30 сентября 2021

Найдем ли мы общий язык: в Архангельске появились первые объекты паблик-арта проекта City Says

City Says переводится как «Город говорит». Это проект центра современного искусства ARKA и студии творческих инициатив «Солнце Маори», посвященный исследованию Архангельска и созданию комфортной визуальной среды с помощью паблик-арта. Команда российских художников и городских исследователей изучили уже созданные объекты паблик- и стрит-арта и выбрали площадки для новых.

Найдем ли мы общий язык: в Архангельске появились первые объекты паблик-арта проекта City Says

Сейчас эти проекты, новые точки притяжения, появляются на карте города, а некоторые из них уже можно увидеть в Соломбале.

По словам теоретика уличного искусства и художника Игоря Поносова, уличное искусство — это обширная практика взаимодействия с городской средой на грани изобразительности и перформанса. В нем важна не только его художественная составляющая, но и контекст, предыстория, социальные явления, из-за которых оно возникло.

Архангельск хорошо знаком с несколькими его типами: перформансы уличных театров, граффити, муралы. Уличные театры используют город как сцену для своего высказывания, сюда же можно включить, к примеру, экоакционизм Древарха Просветленного. Граффити и стрит-арт — это несанкционированные надписи и рисунки в городе. Муралы — разновидность монументальной живописи на зданиях, художественные произведения, часто созданные на коммерческой основе, часть паблик-арта.

Изначально планировалось, что в результате проекта City Says появятся новые муралы, но в итоге, после исследования города, он превратился в фестиваль различных форм паблик-арта, в том числе небольших арт-интервенций — произведений, включенных в уже существующие объекты. 

— Проект City Says вызвал большой интерес — как со стороны партнеров, так и со стороны жителей, — рассказывает руководитель проекта Наталья Щукина. — Начинали мы с поддержки Фонда президентских грантов, министерства по делам молодежи и спорта Архангельской области, Дома молодежи и ЦСИ Архангельск, но сейчас наша команда партнеров значительно расширилась — это и администрация города Архангельска, губернаторский центр Архангельской области, ТИЦ, рекламное агентство «Факел», гостиница «Двина» и многие другие. Мы поняли, что отклик зависит не от размера работы, а от темы, которую она поднимает.

У проекта было два конкурса: на место в исследовательской группе и в группу художников. На основе исследований первой команды вторая продумывала концепции объектов паблик-арта. В общей сложности на оба конкурса было подано семьдесят заявок при ожидаемых сорока.

Несколько участников из Архангельска были приглашены вне конкурсного отбора. Художники изначально знали, что они будут работать в арт-резиденции с исследованиями и в очень сжатых сроках — на формирование арт-концепции в новом для них городе им давалось всего восемь дней.

— Нам удалось осуществить работу в гибридном формате, City Says — это исследовательско-художественный проект, — говорит куратор арт-резиденции, искусствовед Анастасия Пронина. — Это редкая история для России, когда работа началась до того, как приедут художники, — невозможно делать паблик-арт в городе, который ты не знаешь. Также уникален тот момент, что проекты, которые прошли отбор, осуществляются — Центр современного искусства ARKA прошел все пути согласования и доводит работу до конца. Также хочется отметить открытость жителей — люди интересуются тем, что мы делаем. Перспектива таких проектов в Архангельске налицо, но оценить его роль мы сможем только через два-три месяца.

Отбором участников занималась команда кураторов и впоследствии наставников проекта: Кыдана Игнатьева, художница из Якутии; Владислав Дреко, куратор исследовательских проектов ЦСИ Архангельск; Сергей Куликов, историк архитектуры, консультант по социокультурному проектированию территорий, член Международной ассоциации критиков и историков искусства (АИС/AICA при ЮНЕСКО). 

— Там, где существует паблик-арт, начинает активно существовать и стрит-арт, — говорит Анастасия Пронина. — Это влияет на восприятие среды, и чем будет больше инициироваться паблик-арта сверху, тем больше будет развиваться самостоятельное искусство. Я говорю не про хаотичные надписи, которые появляются на свежеокрашенных стенах, а про осмысленные произведения. Мы с вами не знаем, кто сейчас ходит по улицам и кто здесь растет. Чем будет больше хорошо организованных паблик-арт произведений, тем быстрее люди поймут, чем отличается плохо сделанный мурал на общедоступную тему от работ Ильи Мозги или Ивана Симонова.

По итогам опроса жителей, который был проведен командой проекта на тему паблик-арта для последующего исследования и преобразования города, были выбраны Соломбала и Привокзальный районы.

Понятие центра в городе расплывчатое, говорит Наталья Щукина. Люди хотели, чтобы мы поработали как в центре, так и в спальных районах. Поэтому мы выбрали Привокзальный район, который отражает специфику спальных районов, и Соломбалу, как центр с богатой историей и очень разнообразный по застройке. Было много заявок на роспись ключевых зданий в нашем городе, например здание морского-речного вокзала и высотки. Другая часть горожан выступала категорически против работ в историческом центре, а просила оживить спальные районы. Но главное, что мы поняли: преображение городской среды посредством уличного искусства востребовано архангелогородцами.

«Что там?» — вопрос, который волнует всех жителей Соломбалы. Реконструкция набережной Седова началась в мае 2017 года — уже пятый год соломбальцы любуются забором и не знают, что происходит за ним. «Что там?» — проект московского художника Ивана Симонова, который оборудовал ограду набережной дверными глазками. Теперь каждый желающий может посмотреть, что за ней происходит.

— Пока я осуществлял работу на объекте, подходило очень много людей и спрашивало, что будет с забором, снесут ли его, возмущались тем, что за ним ничего не происходит, — сказал художник. — Мой объект призывает к налаживанию диалога между жителями и администрацией города. Он показывает, что такие конструкции можно использовать и менять с помощью художественных методов. Глазки позволяют заглянуть за его неприступную ограду — всего их 60 на разных уровнях. Люди говорили, правильно, что мы освещаем этот вопрос, который их волнует.

Рядом, на стену дома на набережной Георгия Седова, 9 нанесено слово «рянда». Когда-то так поморы называли снег с дождем. А появилось оно на деревянном доме, который уже расселен и готовится к сносу. Этот проект «(С)нежные имена» Ани Слобожаниной из Петербурга об уходящей натуре — языка, на котором мы уже не говорим, и деревянных построек Архангельска, которых становится меньше с каждым годом.

А на боковой части моста над Соломбалкой по Никольскому проспекту установлен ассамбляж «Быть течением или плыть по течению» екатеринбургского художника Ильи Мозги. Что важнее — принимать решения, оглядываясь на других, или быть человеком, на которого опираются другие в своих решениях?

— Художник должен быть тем самым течением, за которым пойдут другие, потому что художникам всегда приходится придумывать что-то новое и ломать стереотипы. Главная цель искусства для меня — это диалог между мной и совсем неизвестным мне человеком. Если этот объект достучится до кого-то, то это будет наивысшей точкой моего творчества, — сказал автор.

В трех реализованных проектах ясно прослеживается одна связующая часть — текст. Почему?

— Русский стрит-арт очень текстоцентричен. Западный стрит-арт вышел из поп-арта, Энди Уорхола, а наш — из Достоевского. И наиболее талантливые русские художники работают с текстом, — сказала Анастасия Пронина.

— Текст вы не будете игнорировать, его приходится читать и осмыслять. Он концентрирует мысль и не позволяет создать ненужные интерпретации. Для первоначального знакомства с паблик-артом это очень полезно, — добавил Иван Симонов.

City Says Архангельск

Жюри итоговых проектов, куда вошли Сергей Самодов, директор Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова; Рашид Сагадеев, председатель правления Архангельского регионального отделения ВТО «Союз художников России»; Сергей Пивков, заместитель губернатора Архангельской области; Григорий Ковалев, директор некоммерческой организации «Губернаторский центр «Вместе мы сильнее»; Игорь Поносов, исследователь стрит-арта; Мария Туркина, руководитель поддержки современного искусства «Винзавод», и Елизавета Матвеева, куратор Московской международной биеннале молодого искусства, были выбраны еще два проекта, которые ждут своей реализации. 

Зодчий Данила Власов из Северодвинска предложил скамьи, отсылающие по своей форме к мезенской росписи. Артем Хазанов из Архангельска — экопроект: нанести на стены тени срубленных деревьев, а для рисунка использовать фотокаталитическую краску, которая под воздействием солнца очищает воздух. Но в процессе доработки оба проекта значительно изменились — как они будут выглядеть, мы увидим в октябре. 

В ноябре в Центре современного искусства Архангельск пройдет выставка по итогам проекта City Says.

Анастасия Бондина

Поделиться
105049