25 декабря 2020

Музей Приморского района представил последний завершенный проект уходящего года

Учреждениям культуры уходящий год, пожалуй, запомнится надолго. Но работа продолжается: связь с посетителями не утрачена, а интернет-пространство успешно покорено. Музей народных промыслов и ремесел Приморья также подвел итоги своей работы, которая, несмотря на все сложности и ограничения, ни на минуту не останавливалась.

Музей Приморского района представил последний завершенный проект уходящего года

Так, музейщики запустили несколько художественных выставок, например, «Родом из деревни», «Поморский натюрморт. Время. Люди. Вещи» и «По уемским тропинкам». Последняя, кстати, открыта для посещения до 30 января следующего года.

Не прошли мимо и традиционные «Ночь музеев» и «Ночь искусств». Более крупные и масштабные музейные проекты также успешно реализованы – это «Ремесло PRO» и «Яреньга. Сквозь волны времени».

Об итогах «Ремесло PRO» мы уже писали ранее, посетив выставку «Сила традиций». А под конец года расскажем о последнем проекте музея – «Яреньга. Сквозь волны времени». Подробно о нем нам поведал научный сотрудник музея Олег Горшков.

Деревня рыболовного промысла

На Летнем берегу Онежского полуострова находится небольшая деревня Яреньга. Она, как и другие схожие поселения, медленно теряет исконный поморский облик. Но здесь еще сохранились удивительные пейзажи, передающие дух промысловой деревни: деревянные заброшенные и посеревшие домики соседствуют со своими жилыми собратьями, на песках среди выброшенных волнами коряг отдыхают, доживая свой век, карбасы – все еще ждут давно ушедших рыбаков; а дальше – бескрайнее холодное Белое море.

Жители стараются оберегать свое наследие. Есть те, кто продолжает традиции поколений и по сей день выходит на рыболовный и зверобойный промыслы. А есть такие люди, как Маргарита Терещенко, она основала музей «Поморская изба», рассказывающий о деревенском быте и истории поселения.

В местном Доме культуры созданы экспозиции, показывающие особенности рыбацкой деревни. Силами местных жителей под руководством сотрудника Яреньгского ДК Александры Серухиной собраны экспонаты поморского быта. Часть из них расположена в музее-парке под открытым небом.

— Как раньше, жители рыболовными и зверобойными промыслами не занимаются, но они помнят и гордятся своей историей. И в силу отдаленности от областного центра в Яреньге сохраняется целостность как материальных форм историко-культурного наследия — это архитектура, промысловая атрибутика, — так и нематериальных – характер, локальная идентичность. Подобная «законсервированная культура» нуждается в сохранении и популяризации, — рассказал Олег Горшков. – Благодаря большой исследовательской и собирательной работе местных жителей сохранилось много уникальных экспонатов. Например, гарпуны-кутила, рюжи, кибасы, карбасы и инструменты для их производства.

Для сохранения и продвижения наследия старинной поморской деревни Яреньги сотрудники Музея народных промыслов и ремесел при поддержке администрации Приморского района реализовали проект «Яреньга. Сквозь волны времени» и создали уникальное выставочное пространство в Яреньгском сельском Доме культуры.

Картина – источник вдохновения

Олег Горшков рассказал, с чего проект начался. Основой и центральной частью экспозиции стала картина, которую нашла сотрудник ДК Александра Серухина. Музейщики предположили, что ее автор – архангельский художник Владимир Сараев. Они считают, что когда-то картина могла висеть в конторе рыбацкого колхоза или в клубе.

— Картину с изображением артели, занимающейся ловлей семги, художник, предположительно, написал, побывавши в Яреньге. Полотно пострадало, ведь за ним никто не ухаживал. По счастливой случайности Яреньгу посетил известный архангельский художник Рашид Сагадеев. Он очистил картину, заклеил и нанес грунтовку на прорези в холсте. Сейчас она законсервирована, и работа по ее реставрации продолжится в следующем году, — рассказал Олег Горшков.

Музейщики считают, что картина могла быть написана художником в середине 1960-х годов, когда он совершил творческую поездку к Белому морю. Тогда он целиком погрузился в жизнь деревенских жителей, в частности – рыбаков, и основной тематикой его картин в тот период стал холодный Север и суровая поморская жизнь.

Обновленная экспозиция

Музейщики не стали открывать новое выставочное пространство, а занялись обновлением музейных комнат в Яреньгском ДК. Руководитель уемского музея Александра Богданова, художник-дизайнер Алена Хан и экспозиционер Юрий Заручевский в начале декабря представили жителям деревни обновленное пространство.

— Тематика выставок традиционно связана с морем и промыслами. Огромный вклад внесла Александра Серухина: она общалась с местными жителями, брала интервью, собирала краеведческие вещи, — рассказал Олег Горшков. – Собранные материалы позволили создать три выставочных пространства: одно повествует об истории Яреньги, другое – о зверобойном и промысловом промыслах, третье – это теплый семейный уголок, рассказывающий о хозяйстве и быте.

Кроме работы над новыми экспозициями, сотрудники Музея народных промыслов и ремесел Приморья разработали экскурсии, а также нечто особенное – «Яреньгский словарик» — карманную книжечку местных слов и изречений, которые ярко описывают промысловую и хозяйственную деятельность жителей. Он поможет посетителям выставки лучше познакомиться с культурой деревни.

— В этом уникальном месте, Яреньге, турист сможет сформировать образ жителя Летнего берега Белого моря и помора в целом, что в итоге может стать своеобразной визитной карточкой территории, ее брендом. Как, например, получилось с деревней Патракеевкой. Сегодня мы с уверенностью говорим, что «Патракеевка – родина капитанов» — это региональный бренд, – рассказал Олег Горшков.

Поделиться
82458