На верфи Товарищества поморского судостроения открылась новая выставка

Выставка «Недетские игры на время войны» о строительстве промыслового флота для рыболовецких колхозов во время Великой Отечественной открылась на верфи Товарищества поморского судостроения в Архангельске. Суда строили в основном 14–15-летние дети.

Это первая выставка, которую на верфи подготовили без привлечения сторонних авторов. Она основана на архивах Соломбальской судоверфи. Соломбальская судоверфь в 1942 году перешла на изготовление судов для промыслового лова в прибрежных водах.

– Не только в Архангельске, но и мурманская, и нарьян-марская, и другие судоверфи были обязаны их строить, чтобы пополнять запасы продовольствия. Но соломбальцы лучше всех отреагировали и организовали конвейерный способ строительства ел – малых промысловых парусно-моторных ботов, – рассказал автор выставки Александр Антонов. – В 1943 году ресурсов людских уже не было, все были давно на фронте, поэтому привлекли детей 14–15 лет. Да, эти бригады состояли из детей.

В экспозиции представлены чертежи судов, которые были разработаны на верфи. Ела – деревянное судно длиной около 11 м, нечто среднее между карбасом и мотоботом. Она могла ходить как под парусом, так и под мотором. До войны такие маленькие лодки были особо не нужны, для промысла в море использовали суда большего размера. Но к 1942 году все, что было мало-мальски пригодно, забрали для обороны. Поэтому на верфи пришлось разработать такой вариант промыслового судна.

Лодки были необходимы для увеличения объемов прибрежного лова рыбы в Баренцевом и Белом морях. Верфи в северных городах получали заказ на производство таких судов, но с ним удалось справиться только в Архангельске. Здесь делали полторы елы в день, всего было произведено как минимум несколько десятков. Получилось это благодаря поточному производству.

– Если раньше было так: стоит корабль, одна бригада набежала, что-то поделала, убежала, прибежала вторая, наколотила свое, убежала, прибежала третья, корабль стоит на одном месте. А они организовали поточное производство, что-то типа конвейера, – пояснил соавтор выставки Федор Пильщиков.

Дети на производстве

В основе экспозиции – альбом-отчет о работе верфи в 1943 году. Сейчас бы его называли презентацией. На 20 листах чертежи, графики, диаграммы и описание работ. Все оформлено от руки очень аккуратно. Эти 20 листов распечатали в увеличенном формате, как и фотографии из альбома. На фото корабли, цеха верфи и дети. Не только мальчики, но и девочки, их в бригадах тоже было немало.

Кроме того, на выставке представлены детали конструкции судов, инструменты, которыми их делали, причем посетителям можно самим попробовать, каково было подросткам военных лет.

– Они смогут на себе испытать это все: попробовать доски собрать, поработать с блоками, поднять якорь. Мы поставили верстак того времени, инструмент есть плотницкий, можно попилить деревяшек, просто почувствовать ту нагрузку, которую испытывали эти дети. Сегодняшнему человеку непонятна тяжесть этого труда, – рассказал Александр Антонов.

На стенах – детские рисунки про войну: танчики, самолеты и выстрелы… «Псевдодетские», – поправляет автор, но они так и выглядели. А также игрушки – кораблики, танки, самолеты – из деревяшек и гвоздей.

– Мои родители 1929 года рождения, в 1943 году им было как раз 14 лет. И не только они, а даже мы этими военными самодельными игрушками играли, настолько глубокий след остался в поколениях. У нас игр других не было: танки деревянные, пистолеты, бои за сараями. Мы хотели показать, что это повлияло на это и последующее поколения, на себе, по крайней мере, я это испытал.

Буржуйка, валенки и ситуация в мире

В экспозиции представлены и предметы быта: буржуйка, валенки, лампа и другие предметы военного времени. А также статьи из «Правды Северы» за те годы.

– Чтобы было понятно, что в это время происходило в мире, в стране и в области. Бытовые зарисовки, чем были заняты люди, – добавил Александр Антонов.

Планируется, что выставка будет работать до начала июня. Но возможно, и дольше. Соломбальская судостроительная верфь была основана в Архангельске в 1911 году под названием «Поморский эллинг». На верфи строили традиционные поморские суда: зверобойные шхуны, рыболовные боты, елы, карбасы, шлюпки, катера соломбальцы, доры. Продукция, выпускаемая верфью, являлась прямым продолжением народного традиционного судостроения на Русском Севере.

Мария Березина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 12 мая 2022 г.