16 января 2014

На заданную тему

В стране кипят страсти по сочинению. Надо ли его писать школьникам? В какой форме? Тем не менее механизм уже запущен. Президент в послании Федеральному собранию дал соответствующее поручение правительству, а премьер-министр объявил, что в следующем учебном году необходимо обеспечить учет результатов итогового школьного сочинения при приеме в вузы.

Несоразмерно значимости 

Выпускные сочинения в школах отменили в 2009 году после введения обяза-тельного ЕГЭ по русскому языку. Чиновники тут же решили «лоб расшибить» и сократили количество часов по литературе ради того, чтобы на уроках русского подготовить ребят к Единому экзамену. Впрочем, фактически идет сокращение и часов преподавания русского языка. Где-то его предлагают вообще изучать на факультативах! Результат не заставил себя долго ждать: школьники не умеют рассуждать – ни устно, ни на бумаге, у них мал лексический запас слов… 

В начале октября 2013 года эту тему на встрече с Владимиром Путиным поднял директор музея Михаила Шолохова, внук писателя Александр Шолохов, который попросил главу государства вернуть сочинение в школы. 

– Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и примитивизмом, – поддержал инициативу президент. – Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять, в первую очередь пересмотрев программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах. Сегодня этим предметам отведено мало времени. Несоразмерно их значимости. 

Проект для ЕГЭ

Позже на большой пресс-конференции президент уточнил, что ему хотелось бы добавить сочинение к ЕГЭ уже в нынешнем учебном году, но «суета здесь совершенно ни к чему».

Глава ведомства Дмитрий Ливанов заверил, что в 2014 году школьники будут сдавать только Единый экзамен. А вот тем, кто будет выпускаться в 2015-м, уже придется писать сочинение, результаты его будут засчитываться наряду с ЕГЭ при поступлении в вуз. 

Хотя Минобрнауки рассматривает и вариант, когда 

публичная защита сочинения в старших классах будет считаться допуском к сдаче ЕГЭ. Школьник в течение нескольких месяцев должен работать над «индивидуальным проектом» по русскому языку или литературе. Результаты нужно будет оформить в виде сочинения, публичная защита которого будет проходить с участием педагогов из других школ. 

– Возможно и изменение формы сочинения в самом ЕГЭ, – считает Ливанов. – Тема важная, потому она не допускает быстрых и непродуманных решений. Итог обсуждения станет известен выпускникам и их родителям заранее, до начала нового учебного года. 

В тему 

Интересная книга меняет биологию мозга. Как установили ученые из Университета Эмори, изменения сохраняют свою силу в течение минимум пяти дней после прочтения произведения.

Пусть учатся думать

Введение сочинения вызвало новую дискуссию среди преподавателей, родителей, общественных организаций. Кто-то беспокоится, что возрастет нагрузка на словесников, поскольку теперь им придется готовить школьников к двум экзаменам. Многие уверены, что сама форма сочинения морально устарела, недаром в последние годы выпускники элементарно списывали его на экзаменах из сборников «золотых сочинений».

– Одна эта мера уже ничего не исправит, – уверена доктор филологических наук Елена Галимова. – Слишком много напортили во всей системе образования – и в школе, и в вузе. И продолжают портить.

А ее коллега из САФУ Елена Котцова за то, чтобы сочинение сделали альтернативой ЕГЭ или Единый экзамен вовсе отменили. 

– Мы же с этим ЕГЭ слепо-глухо-немых принимаем в вуз, – сетует Елена Евгеньевна, – не видим человека – робот он, привыкший только нажимать кнопки, или творческая личность. Что касается сочинений, я сама, если честно, не любила их. Потому что в пору моей школьной юности каждый ученик знал, как надо написать про Базарова, чтобы получить похвалу от учителя. Свое мнение тогда не приветствовалось. Увы, у сегодняшних детей его уже и нет, мы живем, по меткому замечанию Веллера, в калиброванном пространстве. Так, может, хватит плодить дураков? Пусть пишут сочинения и учатся думать!

Что такое афоризм?

Преподаватели вузов в один голос рассказывают, как убого выглядят самостоятельные работы студентов. При подготовке курсовых и дипломных они чаще всего скачивают информацию из Интернета, «причесывают» и выдают за свою.

– Довели ситуацию до абсурда, а потом опомнились, – горячится директор 51-й школы Архангельска Татьяна Ларина, – мол, молодежь нравственно деградирует! Надо не сочинение в спешке вводить, а часы на литературу увеличить да программы пересмотреть. 

Но Татьяна Александровна признает, что некоторых учителей вполне устраивает система ЕГЭ, ведь идти по пути наименьшего сопротивления легче. Этим же надо заниматься – сверхзадачу перед учеником ставить, чтобы читал, переживал, через себя пропускал… Впрочем, школьники по-прежнему пишут сочинения на уроках литературы, их никто не отменял. И самое сложное – предложить им такую тему, которую они не смогут позаимствовать в Интернете. 

– Главная задача, – поделилась Татьяна Ларина, – добиться того, чтобы они взяли книгу в руки, общались с оригинальным текстом, а не учебником. Есть, конечно, творческие ребята, которые постоянно читают и сдают замечательные сочинения. 

Вот моя десятиклассница написала потрясающую вещь – прямо-таки онегинской строфой… У других – рада, если хоть одна интересная мысль промелькнула, а кто-то, как выяснилось, не знает, что такое афоризм…

Меж тем руководитель департамента образования столицы Исаак Калин заявил, что московские учителя выступили с предложением, чтобы одно из шести сочинений, которые традиционно в течение года пишут десятиклассники, провести в форме единого городского сочинения. Тогда школьники окажутся психологически и организационно более подготовленными к новой форме итоговой аттестации.

Тайны слов

Ковбой и govno 

Хулиган 

Слово «хулиган» английского происхождения. По одной из версий, фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия его стала именем нарицательным, а слово – международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.

Мошенник 

В Древней Руси деньги носили в особых кошельках – мошнах. От этого слова и произошло «мошенник» – специалист по кражам из мошон.

Говно 

Слово «говно» произошло от праславянского govno, что означает «коровий» и первоначально связывалось только с коровьими «лепешками». «Говядо» – «крупный рогатый скот», отсюда же «говядина», «говяжий». Кстати, от того же индоевропейского корня и английское название коровы – cow, а также пастуха – cowboy. 

Апельсин

Португальские мореплаватели завезли эти вкусные оранжевые шары из Китая. По-голландски «яблоко» – appel, а «китайский» – sien. Заимствованное из голландского языка слово appelsien является переводом французского словосочетания pomme de Chine – «яблоко из Китая».

Ресторан 

Слово «ресторан» по-французски значит «укрепляющий». Такое название в XVIII веке дали одному из парижских трактиров его посетители после того, как хозяин заведения Буланже ввел в число предлагаемых блюд питательный мясной бульон.

На заданную тему

Несоразмерно значимости 

Выпускные сочинения в школах отменили в 2009 году после введения обяза-тельного ЕГЭ по русскому языку. Чиновники тут же решили «лоб расшибить» и сократили количество часов по литературе ради того, чтобы на уроках русского подготовить ребят к Единому экзамену. Впрочем, фактически идет сокращение и часов преподавания русского языка. Где-то его предлагают вообще изучать на факультативах! Результат не заставил себя долго ждать: школьники не умеют рассуждать – ни устно, ни на бумаге, у них мал лексический запас слов… 

В начале октября 2013 года эту тему на встрече с Владимиром Путиным поднял директор музея Михаила Шолохова, внук писателя Александр Шолохов, который попросил главу государства вернуть сочинение в школы. 

– Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и примитивизмом, – поддержал инициативу президент. – Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять, в первую очередь пересмотрев программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах. Сегодня этим предметам отведено мало времени. Несоразмерно их значимости. 

Проект для ЕГЭ

Позже на большой пресс-конференции президент уточнил, что ему хотелось бы добавить сочинение к ЕГЭ уже в нынешнем учебном году, но «суета здесь совершенно ни к чему».

Глава ведомства Дмитрий Ливанов заверил, что в 2014 году школьники будут сдавать только Единый экзамен. А вот тем, кто будет выпускаться в 2015-м, уже придется писать сочинение, результаты его будут засчитываться наряду с ЕГЭ при поступлении в вуз. 

Хотя Минобрнауки рассматривает и вариант, когда 

публичная защита сочинения в старших классах будет считаться допуском к сдаче ЕГЭ. Школьник в течение нескольких месяцев должен работать над «индивидуальным проектом» по русскому языку или литературе. Результаты нужно будет оформить в виде сочинения, публичная защита которого будет проходить с участием педагогов из других школ. 

– Возможно и изменение формы сочинения в самом ЕГЭ, – считает Ливанов. – Тема важная, потому она не допускает быстрых и непродуманных решений. Итог обсуждения станет известен выпускникам и их родителям заранее, до начала нового учебного года. 

В тему 

Интересная книга меняет биологию мозга. Как установили ученые из Университета Эмори, изменения сохраняют свою силу в течение минимум пяти дней после прочтения произведения.

Пусть учатся думать

Введение сочинения вызвало новую дискуссию среди преподавателей, родителей, общественных организаций. Кто-то беспокоится, что возрастет нагрузка на словесников, поскольку теперь им придется готовить школьников к двум экзаменам. Многие уверены, что сама форма сочинения морально устарела, недаром в последние годы выпускники элементарно списывали его на экзаменах из сборников «золотых сочинений».

– Одна эта мера уже ничего не исправит, – уверена доктор филологических наук Елена Галимова. – Слишком много напортили во всей системе образования – и в школе, и в вузе. И продолжают портить.

А ее коллега из САФУ Елена Котцова за то, чтобы сочинение сделали альтернативой ЕГЭ или Единый экзамен вовсе отменили. 

– Мы же с этим ЕГЭ слепо-глухо-немых принимаем в вуз, – сетует Елена Евгеньевна, – не видим человека – робот он, привыкший только нажимать кнопки, или творческая личность. Что касается сочинений, я сама, если честно, не любила их. Потому что в пору моей школьной юности каждый ученик знал, как надо написать про Базарова, чтобы получить похвалу от учителя. Свое мнение тогда не приветствовалось. Увы, у сегодняшних детей его уже и нет, мы живем, по меткому замечанию Веллера, в калиброванном пространстве. Так, может, хватит плодить дураков? Пусть пишут сочинения и учатся думать!

Что такое афоризм?

Преподаватели вузов в один голос рассказывают, как убого выглядят самостоятельные работы студентов. При подготовке курсовых и дипломных они чаще всего скачивают информацию из Интернета, «причесывают» и выдают за свою.

– Довели ситуацию до абсурда, а потом опомнились, – горячится директор 51-й школы Архангельска Татьяна Ларина, – мол, молодежь нравственно деградирует! Надо не сочинение в спешке вводить, а часы на литературу увеличить да программы пересмотреть. 

Но Татьяна Александровна признает, что некоторых учителей вполне устраивает система ЕГЭ, ведь идти по пути наименьшего сопротивления легче. Этим же надо заниматься – сверхзадачу перед учеником ставить, чтобы читал, переживал, через себя пропускал… Впрочем, школьники по-прежнему пишут сочинения на уроках литературы, их никто не отменял. И самое сложное – предложить им такую тему, которую они не смогут позаимствовать в Интернете. 

– Главная задача, – поделилась Татьяна Ларина, – добиться того, чтобы они взяли книгу в руки, общались с оригинальным текстом, а не учебником. Есть, конечно, творческие ребята, которые постоянно читают и сдают замечательные сочинения. 

Вот моя десятиклассница написала потрясающую вещь – прямо-таки онегинской строфой… У других – рада, если хоть одна интересная мысль промелькнула, а кто-то, как выяснилось, не знает, что такое афоризм…

Меж тем руководитель департамента образования столицы Исаак Калин заявил, что московские учителя выступили с предложением, чтобы одно из шести сочинений, которые традиционно в течение года пишут десятиклассники, провести в форме единого городского сочинения. Тогда школьники окажутся психологически и организационно более подготовленными к новой форме итоговой аттестации.

Тайны слов

Ковбой и govno 

Хулиган 

Слово «хулиган» английского происхождения. По одной из версий, фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия его стала именем нарицательным, а слово – международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.

Мошенник 

В Древней Руси деньги носили в особых кошельках – мошнах. От этого слова и произошло «мошенник» – специалист по кражам из мошон.

Говно 

Слово «говно» произошло от праславянского govno, что означает «коровий» и первоначально связывалось только с коровьими «лепешками». «Говядо» – «крупный рогатый скот», отсюда же «говядина», «говяжий». Кстати, от того же индоевропейского корня и английское название коровы – cow, а также пастуха – cowboy. 

Апельсин

Португальские мореплаватели завезли эти вкусные оранжевые шары из Китая. По-голландски «яблоко» – appel, а «китайский» – sien. Заимствованное из голландского языка слово appelsien является переводом французского словосочетания pomme de Chine – «яблоко из Китая».

Ресторан 

Слово «ресторан» по-французски значит «укрепляющий». Такое название в XVIII веке дали одному из парижских трактиров его посетители после того, как хозяин заведения Буланже ввел в число предлагаемых блюд питательный мясной бульон.

Поделиться
764