На берегу Белого моря
Международный фольклорный фестиваль на берегу Терского берега — одно из самых ярких событий Кольского Заполярья. Проводится уже седьмой раз. Сейгод его посетили более 500 человек из самых разных регионов — из Архангельска, Карелии, Великого Новгорода. Архангельское министерство культуры снарядило делегацию.
Венок в воду
Время и место встречи гостей и хозяев неизменно уже многие годы. Цветет черемуха, шумит вода, яркие колонны участников фестиваля с песнями идут к мосту через речку Умба. Гостям на Терском берегу всегда рады. Встретили их на мосту не хлебом-солью, а совсем другими поморскими угощениями — рыбником и кувшином кваса, а еще травяными венками на голову каждому участнику.
— Мне посчастливилось бросить венок в красивую реку Умба с пожеланиями благополучных свершений, — рассказывает о начале фестиваля мастер традиционных северных кукол учитель технологии 3-й школы Новодвинска Татьяна Прохновская.
После встречи на мосту гости отправились в поселок, где уже шумел праздник. Песенные коллективы сменяли один другого на центральной площади. А рядом раскинулся город мастеров. Поделки из глины, дерева, резьба по кости, вязание и вышивка — все разнообразие поморских ремесел.
Песенный круг
Песенный фестиваль длился три дня. Разные песни звучали на берегу Белого моря: грустные, печальные, что поморские женщины пели длинными полярными ночами, ожидая, когда вернутся с моря мужья, и веселые — праздничные, свадебные. На фестивале, как и в жизни, всему есть место.
«Песенный круг» — одна
из уникальных особенностей праздника в этом году. Самодеятельные коллективы по очереди выходили на сцену и предъявляли свои музыкальные визитные карточки. А другие в это время пускались в пляс, если звучала веселая песня, или водили плавный хоровод под грустную.
— Самое удивительное заключается том, что, даже когда мы стояли в торговых рядах, под эти песни ноги сами шли в пляс, — вспоминает Татьяна Прохновская.
Открытые лица
На фестиваль в Умбу ездили пять новодвинцев. Каждый вез туда свои изделия, частичку своего повседневного труда. Мы встретились с некоторыми из них сразу после возвращения. Что удивительно — все солидарны в том, что в Кандалакше живет замечательный открытый народ.
— Нам действительно очень повезло с людьми. Простые прохожие, которые встречались нам на пути, проводили экскурсии по городу. Рассказывать начинал один человек, а заканчивал экскурсию другой, — делится впечатлениями педагог Дома детского творчества Марина Сухих. — Местное население было очень радо общению. Мы же не просто стояли в своих торговых рядах. Ведь каждый местный житель — носитель истории и традиций. И мы каждого расспросим, постараемся узнать что-нибудь интересное.
— Домой свои изделия не привез — доволен новодвинский гончар Михаил Третьяков. — Местный музей взял несколько моих работ в свои фонды для дальнейшего экспонирования. В дар.
Древняя земля
Терский берег — особое место — в этом мнении сошлись все участники фестиваля.
— Древняя земля. Сам воздух пропитан тысячелетней историей. Ведь там жили первобытные люди, и даже мамонты водились, — поясняет Михаил. — Да к тому же край рыбный, а сами местные жители любят белорыбицу.
Кандалакша со всех сторон окружена возвышенностями, гигантскими валунами. Известны и места стоянок первобытных людей. В нескольких километрах от города есть поморские лабиринты.
— Я коренная поморка, из родительского дома Белое море в окошко видно, и до него можно рукой дотянуться. Но там море совершенно иное, другой и берег, — говорит Марина Сухих. — Чувствовалось, что там больше пространства и воздуха.
Плакушка, Радостия, Благополучница
Вместе с фольклорным фестивалем на берегу Умбы развернулась и выставка-ярмарка изделий ручной работы «Город мастеров». Более четырех десятков умельцев приехали со своими поделками. Игрушки в технике сухого валяния из шерсти, саамские и поморские куклы, пряники-козули, обереги и одежда.
Ходить по торговым рядам можно было бесконечно. Тем более что все мастера охотно рассказывали про свои работы и поделки, с некоторыми из них тесно переплетались национальные легенды и сказания.
Татьяна Прохновская много лет создает куклы. Да не абы какие, а традиционные поморские. Вот и на фестиваль в Умбу она привезла именно таких «поморочек».
Безликая кукла-закрутка — плотная скрутка из ткани-основы, которая потом оформляется в виде нарядного сарафана, головного убора. Эта кукла считалась оберегом и создавалась безликой.
Верили, что если ей нарисовать лицо, то в куклу мог вселиться дух. И неизвестно, какой это будет поселенец: добрый или злой. Да к тому же кукла была полноправным членом семьи, и если ей нарисовать рот, то ее пришлось бы кормить. А поморские семьи и так были большими, чтобы принять еще одного едока, пусть даже и кукольного. Вырастая, девочки шили себе новых кукол, в новых нарядах. Так что у поморских девочек и девушек всегда была своя родная подружка-доченька.
«Плакушка — девичья подружка» — маленькая куколка, которая тоже росла вместе с девочкой. По размеру она могла быть разной, важно, чтобы кукла помещалась на ладошке ребенка. В прежние века не принято было жаловаться на обидчика. Плакушка «слушала» слезы ребенка, чтобы в душе не копились обиды.
Радостия — настоящая поморская женщина, красивая, рельефная. И чем объемнее фигура куклы, тем больше радости должно быть у ее хозяйки. Ручки у той куклы всегда направлены вверх, в обращении к небу и солнцу. Куклу-оберег дарили на именины и иные праздники.
А внутри Благополучницы зашивалась монетка, которая, как считалось, должна была приносить благополучие в дом. Чаще всего такую куклу дарили на Новый год.
Нас заметили и пригласили
Для новодвинцев фестиваль оказался творчески успешным: и себя показали, и на других мастеров посмотрели.
— Появились интересные контакты с творческими людьми из других городов и регионов, которые вполне могут вылиться в интересные проекты, — продолжает рассказ Татьяна Прохновская. — Нас заметили и пригласили поучаствовать и в других встречах. Изделия наших мастеров оказались востребованны, они интересны людям.
— Повстречали людей, которые много времени и сил направляют на сохранение и преумножение народной традиционной культуры, — добавляет Марина Сухих. — К тому же в Кандалакше два замечательных музея, в которых собрано много информации о поморском быте, традициях, народе, костюмах.
— Я сделал в своем творчестве упор на свистульки и дудочки. В нашем крае их никто не лепит. Так что занял эту нишу и совершенствуюсь. А на фестивале познакомился с мастером гончарного дела из Вологды и получил приглашение к нему на мастер-класс. Скоро поеду учиться изготовлению традиционной народной глиняной посуды, — поведал о планах Михаил Третьяков. — А в середине июля отправлюсь на фестиваль «Тайбола» в качестве приглашенного гончара.
В эти дни в норвежском Тромсё в рамках международное проекта «Ремесло без границ» новодвинка Галина Челпанова рассказывает о народных традициях орнаментального вязания. Она дает мастер-класс, на котором поделится лешуконскими, мезенскими и пинежскими особенностями вязания.
Венок в воду
Время и место встречи гостей и хозяев неизменно уже многие годы. Цветет черемуха, шумит вода, яркие колонны участников фестиваля с песнями идут к мосту через речку Умба. Гостям на Терском берегу всегда рады. Встретили их на мосту не хлебом-солью, а совсем другими поморскими угощениями — рыбником и кувшином кваса, а еще травяными венками на голову каждому участнику.
— Мне посчастливилось бросить венок в красивую реку Умба с пожеланиями благополучных свершений, — рассказывает о начале фестиваля мастер традиционных северных кукол учитель технологии 3-й школы Новодвинска Татьяна Прохновская.
После встречи на мосту гости отправились в поселок, где уже шумел праздник. Песенные коллективы сменяли один другого на центральной площади. А рядом раскинулся город мастеров. Поделки из глины, дерева, резьба по кости, вязание и вышивка — все разнообразие поморских ремесел.
Песенный круг
Песенный фестиваль длился три дня. Разные песни звучали на берегу Белого моря: грустные, печальные, что поморские женщины пели длинными полярными ночами, ожидая, когда вернутся с моря мужья, и веселые — праздничные, свадебные. На фестивале, как и в жизни, всему есть место.
«Песенный круг» — одна
из уникальных особенностей праздника в этом году. Самодеятельные коллективы по очереди выходили на сцену и предъявляли свои музыкальные визитные карточки. А другие в это время пускались в пляс, если звучала веселая песня, или водили плавный хоровод под грустную.
— Самое удивительное заключается том, что, даже когда мы стояли в торговых рядах, под эти песни ноги сами шли в пляс, — вспоминает Татьяна Прохновская.
Открытые лица
На фестиваль в Умбу ездили пять новодвинцев. Каждый вез туда свои изделия, частичку своего повседневного труда. Мы встретились с некоторыми из них сразу после возвращения. Что удивительно — все солидарны в том, что в Кандалакше живет замечательный открытый народ.
— Нам действительно очень повезло с людьми. Простые прохожие, которые встречались нам на пути, проводили экскурсии по городу. Рассказывать начинал один человек, а заканчивал экскурсию другой, — делится впечатлениями педагог Дома детского творчества Марина Сухих. — Местное население было очень радо общению. Мы же не просто стояли в своих торговых рядах. Ведь каждый местный житель — носитель истории и традиций. И мы каждого расспросим, постараемся узнать что-нибудь интересное.
— Домой свои изделия не привез — доволен новодвинский гончар Михаил Третьяков. — Местный музей взял несколько моих работ в свои фонды для дальнейшего экспонирования. В дар.
Древняя земля
Терский берег — особое место — в этом мнении сошлись все участники фестиваля.
— Древняя земля. Сам воздух пропитан тысячелетней историей. Ведь там жили первобытные люди, и даже мамонты водились, — поясняет Михаил. — Да к тому же край рыбный, а сами местные жители любят белорыбицу.
Кандалакша со всех сторон окружена возвышенностями, гигантскими валунами. Известны и места стоянок первобытных людей. В нескольких километрах от города есть поморские лабиринты.
— Я коренная поморка, из родительского дома Белое море в окошко видно, и до него можно рукой дотянуться. Но там море совершенно иное, другой и берег, — говорит Марина Сухих. — Чувствовалось, что там больше пространства и воздуха.
Плакушка, Радостия, Благополучница
Вместе с фольклорным фестивалем на берегу Умбы развернулась и выставка-ярмарка изделий ручной работы «Город мастеров». Более четырех десятков умельцев приехали со своими поделками. Игрушки в технике сухого валяния из шерсти, саамские и поморские куклы, пряники-козули, обереги и одежда.
Ходить по торговым рядам можно было бесконечно. Тем более что все мастера охотно рассказывали про свои работы и поделки, с некоторыми из них тесно переплетались национальные легенды и сказания.
Татьяна Прохновская много лет создает куклы. Да не абы какие, а традиционные поморские. Вот и на фестиваль в Умбу она привезла именно таких «поморочек».
Безликая кукла-закрутка — плотная скрутка из ткани-основы, которая потом оформляется в виде нарядного сарафана, головного убора. Эта кукла считалась оберегом и создавалась безликой.
Верили, что если ей нарисовать лицо, то в куклу мог вселиться дух. И неизвестно, какой это будет поселенец: добрый или злой. Да к тому же кукла была полноправным членом семьи, и если ей нарисовать рот, то ее пришлось бы кормить. А поморские семьи и так были большими, чтобы принять еще одного едока, пусть даже и кукольного. Вырастая, девочки шили себе новых кукол, в новых нарядах. Так что у поморских девочек и девушек всегда была своя родная подружка-доченька.
«Плакушка — девичья подружка» — маленькая куколка, которая тоже росла вместе с девочкой. По размеру она могла быть разной, важно, чтобы кукла помещалась на ладошке ребенка. В прежние века не принято было жаловаться на обидчика. Плакушка «слушала» слезы ребенка, чтобы в душе не копились обиды.
Радостия — настоящая поморская женщина, красивая, рельефная. И чем объемнее фигура куклы, тем больше радости должно быть у ее хозяйки. Ручки у той куклы всегда направлены вверх, в обращении к небу и солнцу. Куклу-оберег дарили на именины и иные праздники.
А внутри Благополучницы зашивалась монетка, которая, как считалось, должна была приносить благополучие в дом. Чаще всего такую куклу дарили на Новый год.
Нас заметили и пригласили
Для новодвинцев фестиваль оказался творчески успешным: и себя показали, и на других мастеров посмотрели.
— Появились интересные контакты с творческими людьми из других городов и регионов, которые вполне могут вылиться в интересные проекты, — продолжает рассказ Татьяна Прохновская. — Нас заметили и пригласили поучаствовать и в других встречах. Изделия наших мастеров оказались востребованны, они интересны людям.
— Повстречали людей, которые много времени и сил направляют на сохранение и преумножение народной традиционной культуры, — добавляет Марина Сухих. — К тому же в Кандалакше два замечательных музея, в которых собрано много информации о поморском быте, традициях, народе, костюмах.
— Я сделал в своем творчестве упор на свистульки и дудочки. В нашем крае их никто не лепит. Так что занял эту нишу и совершенствуюсь. А на фестивале познакомился с мастером гончарного дела из Вологды и получил приглашение к нему на мастер-класс. Скоро поеду учиться изготовлению традиционной народной глиняной посуды, — поведал о планах Михаил Третьяков. — А в середине июля отправлюсь на фестиваль «Тайбола» в качестве приглашенного гончара.
В эти дни в норвежском Тромсё в рамках международное проекта «Ремесло без границ» новодвинка Галина Челпанова рассказывает о народных традициях орнаментального вязания. Она дает мастер-класс, на котором поделится лешуконскими, мезенскими и пинежскими особенностями вязания.