На семи ветрах

Продуваемая со всех сторон площадь перед зданием бывшего морского-речного вокзала за сорок лет своего существования «отправила на больничный» не один десяток тысяч горожан. Точной статистики, безусловно, не существует. Однако любой пассажир, простоявший здесь в ожидании автобуса в осенне-зимний период (впрочем, весна и лето в наших краях тоже бывают весьма недружелюбными) более 20 минут, способен подтвердить, что угроза здоровью совершенно реальна.

Парадоксально, но именно в тот момент, когда у городских и областных властей появился вариант решения столь насущной для десятков тысяч архангелогородцев проблемы, вокруг проекта нового транспортно-пересадочного терминала началась ожесточенная дискуссия с переводом в судебную плоскость.

Ситуация во многом осложняется тем, что вместо объективной и полной информации о проекте, его задачах, возможностях и преимуществах, которые он несет городу и горожанам, с помощью средств массовой информации зачастую вбрасываются эмоциональные оценки, основанные на слухах. Давайте попробуем посмотреть на ситуацию с разных сторон и выслушаем мнения различных специалистов и экспертов.

Вокзал для «своих»

На первый взгляд кажется, что ничего нового здесь строить как будто бы и не нужно, ведь есть же уже здание вокзала. Тем более что и здание-то не простое, а известное на всю Россию – правда, благодаря не своим функциям, а всего лишь денежной купюре.

Но если изучить ситуацию чуть лучше, то становится понятно, что простое и логичное на первый взгляд решение перепрофилировать здание МРВ для обслуживания пассажиров городского общественного транспорта неосуществимо, и не только из-за технических сложностей. Причина – позиция собственника сооружения, которому начиная с 2006 года в условиях практически полного отсутствия морских и междугородних речных перевозок стало выгоднее сдавать помещения в аренду под мини-рынок, получая ежемесячно огромную прибыль.

Справедливости ради нужно напомнить, что мэрия Архангельска неоднократно обращалась к владельцам здания с предложениями о его использовании по прямому назначению – для облуживания пассажиров автобусов и речных судов. Однако положительного решения вопроса достигнуть не удалось. И процесс этот сегодня совершенно необратим: после перевода из МРВ в 2012 году Управления порта здание было официально выведено из числа объектов транспортной инфраструктуры…

От «нелегала» до криминала

О проблеме так называемых «нелегальных» перевозчиков (тех, которые перевозят пассажиров без договора с мэрией, только по самым «денежным» маршрутам и только в часы пиковой нагрузки) сегодня слышали практически все. Прорехи в федеральном законодательстве в течение многих лет позволяют таким предпринимателям уходить от административной ответственности и зачастую подвергать неоправданному риску ни в чем не повинных пассажиров.

Однако помимо правовой коллизии в случае с «нелегалами» есть и чисто экономическая составляющая: фактически «воруя» пассажиров у перевозчиков официальных, работающих в полном соответствии с законодательством, они наносят и серьезный материальный ущерб предприятиям, не получающим запланированной выручки. А ведь именно от общего пассажиропотока зависит планирование количества транспортных средств и персонала транспортных компаний. В итоге получается, что одни перевозчики несут ответственность за соблюдение графиков движения автобусов, а другие лишь «снимают сливки»…

Но и это, как оказалось, еще не самое плохое: в погоне за наживой «нелегалы» не останавливаются ни перед чем.
 – Именно с площади перед МРВ мне постоянно звонят водители и информируют о том, что частники практически из-под носа уводят пассажиров, – поделился проблемой предприниматель Александр Аншуков, осуществляющий организацию перевозок на маршрутах между Архангельском и Северодвинском. – Кроме того, на той же площади «нелегалы» паркуются как хотят, совершают опасные маневры, мешают нормальному движению больших автобусов. Тем самым они создают реальную опасность для пешеходов и других участников движения, и никто с этим вот уже многие годы поделать ничего не может.

О проекте – из первых уст

Согласно Концепции транспортно-пересадочного терминала, новый комплекс будет включать в себя два здания. Двухэтажный терминал первой очереди площадью застройки около 860 кв. м состоит из вестибюльных зон с диспетчерской и камерами хранения, зоны ожидания, распределительной зоны с туалетами и кабинетами администрации. В центральном пространстве корпуса предусмотрены два эскалатора. В двухэтажном терминале второй очереди (ориентировочная площадь застройки – 1450 кв. м) помимо вестибюля будет расположена кассовая зона со служебными помещениями, зона ожидания с камерами хранения, зона розничной торговли с туалетами, распределительная зона с кабинетами администрации, комната матери и ребенка. Очень важно, что при реализации проекта предусмотрена доступность зданий для маломобильных групп населения, включая оборудование пандусов и лифтов.

– Принципиально по-новому в этом транспортно-пересадочном комплексе решена и еще одна важная и актуальная проблема: обеспечение условий труда и межрейсового отдыха для целой армии водителей и кондукторов, – подчеркнул представитель застройщика – исполнительный директор Группы компаний АПАП-1 Владимир Владыкин (на снимке). – В сложившейся ситуации сотрудники автопредприятий испытывают значительные сложности, поскольку МРВ в последние годы превратился в «крытый рынок» и ни о какой солидарности между транспортниками речи идти уже не может. Специальные помещения для отдыха и приема пищи персонала, не говоря уже об элементарных и комфортных туалетах, в конечном итоге повлияют и на общий уровень обслуживания пассажиров, и на безопасность движения в целом.

Доказано наукой

Естественно, что столь значимый для областного центра инфраструктурный проект должен был пройти (и – что очень важно – прошел) все необходимые этапы согласования в контролирующих и надзорных государственных органах.

– Вопрос тщательно прорабатывается с 2007 года. В течение нескольких лет велись исследования. Изучались плотность и графики движения общественного и индивидуального транспорта в зависимости от времени суток и сезона. Также учитывалась необходимость отделения маршрутов пригородного сообщения от городских, исключения из транспортного потока нелегальных перевозчиков, а также соблюдения всех современных требований к терминалам ожидания пассажиров, – отметил директор департамента градостроительства мэрии Архангельска Ян Кудряшов. – Результат однозначен: новый транспортно-пересадочный комплекс будет способен решить не только все эти текущие задачи, но и справиться с перспективой увеличения пассажиропотока на междугородных и внутригородских маршрутах.

Провела собственную экспертизу и Независимая специализированная экспертная организация «Научно-исследовательская лаборатория строительной экспертизы Баренц-региона». Как подчеркнул научный руководитель лаборатории, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный деятель науки России профессор Юрий Александрович Варфоломеев, для экспертизы застройщик представил документацию в полном объеме. Заключения государственных надзорных органов по данному проекту не содержат замечаний, которые могли бы послужить основанием для отклонения проекта от реализации.

Кстати, в ходе исследований были получены и весьма любопытные данные о тех самых «нелегалах», о которых мы упоминали чуть раньше. Как оказалось, практически половина из 300 транспортных средств, ежедневно проезжающих мимо и останавливающихся на площади перед зданием МРВ, и есть те самые «нелегальные перевозчики». Вполне возможно, что одна из причин активного противодействия проекту нового транспортно-пересадочного терминала кроется именно здесь, ведь въезд к нему «нелегалам» будет закрыт.

Совершенно очевидно, что новый транспортно-пересадочный терминал поможет кардинальным образом изменить ситуацию с организацией общественного транспорта в столице Поморья. Удобная стыковка городских, пригородных и междугородных маршрутов, объединенных единой диспетчерской системой управления, создаст для жителей и гостей города очевидные преимущества и будет способствовать сознательному выбору в пользу общественного транспорта, что особенно важно при движении через центр города. Следовательно, и пробок будет меньше, и общая скорость передвижения возрастет.

Но самое главное – в прошлое навсегда уйдут воспоминания о холодных и пронизывающих ветрах, которыми «славилась» нынешняя остановка «МРВ».

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 4 сентября 2014 г.