стоит отметить участие пилотов из Васьково в поисково-спасательных операциях. О мужестве и профессионализме своих коллег генеральный директор АО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» Юрий Давыдов рассказывает с гордостью:

– В феврале 2010 года у берегов Антарктиды было зажато айсбергами китайское судно. Вызволить из плена людей китайские вертолетчики не сумели, и спасать экспедицию пришлось нашей команде, которая принимала участие в 55-й Российской антарктической экспедиции. Руководил операцией заслуженный пилот России Александр Вениаминович Макаров. 

Проявлять героизм пилотам приходится не только в условиях крайних широт, но и в родном Поморье. Например, в 2014 году на озере Лача в Каргопольском районе экипаж вертолета под командованием Сергея Шамова снял с льдины шесть рыбаков. Люди были в отчаянном положении – дело было весной, лед подтаял, и снегоходы уже ушли под воду. Работать летчикам пришлось ночью, в полной темноте, в сложнейшем режиме висения, используя бортовую лебедку. Главное – жизни рыбаков были спасены, и таких случаев в летописи предприятия – десятки! 

Золотая сотня 

Конечно, достояние 2-го авиаотряда – это не только самолеты и вертолеты, но и люди. Сегодня в коллективе трудятся более 600 человек, более сотни из них – летный состав. Все они – специалисты высочайшего уровня, с огромным опытом работы. Звание «Заслуженный пилот Российской Федерации» присвоено восьми пилотам авиаотряда. Это Николай Павлович Гагарский, Виктор Алексеевич Данилов, Анатолий Сергеевич Михайлов, Александр Андреевич Гуров, Игорь Ростиславович Лавренюк, Александр Вениаминович Макаров, Сергей Сергеевич Туриков, Виктор Сергеевич Тихонин. Звание «Заслуженный штурман РФ» носит Виктор Васильевич Шевко, а Юрию Егоровичу Давыдову и Павлу Дмитриевичу Ириничу присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РФ». 

Пилоты со стажем передают свой уникальный опыт молодежи. Правда, сетуют, что молодые кадры приходят в основном, чтобы налетать часы, стремясь попасть из малой авиации в большую. 

– Мы всегда были кузницей кадров, это нормально, – считает Юрий Давыдов. – Зато теперь со вторыми пилотами на Ан-2 у нас проблем нет. 

Потребность региона в малой авиации была, есть и будет – такова специфика Поморья. А перспективы развития предприятия авиаторы из Васьково видят в продолжении сотрудничества с предприятиями нефтегазовой отрасли. Будут работать нефтяники и газовики – будут стабильные заказы на их обслуживание, будет прибыль авиапредприятия. А с ней и уверенность летчиков в завтрашнем дне. 

Личное дело 

Воздушная леди 

Знакомьтесь – Мария Казанцева, второй пилот, единственная представительница прекрасного пола в архангельской малой авиации. Четкая речь, форма с иголочки, идеальная прическа и макияж, подтянутая, собранная – настоящая воздушная леди. В отряде к ней обращаются уважительно, по имени-отчеству – Мария Сергеевна. 

Родом из Ставрополя, она уже с детства начала мечтать о полетах, видя перед собой пример отца, который работал в аэропорту. 

– Пришла в местный аэроклуб и после пары лет работы начала разбираться в технике, научилась крутить гайки на самолетах. Там же первый раз прыгнула с парашютом, – делится Мария. 

Ее «небесная практика» началась с полетов на спортивном Як-52. И тогда стало понятно, что пора всерьез браться за учебу. Девушка окончила Краснокутское летное училище гражданской авиации в Саратовской области. Два года назад приехала в Архангельск, устроилась во 2-й авиаотряд. Трудностей хватало: на новом месте не было ни родных, ни друзей, а впереди – новая работа, большая ответственность, мужской коллектив. 

– Отнеслись коллеги поначалу настороженно, – вспоминает Маша, – девушку за штурвалом самолета все-таки не часто встретишь. Пассажиры тоже удивлялись, но потом все встало на свои места. 

26 000 пассажиров пользуются услугами 2-го авиаотряда ежегодно. 

Сначала Мария летала на Ан-2, потом перешла на «элочку» – Л-410 УВП-Э. С виду игрушечный 19-местный самолет при максимальной загрузке весит больше шести тонн. Но техника исправно слушается ее чутких женских рук. А показывая нам свое рабочее место за штурвалом, Мария с наслаждением вдыхает воздух: «Керосином пахнет, люблю этот запах!». Что поделать – настоящий пилот! 

Сегодня Мария доставляет пассажиров до самых дальних уголков области – в Лешуконье, на Соловки, в Мезень. 

– Север очень красив сверху! Я всегда любуюсь лесами – такие там вековые сосны, ели, озера! – восхищается она. 

Кроме рейсов по расписанию бывают экстренные, когда Мария становится ангелом-спасителем для пациентов санавиации. Ей приходилось вывозить даже новорожденных младенцев в больницы Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода. Это всегда особая ответственность. 

Времени на хобби остается немного, но Маша успевает заботиться о своем питомце – французском бульдоге по кличке Манфред. Пес скучает по своей хозяйке: график работы у нее ненормированный. У второго пилота множество обязанностей: рассчитать маршрут, принять пассажиров, проконтролировать загрузку-выгрузку багажа. И, конечно, она непосредственно участвует в управлении самолетом. 

– Чем злее, сильнее ветер, чем хуже метеосводка – тем интереснее, – говорит Мария. – Еще нравится совершать посадки и взлеты в новых для себя аэропортах, знакомиться с новыми местами, применять в работе новую аппаратуру. 

Но заветная ее мечта, конечно, – управлять мощным «Боингом», совершать многочасовые перелеты на дальние расстояния.

– Сейчас подтягиваю английский, занимаюсь с репетиторами, без этого в большую авиацию не попасть, – делится Мария.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 17 июля 2015 г.