На Лофотенах намерены установить памятник советским женщинам-заключенным

памятник советским женщинам

Фильм Тамары Сушко «Не рабы рыбы» на прошедшем в Архангельске кинофестивале Arctic оpen получил специальный диплом. «За открытие истории одной семьи, которая оказалась общей для тысяч и тысяч людей и за возвращение памяти» — так звучит мотивировка решения жюри.

Мне довелось посмотреть эту картину во время фестиваля. Высокая оценка жюри неслучайна – фильм не только поднимает важную общественно значимую проблему судеб ста тысяч советских военнопленных в Норвегии, но и предлагает всем заинтересованным принять участие в увековечивании их памяти.

Во время дипломной работы над другим фильмом, призналась во время разговора на премьере Тамара, она совершенно случайно открыла для себя эту историю. Просто в местной газете увидела фотографию с советскими военнопленными. Женщину с грудным ребенком. Как он мог там оказаться? С этого все и началось.

Выяснилось, что в северной Норвегии гитлеровцы широко использовали труд советских военнопленных и гражданских лиц. Их завозили для различных работ, в том числе на гигантскую фабрику по производству рыбного филе в Будё, которое отправляли на фронт. Свыше ста тысяч граждан СССР принудительно трудились в Норвегии, были среди них и девушки. Несмотря на суровый, наполненный рабским трудом лагерный режим, 139 детей родились в годы войны у советских заключенных. Одним из них оказался Юрий Сальников. Его судьба, возможно, оказалась самой счастливой – родителям, Галине и Федору, все-таки удалось соединиться во Владивостоке и создать семью. Остальные, о чем и повествует фильм Тамары Сушко, были не столь счастливы – после возвращения на родную землю с бывшими норвежскими пленными в фильтрационном лагере в Выборге особо не церемонились.

Кого-то отпускали на все четыре стороны, кого-то отправляли в лагеря, а многих захваченных в плен военнослужащих переправили служить на Дальний Восток — участвовать в военной кампании против Японии. Так разрушались человеческие связи, редко кому удавалось сберечь возникшие чувства. Да и отношение к бывшим немецким узникам в СССР в первые послевоенные годы теплым не было – их называли кого «немцы», кого «норвежцы».

В итоге люди, чья вина была лишь в том, что они очутились в историческом переплете, страдали – прямо как треска, которая попала на разделку в крутящийся барабан на фабрике в Будё. Кадр с барабаном, наполненным мороженой рыбой, проходит через весь фильм, символизируя бесчеловечный характер войны. История отношений родителей Юрия – луч света в этом темном царстве.

Юрий Федорович сохранил родителей, но все на этом свете имеет свою цену. Настоящее место рождения они от сына скрыли. Лишь после их смерти, разбирая старые фотоснимки и немногие  вещи, он смог узнать, где родился. Благодаря случайному знакомству с норвежскими историками, раскопавшими эту историю, смог побывать в Будё, там, где трудились, жили и встретились его родители. Будучи скульптором, Юрий Сальников решил увековечить память о советских узниках войны в Норвегии – все-таки их находилось там более ста тысяч человек. После поездки в Будё он предложил установить на этом месте памятник «Женщина на холодном ветру».

Юрий сделал это, так как память о 100 тысячах советских пленных в Норвегии в свое время, подобно замороженной рыбе, попала в барабан принудительной амнезии. В 1951 году в Норвегии прошла тайная операция «Асфальт» (норв. Operasjon Asfalt) по переносу останков советских солдат и военнопленных из разрозненных захоронений на воинское кладбище на острове Хьётта. Такое название операция получила, так как эксгумированные останки перевозились в мешках, пропитанных гудроном.

К тому времени уже вовсю полыхала «холодная война», власти Норвегии опасались, что разбросанные по всей стране захоронения могут послужить прикрытием для ведения шпионской деятельности советскими консульскими работниками. Все захоронения советских граждан должны были перенести на Хьётту на одно общее кладбище. Впоследствии это решение объясняли иначе — тем, что захоронения разбросаны по всей Норвегии, порой в малодоступных для посещения местах. Однако повышенная секретность, перенос праха погибших и умерших на войне без согласия родственников, безусловно, противоречили элементарным правовым да и моральным нормам, что вызвало возмущение в обществе.

Но и сегодня норвежцы не имеют единого мнения по поводу того, как им следует хранить память о советских узниках войны. Мэрия Будё в течение долгих десяти лет затягивала вопрос о выделении средств и места для памятника, а потом после критической статьи в одной из газет вовсе отказалась поддержать проект.

Однако другая норвежская коммуна — Vågan — решила в нем поучаствовать. Памятник решили установить в живописном месте на Лофотенских островах. А фигура женщины устремлена к Будё, где ее до изнеможения заставляли разбирать мороженую рыбу, а потом отчего-то пытались лишить права быть не забытой.

Директор Лофотенского военного музея Вильям Хаквааг, один из тех, кто пробивал проект, считает, что памятник реально поставить к 75-летию окончания войны и освобождения Норвегии.

— Мы нашли возможность красивого места в Свинойе, напротив Боде, с видом на океан и в хорошей видимости для кораблей, плывущих в Свольвер. Советские женщины-заключенные были там в 1944-1945 годах. Знаменитый «Хуртигрутен» — прибрежный пароход, который проходит  здесь два раза в день: один раз с севера, другой — с юга.

Скульптуру готов отлить мастер-литейщик Иван Дубровин из  Академии монументального искусства в  Екатеринбурге и внести свой личный вклад в установку памятника на месте в Норвегии.

Согласно финансовым правилам 70% стоимости проекта покрываются норвежской стороной, а оставшиеся 30% должны быть собственные средства. Необходимо около миллиона рублей, сбор денег на памятник «Женщина на ветру» для Юрия Сальникова ведется на краудфандинговой платформе «Планета» — planeta.ru/campaigns/120520.

Если памятник установят, то велики будут шансы, что история родителей Юрия Сальникова, открытая усилиями неравнодушных норвежцев и россиян, сохранится в памяти. Этот монумент станет не только еще одной достопримечательностью прекрасных Лофотен. Он увековечит память советских военнопленных, а также конвертирует наконец в вечность боль, страдания и великую силу поколений самых разных народов, которым выпадало жить и рождаться в годы военных лихолетий, с тем, чтобы избавить людей от этой беды навсегда.

Григорий Дитятев
Фото: Тамара Сушко

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 15 января 2020 г.