Надо поднимать лесную отрасль

 

О состоянии дорог, лесного и сельского хозяйств, социальной сферы и сферы туризма рассказал глава МО «Лешуконский муниципальный район» Александр Мартынов. 

Бесплатная переправа будет

– Проблема номер один в Лешуконском районе – сообщение с областным центром и с поселениями внутри района. Как вы оцените нынешнее состояние дорог?

– Наш район – самый отдаленный от областного центра. И внутри его деревни и села также находятся порой на большом расстоянии друг от друга и за реками. В период распутицы они оказываются отрезанными от цивилизации. Самое большое затруднение связано с поселением Олемское, куда дороги просто нет. Люди добираются туда летом на лодках. Но дорожники будут работать над этим. Понимание с «Автодором» у нас есть. За последние годы сделали много мостов. Сейчас ведется отсыпка ПГС на проблемные участки – так называемые «пылемский луг» и «пылемская гора». На совещании в министерстве транспорта они были названы приоритетными. 

Готовим письмо губернатору, чтобы он подтвердил, что на эти участки необходимы дополнительные средства – 12 миллионов рублей. 

Непроста ситуация с дорогами в населенных пунктах. Сейчас вместе с инициативной группой мы отобрали самые плохие участки в райцентре. Вместе с дорожниками готовим сметы. 

– В Мезенском районе в прошлом году две переправы сделали бесплатными. Будут ли освобождены от платы водители, переезжающие через Мезень в Лешуконское?

– Губернатор пообещал, что да. Недавно к нам с визитом приезжал директор «Автодора» Михаил Яковлев. Он подтвердил, что в марте будет разыгран конкурс на бесплатную переправу в Лешуконское. 

Власть дотирует авиабиалеты

– Авиасообщение между райцентром и деревнями района и с Архангельском необходимо. Но не у всех жителей есть возможность покупать дорогостоящие билеты. Будут ли снижены цены?

– Мы понимаем, что стоимость билетов подчас неподъемно высокая для жителей отдаленных деревень. Например, вожгорцы за билет до Архангельска платят более 8 тысяч рублей. Цена же на билет от Лешуконского до Архангельска не так уж и велика – 3300 рублей – для пенсионеров.

Ситуация донесена до всех уровней власти. Нужно пересмотреть тарифную политику. В этом году в нашем маленьком бюджете заложены средства на дотирование определенным категориям жителей района билетов на рейсы внутри района. Из Лешуконского в Вожгору люди смогут летать не за 3300 рублей, а за 1300.

Будем доплачивать, потому что организовать автобусное сообщение пока не можем. 

«К нам едет вся Россия»

– Работает ли в Лешуконии программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья?

– Ветхого и аварийного жилья у нас просто нет. Мы встряхнули население, и за последние два-три года жильцы многоквартирных домов собирают от 250 до 800 тысяч рублей, для того чтобы заменить фундамент и провести другие ремонтные работы. Тех проблем, которые были пять лет назад, когда все кричали, что крыши текут, дома со стоек поехали, нет. 

– Численность населения в районе с каждым годом сокращается, молодежи становится все меньше. Есть какая-то политика по привлечению молодых людей в село?

– Я бы не сказал, что все так плохо. За последние годы в райцентре и не только мы строим новое служебное жилье. В 2015-м его получили шесть педагогов, два работника культуры, четыре врача и два работника образования. К нам приехали молодые врачи из Волгограда, Новосибирска, Удмуртии. Едет вся Россия, потому что мы даем благоустроенное жилье, миллион рублей по программе «Земский доктор», плюс зарплата у специалистов – за 70 тысяч рублей. 

По педагогам другая ситуация – внутриобластное перемещение. В Вожгоре новый директор школы из Устьянского района, в Ценогоре директор из Плесецка. Им всем предоставлено нормальное жилье. 

В Лешуконское приехали семьи из Санкт-Петербурга. Сейчас только в райцентре строится 50 домов. И вокруг Лешуконского все дома в деревнях раскуплены, люди желают сюда возвращаться. 

– В ближайшие годы планируется строительство новых объектов?

– Сейчас идет строительство административного центра в Лешуконском по инициативе частной компании. Предполагается, что помещения здания будут сдаваться в аренду самым важным для населения структурам – Пенсионному фонду, налоговой, аптеке. 

Мы замахнулись на большой проект строительства школы-сада на 200 мест. Сейчас проходит проверку документация, мы находимся в ожидании денег. 

«Мини-ТЭЦ – наша сказка»

– Главное богатство района – лес. Как оно используется?

– Самая большая расчетная лесосека в области – в Лешуконском районе. Можно рубить 1 миллион 700 тысяч кубов в год без ущерба для природы. А рубится пока около ста тысяч местными предпринимателями. Бездорожье не дает им вывезти лес на «большую землю». Лес есть в долгосрочной аренде у крупных компаний, но никто даже не заходил сюда в последние 10–15 лет. И свободного леса достаточно. 

В планах страны с 2018 по 2022 год строить автодорогу Лешуконское – Карпогоры, бюджет – более миллиарда рублей. Она свяжет нас с узловой станцией, и тогда народ двинется. 

Ожидается и другое глобальное строительство – железнодорожная магистраль «Белкомур». Хотя она проходит мимо Лешуконского района, но благодаря ей появится возможность через Карпогоры выходить за пределы области. Это заинтересует бизнесменов. 

– Администрацией района разработана программа развития до 2018 года. Какие основные направления в ней представлены?

– Она очень обширная. Мы многого хотим. Всех давно будоражит идея создания мини-ТЭЦ – наша сказка. Но сама по себе она существовать не сможет, для начала нужен леспромхоз, который будет обеспечивать ее отходами производства. Надо поднимать лесную отрасль. 

Есть идеи по сельскому хозяйству. Сейчас у нас работает только одно крупное хозяйство – СПК «Березник». Но к нам приходят предприниматели с предложениями выводить семенной картофель, разводить рыб, организовывать некрупные животноводческие хозяйства. Недавно в районе появились две фермы на средства выигранных грантов. Есть и другие желающие. Мы готовы провести их за руку через весь путь до получения гранта, потому что таким людям всегда должен быть зеленый свет. 

Туристы просят бездорожья

– Развивается ли сфера туризма? 

– В райцентре опять же на средства гранта молодой предприниматель открыл гостевой дом. Другой взялся за оборудование гостиницы в центре села. Важно, чтобы появлялись гостиницы, так как, если сейчас к нам массово поедут туристы, мы просто не сможем их разместить. 

Рыбаки, охотники едут со стороны Коми в Койнас, Вожгору. Особая категория – экстремалы, ежегодно около ста машин. Это белые воротнички из Питера, Москвы, Прибалтики, которые целыми неделями пробираются по болотам с лебедками. Для них наше бездорожье – экзотика. Они говорят нам: «Не делайте дороги, нам нужна ваша грязь!» 

Популярность туристических маршрутов идет по синусоиде: то есть интерес, то нет. Был востребован тур по посещению святых мест в Юдину пустынь с остановкой в Белощелье. Он как-то заглох. Нужны ведь и гостевые дома в деревнях. Но в целом люди у нас не стремятся превращать гостеприимство в бизнес. Возможно, злую шутку играет лешуконский менталитет: мы готовы запросто напечь и раздать пироги, сводить человека на рыбалку, в баню… 

А понимание того, что это можно продавать, пока не пришло. 

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 11 февраля 2016 г.