12 мая 2022

На верфи Товарищества поморского судостроения открылась новая выставка

Выставка «Недетские игры на время войны» о строительстве промыслового флота для рыболовецких колхозов во время Великой Отечественной открылась на верфи Товарищества поморского судостроения в Архангельске. Суда строили в основном 14–15-летние дети.

На верфи Товарищества поморского судостроения открылась новая выставка

Это первая выставка, которую на верфи подготовили без привлечения сторонних авторов. Она основана на архивах Соломбальской судоверфи. Соломбальская судоверфь в 1942 году перешла на изготовление судов для промыслового лова в прибрежных водах.

– Не только в Архангельске, но и мурманская, и нарьян-марская, и другие судоверфи были обязаны их строить, чтобы пополнять запасы продовольствия. Но соломбальцы лучше всех отреагировали и организовали конвейерный способ строительства ел – малых промысловых парусно-моторных ботов, – рассказал автор выставки Александр Антонов. – В 1943 году ресурсов людских уже не было, все были давно на фронте, поэтому привлекли детей 14–15 лет. Да, эти бригады состояли из детей.

В экспозиции представлены чертежи судов, которые были разработаны на верфи. Ела – деревянное судно длиной около 11 м, нечто среднее между карбасом и мотоботом. Она могла ходить как под парусом, так и под мотором. До войны такие маленькие лодки были особо не нужны, для промысла в море использовали суда большего размера. Но к 1942 году все, что было мало-мальски пригодно, забрали для обороны. Поэтому на верфи пришлось разработать такой вариант промыслового судна.

Лодки были необходимы для увеличения объемов прибрежного лова рыбы в Баренцевом и Белом морях. Верфи в северных городах получали заказ на производство таких судов, но с ним удалось справиться только в Архангельске. Здесь делали полторы елы в день, всего было произведено как минимум несколько десятков. Получилось это благодаря поточному производству.

– Если раньше было так: стоит корабль, одна бригада набежала, что-то поделала, убежала, прибежала вторая, наколотила свое, убежала, прибежала третья, корабль стоит на одном месте. А они организовали поточное производство, что-то типа конвейера, – пояснил соавтор выставки Федор Пильщиков.

Дети на производстве

В основе экспозиции – альбом-отчет о работе верфи в 1943 году. Сейчас бы его называли презентацией. На 20 листах чертежи, графики, диаграммы и описание работ. Все оформлено от руки очень аккуратно. Эти 20 листов распечатали в увеличенном формате, как и фотографии из альбома. На фото корабли, цеха верфи и дети. Не только мальчики, но и девочки, их в бригадах тоже было немало.

Кроме того, на выставке представлены детали конструкции судов, инструменты, которыми их делали, причем посетителям можно самим попробовать, каково было подросткам военных лет.

– Они смогут на себе испытать это все: попробовать доски собрать, поработать с блоками, поднять якорь. Мы поставили верстак того времени, инструмент есть плотницкий, можно попилить деревяшек, просто почувствовать ту нагрузку, которую испытывали эти дети. Сегодняшнему человеку непонятна тяжесть этого труда, – рассказал Александр Антонов.

На стенах – детские рисунки про войну: танчики, самолеты и выстрелы… «Псевдодетские», – поправляет автор, но они так и выглядели. А также игрушки – кораблики, танки, самолеты – из деревяшек и гвоздей.

– Мои родители 1929 года рождения, в 1943 году им было как раз 14 лет. И не только они, а даже мы этими военными самодельными игрушками играли, настолько глубокий след остался в поколениях. У нас игр других не было: танки деревянные, пистолеты, бои за сараями. Мы хотели показать, что это повлияло на это и последующее поколения, на себе, по крайней мере, я это испытал.

Буржуйка, валенки и ситуация в мире

В экспозиции представлены и предметы быта: буржуйка, валенки, лампа и другие предметы военного времени. А также статьи из «Правды Северы» за те годы.

– Чтобы было понятно, что в это время происходило в мире, в стране и в области. Бытовые зарисовки, чем были заняты люди, – добавил Александр Антонов.

Планируется, что выставка будет работать до начала июня. Но возможно, и дольше. Соломбальская судостроительная верфь была основана в Архангельске в 1911 году под названием «Поморский эллинг». На верфи строили традиционные поморские суда: зверобойные шхуны, рыболовные боты, елы, карбасы, шлюпки, катера соломбальцы, доры. Продукция, выпускаемая верфью, являлась прямым продолжением народного традиционного судостроения на Русском Севере.

Мария Березина

Поделиться
121559