25 мая 2014

На свободу — с аттестатом

Преподаватели учебно-консультативного пункта при исправительной колонии № 1 по-доброму называют своих учеников детьми. Хотя возраст большинства из них давно перевалил за отроческий. Некоторым из школьников за тридцать, а одному уже пятьдесят.

За партами 115 учеников

Забор, колючая проволока, учебно-консультативный пункт. Это филиал вечерней сменной общеобразовательной школы Архангельска. Но здешние обитатели называют его просто школой. Казалось бы, немного нелогичная цепочка. Но нет. По закону, если человек попадает за решетку и у него нет полного среднего образования, он обязан получить его здесь.

Школа на территории колонии открылась в 2000 году. На сегодняшний день здесь работает восемь преподавателей с высшим профессиональным образованием. Учеников — 115.

Хотя, по словам заведующей учебно-консультативным пунктом Татьяны Максименковой, на 1 сентября было 152 учащихся. 

— Много осужденных выбыло в областную больницу и следственный изолятор, — объясняет Татьяна Николаевна.

Классы небольшие: в каждом от 9 до 16 человек.

Предметы такие же, как и в обычной общеобразовательной школе. Всего 14. Правда, физкультура только теоретическая.

— Практическую часть заменяет физподготовка, зарядка по утрам. Кроме того, есть спортивные секции, — добавляет Татьяна Максименкова.

Львиная доля учеников уже окончила девять классов на воле. Поэтому открыты в основном 10-й и 11-й.

— Есть группы с трехгодичным обучением. А еще ускоренное двухгодичное. Там учатся сильные ребята. Кроме того, есть осужденные, которые могут обучаться только два года, затем их ждет освобождение. Поэтому открываем новые ускоренные классы. Надо, чтобы человек вышел на свободу с аттестатом, — говорит преподаватель.

Кстати, требования и порядок проведения экзаменов здесь ничем не отличаются от обычных школ.

Татьяна Максименкова. Фото предоставлены пресс-службой УФСИН по Архангельской области

Не знаешь, на что среагирует

Рассказывая о своих учениках, она употребляет слова «дети», «ребенок» и т. д. Хотя эти ребята давно уже выросли из школьной формы.

— Они для нас не осужденные, а в первую очередь ученики, дети, которых надо учить, — говорит преподаватель учебно-консультативного пункта Галина Леонтьева. В школе при колонии она работает третий год. А раньше преподавала в обычной.

— По сути, это такая же школа, как и все. У нас точно такие же учебные программы, к нам точно такие же требования. Просто ученики не совсем обычные. Это единственное отличие, — говорит Галина Васильевна.

По ее словам, работать с осужденными несложно — помогают знания психологии и педагогики. Главное — избегать конфликтных ситуаций.

Однако не стоит забывать, что образовательное учреждение находится при колонии строгого режима. И люди здесь сидят не за кражу картошки в магазине, а за более серьезные преступления.

— Конечно, всякие моменты бывают. В основном сталкиваешься с неустойчивой психикой учеников. Не всегда знаешь, как человек поведет себя в тот или иной момент, на какое слово среагирует, — рассказывает Татьяна Максименкова. Она не только заведующая, но и учитель химии.

Отчасти поэтому в классах ребят немного. Они требуют индивидуального подхода. Постоянной охраны на уроках нет. Это, по мнению преподавателей, будет мешать учебному процессу. Однако в школе имеется постоянный пост охраны. К тому же время от времени сотрудники колонии совершают обходы. На территории ведется постоянное видеонаблюдение.

Три победы

Кстати, здесь, как и в обычной школе, есть прогульщики и отличники. Большая часть взрослых школьников садится за парту, потому что их банально заставляют. Они регулярно отлынивают от уроков, находя миллион отговорок: то зуб болит, то голова.

Другие грызут гранит науки из-за аттестата. А есть и те, кто приходит за знаниями. Таких совсем немного. Один из них — 24-летний Антон из Вельска. В первую колонию он попал в 2012 году. На свободе окончил только девять классов.

— Некогда было в школу ходить, да и неинтересно, — смущенно оправдывается парень. Зато, попав в колонию, он начал усердно учиться.

— Это у нас один из лучших учеников. Он очень ответственный, любознательный, стремится к знаниям, — рассказывает Галина Леонтьева.

По словам Антона, его интересуют все предметы, но особенно история и обществознание. — Много нового открыл для себя, — говорит он.

Преподаватели, видя его тягу к знаниям, предложили поучаствовать в дистанционных олимпиадах. И не прогадали — он трижды одержал победу.

— В марте этого года Антон стал лучшим во всероссийской викторине «Великие битвы в истории», посвященной 70-летию снятия блокады Ленинграда. Там около 700 школьников участвовало со всей России, — с гордостью продолжает Галина Васильевна, показывая диплом. — Это копия. Оригинал у ребенка, — добавляет она.

Понятно, что ученики здесь на особых условиях. И могут участвовать только в заочных олимпиадах. Кстати, принять в них участие довольно просто. Куратор регистрирует школьника на сайте, затем скачивает задания и отдает их ученику. А тот, используя библиотечные фонды, ищет ответы на вопросы.

Освобождается Антон в 2015 году. В ответ на вопрос «Планируешь ли связать свою дальнейшую жизнь с историей?» всерьез задумывается. 

— Даже не знаю. Скорее всего, буду резьбой по дереву заниматься. Я здесь научился, на производстве, — говорит Антон. 

Что ж, жизнь покажет…


 

 

В тему

По сути, учебно-консультативный пункт отличается от полноценной школы только количеством персонала. Там работают только преподаватели, нет юристов, бухгалтерии и т. д. 

При исправительных учреждениях Архангельской области функционирует 19 учебно-консультатив-ных пунктов и две полноценные общеобразовательные школы.


 

На свободу — с аттестатом

За партами 115 учеников

Забор, колючая проволока, учебно-консультативный пункт. Это филиал вечерней сменной общеобразовательной школы Архангельска. Но здешние обитатели называют его просто школой. Казалось бы, немного нелогичная цепочка. Но нет. По закону, если человек попадает за решетку и у него нет полного среднего образования, он обязан получить его здесь.

Школа на территории колонии открылась в 2000 году. На сегодняшний день здесь работает восемь преподавателей с высшим профессиональным образованием. Учеников — 115.

Хотя, по словам заведующей учебно-консультативным пунктом Татьяны Максименковой, на 1 сентября было 152 учащихся. 

— Много осужденных выбыло в областную больницу и следственный изолятор, — объясняет Татьяна Николаевна.

Классы небольшие: в каждом от 9 до 16 человек.

Предметы такие же, как и в обычной общеобразовательной школе. Всего 14. Правда, физкультура только теоретическая.

— Практическую часть заменяет физподготовка, зарядка по утрам. Кроме того, есть спортивные секции, — добавляет Татьяна Максименкова.

Львиная доля учеников уже окончила девять классов на воле. Поэтому открыты в основном 10-й и 11-й.

— Есть группы с трехгодичным обучением. А еще ускоренное двухгодичное. Там учатся сильные ребята. Кроме того, есть осужденные, которые могут обучаться только два года, затем их ждет освобождение. Поэтому открываем новые ускоренные классы. Надо, чтобы человек вышел на свободу с аттестатом, — говорит преподаватель.

Кстати, требования и порядок проведения экзаменов здесь ничем не отличаются от обычных школ.

Татьяна Максименкова. Фото предоставлены пресс-службой УФСИН по Архангельской области

Не знаешь, на что среагирует

Рассказывая о своих учениках, она употребляет слова «дети», «ребенок» и т. д. Хотя эти ребята давно уже выросли из школьной формы.

— Они для нас не осужденные, а в первую очередь ученики, дети, которых надо учить, — говорит преподаватель учебно-консультативного пункта Галина Леонтьева. В школе при колонии она работает третий год. А раньше преподавала в обычной.

— По сути, это такая же школа, как и все. У нас точно такие же учебные программы, к нам точно такие же требования. Просто ученики не совсем обычные. Это единственное отличие, — говорит Галина Васильевна.

По ее словам, работать с осужденными несложно — помогают знания психологии и педагогики. Главное — избегать конфликтных ситуаций.

Однако не стоит забывать, что образовательное учреждение находится при колонии строгого режима. И люди здесь сидят не за кражу картошки в магазине, а за более серьезные преступления.

— Конечно, всякие моменты бывают. В основном сталкиваешься с неустойчивой психикой учеников. Не всегда знаешь, как человек поведет себя в тот или иной момент, на какое слово среагирует, — рассказывает Татьяна Максименкова. Она не только заведующая, но и учитель химии.

Отчасти поэтому в классах ребят немного. Они требуют индивидуального подхода. Постоянной охраны на уроках нет. Это, по мнению преподавателей, будет мешать учебному процессу. Однако в школе имеется постоянный пост охраны. К тому же время от времени сотрудники колонии совершают обходы. На территории ведется постоянное видеонаблюдение.

Три победы

Кстати, здесь, как и в обычной школе, есть прогульщики и отличники. Большая часть взрослых школьников садится за парту, потому что их банально заставляют. Они регулярно отлынивают от уроков, находя миллион отговорок: то зуб болит, то голова.

Другие грызут гранит науки из-за аттестата. А есть и те, кто приходит за знаниями. Таких совсем немного. Один из них — 24-летний Антон из Вельска. В первую колонию он попал в 2012 году. На свободе окончил только девять классов.

— Некогда было в школу ходить, да и неинтересно, — смущенно оправдывается парень. Зато, попав в колонию, он начал усердно учиться.

— Это у нас один из лучших учеников. Он очень ответственный, любознательный, стремится к знаниям, — рассказывает Галина Леонтьева.

По словам Антона, его интересуют все предметы, но особенно история и обществознание. — Много нового открыл для себя, — говорит он.

Преподаватели, видя его тягу к знаниям, предложили поучаствовать в дистанционных олимпиадах. И не прогадали — он трижды одержал победу.

— В марте этого года Антон стал лучшим во всероссийской викторине «Великие битвы в истории», посвященной 70-летию снятия блокады Ленинграда. Там около 700 школьников участвовало со всей России, — с гордостью продолжает Галина Васильевна, показывая диплом. — Это копия. Оригинал у ребенка, — добавляет она.

Понятно, что ученики здесь на особых условиях. И могут участвовать только в заочных олимпиадах. Кстати, принять в них участие довольно просто. Куратор регистрирует школьника на сайте, затем скачивает задания и отдает их ученику. А тот, используя библиотечные фонды, ищет ответы на вопросы.

Освобождается Антон в 2015 году. В ответ на вопрос «Планируешь ли связать свою дальнейшую жизнь с историей?» всерьез задумывается. 

— Даже не знаю. Скорее всего, буду резьбой по дереву заниматься. Я здесь научился, на производстве, — говорит Антон. 

Что ж, жизнь покажет…


 

 

В тему

По сути, учебно-консультативный пункт отличается от полноценной школы только количеством персонала. Там работают только преподаватели, нет юристов, бухгалтерии и т. д. 

При исправительных учреждениях Архангельской области функционирует 19 учебно-консультатив-ных пунктов и две полноценные общеобразовательные школы.


 

Поделиться
2364