25 июня 2014

На берегу Белого моря

Фестиваль на берегу Терского берега — одно из самых ярких событий в Кольском Заполярье. Проводится уже в седьмой раз. Сейгод его посетили более 500 человек из самых разных регионов: Архангельска, Карелии, Великого Новгорода. Архангельское министерство культуры снарядило делегацию.

Венок в воду

Время и место встречи гостей и хозяев неизменно уже многие годы. Цветет черемуха, шумит вода, яркие колонны участников фестиваля с песнями идут к мосту через речку Умба. Гостям на Терском берегу всегда рады. Встретили их на мосту не хлебом—солью, а совсем другими поморскими угощениями — рыбником и кувшином кваса, а еще травяными венками на голову каждому участнику. 

— Мне посчастливилось бросить венок в красивую реку Умба с пожеланиями благополучных свершений, — рассказала о начале фестиваля мастерица традиционных северных кукол учитель технологии 3-й школы Новодвинска Татьяна Прохновская.

После встречи на мосту гости отправились в сам поселок, где уже шумел праздник. Песенные коллективы один за другим сменялись на центральной площади. А рядом раскинулся город мастеров: поделки из глины, дерева, резьба по кости, вязание и вышивка — все разнообразие поморских ремесел.

Песенный круг

Три дня длился фестиваль. Разные песни звучали на берегу Белого моря: и грустные, печальные, что поморские женщины пели длинными полярными ночами, ожидая, когда вернутся с моря мужья^; и веселые — праздничные, свадебные. На фестивале, как и в жизни, всему есть место. 

«Песенный круг» — одна из уникальных особенностей праздника этого года. Самодеятельные коллективы по очереди выходили на праздничную сцену и исполняли свои музыкальные визитные карточки. Другие участники в это время пускались в пляс, если звучала весёлая песня, или водили плавный хоровод под грустную.

— Самое удивительное заключается в том, что, даже когда мы стояли в торговых рядах, под эти песни ноги сами шли в пляс, — вспоминает Татьяна Прохновская.

Открытые лица

На фестиваль в Умбу ездили пять новодвинцев. Каждый вез туда свои изделия, частичку своего повседневного труда. Мы встретились с некоторыми из них сразу после возвращения. Что удивительно — все солидарны в том, что в Кандалакше живут замечательные и открытые люди.

— Нам действительно очень повезло с людьми. Простые прохожие, которые встречались на пути, проводили нам экскурсии по городу. Рассказывать начинал один человек, а заканчивал экскурсию другой, — рассказала педагог Дома детского творчества Марина Сухих. — Местное население было очень радо общению. Ведь мы не просто стояли в своих торговых рядах. Каждый местный житель — носитель истории и традиций. Мы же каждого расспросим, постараемся узнать что-нибудь интересное.

— Домой свои изделия не привез, — добавил новодвинский гончар Михаил Третьяков. — Местный музей взял в дар несколько моих работ в свои фонды для дальнейшего экспонирования.

Древняя земля

Терский берег — особое место, в этом мнении сошлись все участники фестиваля.

— Древняя земля. Там воздух пропитан тысячелетней историей. Ведь там жили первобытные люди и даже мамонты, — пояснил Михаил. — Да к тому же край рыбный, а сами местные жители любят белорыбицу.

Кандалакша со всех сторон окружена возвышенностями, гигантскими валунами. Известны и места стоянок первобытных людей. В нескольких километрах от города есть поморские лабиринты.

— Я — коренная поморка, из родительского дома Белое море в окошко видно, и до него можно рукой дотянуться. Но там совершенно иное море, другой и берег, — поделилась своими впечатлениями Марина Сухих. — Чувствовалось, что там больше пространства и воздуха. 

Плакушка, Радостия, Благополучница

Вместе с фольклорным фестивалем на берегу Умбы развернулась и выставка-ярмарка изделий ручной работы «Город мастеров». Более четырех десятков умельцев приехали со своими поделками. Игрушки в технике сухого валяния из шерсти, саамские и поморские куклы, пряники-козули, обереги и одежда. 

Ходить по торговым рядам можно было бесконечно. Тем более что все мастера охотно рассказывали про свои работы и поделки, с некоторыми из них тесно переплетались национальные легенды и сказания.

Татьяна Прохновская много лет создает куклы. Да не абы какие, а традиционные поморские. Вот и на фестиваль в Умбу она привезла именно таких «поморочек».

Безликая кукла «Закрутка» — плотная скрутка из ткани-основы, которая потом оформляется в виде нарядного сарафана, головного убора. Эта кукла была оберегом и создавалась безликой. 

Считалось, что если ей нарисовать лицо, то в куклу мог вселиться дух. И неизвестно, какой это будет поселенец: добрый или злой. Да к тому же кукла была полноправным членом семьи, и если ей нарисовать рот, то ее пришлось бы кормить. А поморские семьи и так были большими, чтобы принять еще одного едока, пусть даже и кукольного. 

«Закрутка» была воспитательницей девочек. Маленькие поморки на этой кукле постигали все обрядовые правила, семейные обычаи. На куклу примеряли костюмы, учились шить с малолетства. Вырастая, девочки шили себе новых кукол, в новых нарядах. Так что у поморских девочек и девушек всегда была своя родная подружка-доченька.

«Плакушка — девичья подружка» — это одна из маленьких куколок, которая тоже росла вместе с девочкой. По размеру она могла быть разной, важно, чтобы кукла умещалась на ладошку ребенка. Куколка, маленькая и очень красивая, аккуратная, была подружкой ребенка. Ведь в прежние века не принято было жаловаться на обидчика. «Плакушка» «слушала» слезы ребенка, чтобы в душе последнего не копились обиды.

«Радостия» — настоящая поморская женщина, красивая, рельефная. И чем объемнее фигура куклы, тем больше радости должно быть у ее хозяйки. Ручки у той куклы всегда направлены вверх, в обращении к небу и солнцу. Кукла была оберегом и дарилась на именины и иные праздники. 

«Благополучница» интересна тем, что внутри нее зашивалась монетка, которая, как считалось, должна была приносить благополучие в дом. Чаще всего такую куклу дарили на Новый год.

Нас заметили и пригласили

Для новодвинцев фестиваль оказался творчески успешным: и себя показали, и на других мастеров посмотрели. 

— Появились интересные контакты с творческими людьми из других городов и регионов, которые вполне могут вылиться в интересные проекты, — пояснила Татьяна Прохновская. — Нас заметили и пригласили участвовать и в других встречах. Изделия наших мастеров оказались востребованы, они интересны людям.

— Повстречали людей, которые много времени и сил направляют на сохранение и преумножение традиционной народной культуры. Мастера, приезжая на ярмарки, выставляют не просто изделия, они несут свою интерпретацию народной культуры, жизни людей прошлых столетий, — считает Марина Сухих. — К тому же в Кандалакше два замечательных музея, в которых собрано много информации о поморском быте, традициях, народе, костюмах. Фестиваль собрал мастеров из нескольких областей, и в целом сложилась пестрая разнообразная палитра изделий и техник их изготовления.

— Я сделал в своем творчестве упор на свистульки и дудочки. Этого в нашем крае никто не делает. Так что занял нишу и совершенствуюсь в ней. А на фестивале познакомился с мастером гончарного дела из Вологды и получил приглашение к нему на мастер-класс. Скоро поеду учиться изготовлению традиционной народной глиняной посуды, — поведал о планах Михаил Третьяков. — А вот в середине июля отправлюсь на фестиваль «Тайбола» в качестве приглашенного гончара. 

От себя добавим, что в эти дни в норвежском Тромсё в рамках международное проекта «Ремесло без границ» новодвинка Галина Челпанова рассказывает о народных традициях орнаментального вязания. Она представит мастер-класс, на котором расскажет о лешуконских, мезенских и пинежских особенностях вязания.

 

На берегу  Белого моря

Венок в воду

Время и место встречи гостей и хозяев неизменно уже многие годы. Цветет черемуха, шумит вода, яркие колонны участников фестиваля с песнями идут к мосту через речку Умба. Гостям на Терском берегу всегда рады. Встретили их на мосту не хлебом—солью, а совсем другими поморскими угощениями — рыбником и кувшином кваса, а еще травяными венками на голову каждому участнику. 

— Мне посчастливилось бросить венок в красивую реку Умба с пожеланиями благополучных свершений, — рассказала о начале фестиваля мастерица традиционных северных кукол учитель технологии 3-й школы Новодвинска Татьяна Прохновская.

После встречи на мосту гости отправились в сам поселок, где уже шумел праздник. Песенные коллективы один за другим сменялись на центральной площади. А рядом раскинулся город мастеров: поделки из глины, дерева, резьба по кости, вязание и вышивка — все разнообразие поморских ремесел.

Песенный круг

Три дня длился фестиваль. Разные песни звучали на берегу Белого моря: и грустные, печальные, что поморские женщины пели длинными полярными ночами, ожидая, когда вернутся с моря мужья^; и веселые — праздничные, свадебные. На фестивале, как и в жизни, всему есть место. 

«Песенный круг» — одна из уникальных особенностей праздника этого года. Самодеятельные коллективы по очереди выходили на праздничную сцену и исполняли свои музыкальные визитные карточки. Другие участники в это время пускались в пляс, если звучала весёлая песня, или водили плавный хоровод под грустную.

— Самое удивительное заключается в том, что, даже когда мы стояли в торговых рядах, под эти песни ноги сами шли в пляс, — вспоминает Татьяна Прохновская.

Открытые лица

На фестиваль в Умбу ездили пять новодвинцев. Каждый вез туда свои изделия, частичку своего повседневного труда. Мы встретились с некоторыми из них сразу после возвращения. Что удивительно — все солидарны в том, что в Кандалакше живут замечательные и открытые люди.

— Нам действительно очень повезло с людьми. Простые прохожие, которые встречались на пути, проводили нам экскурсии по городу. Рассказывать начинал один человек, а заканчивал экскурсию другой, — рассказала педагог Дома детского творчества Марина Сухих. — Местное население было очень радо общению. Ведь мы не просто стояли в своих торговых рядах. Каждый местный житель — носитель истории и традиций. Мы же каждого расспросим, постараемся узнать что-нибудь интересное.

— Домой свои изделия не привез, — добавил новодвинский гончар Михаил Третьяков. — Местный музей взял в дар несколько моих работ в свои фонды для дальнейшего экспонирования.

Древняя земля

Терский берег — особое место, в этом мнении сошлись все участники фестиваля.

— Древняя земля. Там воздух пропитан тысячелетней историей. Ведь там жили первобытные люди и даже мамонты, — пояснил Михаил. — Да к тому же край рыбный, а сами местные жители любят белорыбицу.

Кандалакша со всех сторон окружена возвышенностями, гигантскими валунами. Известны и места стоянок первобытных людей. В нескольких километрах от города есть поморские лабиринты.

— Я — коренная поморка, из родительского дома Белое море в окошко видно, и до него можно рукой дотянуться. Но там совершенно иное море, другой и берег, — поделилась своими впечатлениями Марина Сухих. — Чувствовалось, что там больше пространства и воздуха. 

Плакушка, Радостия, Благополучница

Вместе с фольклорным фестивалем на берегу Умбы развернулась и выставка-ярмарка изделий ручной работы «Город мастеров». Более четырех десятков умельцев приехали со своими поделками. Игрушки в технике сухого валяния из шерсти, саамские и поморские куклы, пряники-козули, обереги и одежда. 

Ходить по торговым рядам можно было бесконечно. Тем более что все мастера охотно рассказывали про свои работы и поделки, с некоторыми из них тесно переплетались национальные легенды и сказания.

Татьяна Прохновская много лет создает куклы. Да не абы какие, а традиционные поморские. Вот и на фестиваль в Умбу она привезла именно таких «поморочек».

Безликая кукла «Закрутка» — плотная скрутка из ткани-основы, которая потом оформляется в виде нарядного сарафана, головного убора. Эта кукла была оберегом и создавалась безликой. 

Считалось, что если ей нарисовать лицо, то в куклу мог вселиться дух. И неизвестно, какой это будет поселенец: добрый или злой. Да к тому же кукла была полноправным членом семьи, и если ей нарисовать рот, то ее пришлось бы кормить. А поморские семьи и так были большими, чтобы принять еще одного едока, пусть даже и кукольного. 

«Закрутка» была воспитательницей девочек. Маленькие поморки на этой кукле постигали все обрядовые правила, семейные обычаи. На куклу примеряли костюмы, учились шить с малолетства. Вырастая, девочки шили себе новых кукол, в новых нарядах. Так что у поморских девочек и девушек всегда была своя родная подружка-доченька.

«Плакушка — девичья подружка» — это одна из маленьких куколок, которая тоже росла вместе с девочкой. По размеру она могла быть разной, важно, чтобы кукла умещалась на ладошку ребенка. Куколка, маленькая и очень красивая, аккуратная, была подружкой ребенка. Ведь в прежние века не принято было жаловаться на обидчика. «Плакушка» «слушала» слезы ребенка, чтобы в душе последнего не копились обиды.

«Радостия» — настоящая поморская женщина, красивая, рельефная. И чем объемнее фигура куклы, тем больше радости должно быть у ее хозяйки. Ручки у той куклы всегда направлены вверх, в обращении к небу и солнцу. Кукла была оберегом и дарилась на именины и иные праздники. 

«Благополучница» интересна тем, что внутри нее зашивалась монетка, которая, как считалось, должна была приносить благополучие в дом. Чаще всего такую куклу дарили на Новый год.

Нас заметили и пригласили

Для новодвинцев фестиваль оказался творчески успешным: и себя показали, и на других мастеров посмотрели. 

— Появились интересные контакты с творческими людьми из других городов и регионов, которые вполне могут вылиться в интересные проекты, — пояснила Татьяна Прохновская. — Нас заметили и пригласили участвовать и в других встречах. Изделия наших мастеров оказались востребованы, они интересны людям.

— Повстречали людей, которые много времени и сил направляют на сохранение и преумножение традиционной народной культуры. Мастера, приезжая на ярмарки, выставляют не просто изделия, они несут свою интерпретацию народной культуры, жизни людей прошлых столетий, — считает Марина Сухих. — К тому же в Кандалакше два замечательных музея, в которых собрано много информации о поморском быте, традициях, народе, костюмах. Фестиваль собрал мастеров из нескольких областей, и в целом сложилась пестрая разнообразная палитра изделий и техник их изготовления.

— Я сделал в своем творчестве упор на свистульки и дудочки. Этого в нашем крае никто не делает. Так что занял нишу и совершенствуюсь в ней. А на фестивале познакомился с мастером гончарного дела из Вологды и получил приглашение к нему на мастер-класс. Скоро поеду учиться изготовлению традиционной народной глиняной посуды, — поведал о планах Михаил Третьяков. — А вот в середине июля отправлюсь на фестиваль «Тайбола» в качестве приглашенного гончара. 

От себя добавим, что в эти дни в норвежском Тромсё в рамках международное проекта «Ремесло без границ» новодвинка Галина Челпанова рассказывает о народных традициях орнаментального вязания. Она представит мастер-класс, на котором расскажет о лешуконских, мезенских и пинежских особенностях вязания.

 

Поделиться
2887