27 августа 2016

МУП «Водоканал»: как перейти от выживания к развитию

Оплата с запасом

Евгений Викентьевич Ширяев, наш читатель, к коммунальным платежам, как и большинство пожилых людей, относится очень щепетильно – платит исправно. А за воду так и вовсе переплачивает. Каждый раз снимать показания с водомера ему тяжело в силу преклонного возраста, поэтому берет кубометры с запасом. Когда сотрудники МУП «Водоканал» сверяли показания прибора учета, выяснилось, что у пенсионера накопилась изрядная переплата за услугу. Было это в мае. А в июле Евгений Викентьевич получил квитанцию, согласно которой получалось, что за пенсионером числится долг в 360 рублей. Естественно, мужчина, собрав все квитанции, отправился в «Водоканал». Но разобраться так и не удалось – в коридоре учреждения было не протолкнуться. «Народу собралось человек пятьдесят, а то и больше. И это в полдесятого утра!» – возмутился Евгений Викентьевич и стоять в очереди не стал. Потому что такое ожидание ему не под силу. Обо всем этом пенсионер рассказал нам по телефону, а мы, конечно, обратились непосредственно к руководству МУП «Водоканал» и выяснили, что причин такого неправильного начисления платежей целых три.

Временно и по необходимости

По словам директора МУП Эдуарда Смелова, первый сбой случился еще в июне, когда предприятие переходило на новое программное обеспечение, а в следствие – на новую расчетную систему. Ошибок в начислениях, к сожалению, избежать не удалось. На эти проблемы наложился переход на новый, правильный, алгоритм начисления льгот – теперь согласно Правилам предоставления коммунальных услуг льгота предоставляется конкретному человеку, а не на всю квартиру в целом, где зачастую прописано еще несколько родственников льготника.

В результате в полученных квитанциях народ разобраться самостоятельно не смог и отправился за разъяснениями в «Водоканал».

– Уверен, что с помощью наших специалистов горожане разберутся в нововведениях, ознакомятся с правилами и очереди иссякнут, – говорит Эдуард Смелов. – Еще одна причина такого наплыва клиентов в том, что в этом году как никогда активно потребители устанавливают приборы учета. В день мы получаем от ста до ста пятидесяти заявлений на установку водомеров.

С последним, к слову, разобраться оказалось проще всего – дата установки прибора отражена в акте, а значит, даже если предприятие в июле возьмет плату за воду по общему тарифу, то в августе обязательно будет проведен перерасчет. Эдуард Смелов заверил, что все ошибки будут откорректированы, а необходимые перерасчеты произведены.

Подпоров стало меньше

Конечно, водникам сегодня приходится не только решать организационные вопросы и налаживать связь с потребителями. Сократить количество повреждений на водопроводных сетях – это для МУП «Водоканал» задача номер один.

– Каждую неделю мы устраняем более 10–15 аварий, – рассказывает Эдуард Смелов. – На позапрошлой неделе их было 18. Это и есть показатель состояния водопроводных сетей.

Причем сегодня коммунальщикам даже не приходится говорить о каких-либо плановых ремонтах – все силы и ресурсы предприятия направлены на устранение текущих порывов и аварий. Замена водопроводных труб хоть и производится, но на очень незначительных участках – пока на масштабные ремонты средств нет. Как нет их и на обновление парка спецтехники и приобретение оборудования. По словам руководителя предприятия, 70 процентов имеющейся техники выработало свой ресурс и выходит на ремонтные работы только благодаря неимоверным усилиям механиков и водителей. Иногда предприятию приходится технику арендовать.

Значительные затраты ресурсов времени и средств МУП понесло, устраняя ряд аварий на дюкере, подающем воду на Левый берег и о. Краснофлотский. Очевидно, что ежегодно проводить дорогостоящие ремонты, которые дают лишь краткосрочный эффект, нецелесообразно – подводный водопровод давно нуждается в реконструкции. Причем самый дешевый способ, предполагающий, что внутри существующей трубы будет заложена полимерная меньшего диаметра, обойдется в 50 миллионов рублей. Прокладка же нового дюкера стоит боле 100 миллионов. Учитывая то, что в год за свои услуги «Водоканал» получает 800 миллионов рублей, такие расходы предприятию не под силу. Одна надежда – инвестиционная программа. Но о ней чуть позже.

Намного лучше «Водоканалу» в этом году удается решать проблемы на канализационных сетях. Так, на начало года специалисты насчитали более 700 подпоров. Для промывки коллекторов специально сформированы три бригады, работающие по семидневке. На утро 22 августа осталось устранить лишь 76 подпоров.

– Результат этой колоссальной работы виден уже сейчас, – говорит Эдуард Смелов. – Мы начали промывку системы с основных магистралей и коллекторов – на улице Воскресенской, проспекте Ломоносова. Провели ее на коллекторах на Варавино, в Маймаксе и сейчас работаем на коллекторах среднего диаметра. При этом постоянно контролируем работу магистральных коллекторов, где промывка уже выполнена. Система стала работать гораздо лучше, а повторяющихся засоров все меньше и меньше, – делится достижениями директор МУП.

Поможет инвестпрограмма

Ну и, наконец, об инвестиционной программе. На ее реализацию в МУП «Водоканал» возлагают все надежды по развитию предприятия. Потому как сегодня его работу иначе как выживанием не назовешь. Разработана она была как мера, позволившая МУП избежать банкротства, и стала своего рода гарантией для кредиторов. Напомним, кредиторская задолженность предприятия – более полутора миллиардов рублей. Крупнейшие кредиторы – Архэнергосбыт, Соломбальский ЦБК, Мособлбанк и администрация области. С рядом кредиторов «Водоканал» заключил соглашения о реструктуризации долга, с другими ведет переговоры. А между тем именно их согласие на реструктуризацию сегодня и есть главное условие, соблюдя которое предприятие получит инвестора. То есть сможет наконец-то объявить конкурс на право заключения концессионного договора.

Инвестпрограмма разработана на 2017–2020 годы. Вернее, первая ее часть. Она предусматривает реализацию ряда мероприятий общей стоимостью в 4,4 миллиарда рублей. Один миллиард планируется потратить на ремонт и замену водопроводных и канализационных труб. Часть средств должна пойти на создание системы учета и контроля качества воды, львиную долю направят на ремонт насосных и канализационных станций. Кроме того, уже сейчас в МУП «Водоканал» занимаются разработкой второго этапа инвестиционной программы. Эдуард Смелов рассказал, что главной задачей на втором этапе станет масштабная реконструкция водопроводных и канализационных сетей.

В идеале в результате реализации инвестиционной программы предприятие должно как минимум стать безубыточным, поставлять потребителям воду, на 100% соответствующую требованиям СанПиН, и выполнять ремонтные работы только в плановом порядке, то есть полностью уйти от спешного латания дыр из-за ежедневных аварий. Как максимум – выйти на совершенно новый, современный, а значит, соответствующий требованиям нынешнего века новых технологий и инноваций уровень оказания услуг.

Повторюсь, но осуществить все задуманное «Водоканал» сможет лишь при наличии ответственного концессионера. По самым оптимистичным прогнозам, появится он лишь весной будущего года, а пока предприятие вынуждено решать копившиеся годами проблемы собственными силами. Насколько это возможно в сложившейся ситуации.

По вопросам аварий на водопроводно-канализационной сети обращайтесь в аварийно оперативную службу по телефону 63-60-99.

МУП «Водоканал»: как перейти от выживания к развитию

Временно и по необходимости

По словам директора МУП Эдуарда Смелова, первый сбой случился еще в июне, когда предприятие переходило на новое программное обеспечение, а в следствие – на новую расчетную систему. Ошибок в начислениях, к сожалению, избежать не удалось. На эти проблемы наложился переход на новый, правильный, алгоритм начисления льгот – теперь согласно Правилам предоставления коммунальных услуг льгота предоставляется конкретному человеку, а не на всю квартиру в целом, где зачастую прописано еще несколько родственников льготника.

В результате в полученных квитанциях народ разобраться самостоятельно не смог и отправился за разъяснениями в «Водоканал».

– Уверен, что с помощью наших специалистов горожане разберутся в нововведениях, ознакомятся с правилами и очереди иссякнут, – говорит Эдуард Смелов. – Еще одна причина такого наплыва клиентов в том, что в этом году как никогда активно потребители устанавливают приборы учета. В день мы получаем от ста до ста пятидесяти заявлений на установку водомеров.

С последним, к слову, разобраться оказалось проще всего – дата установки прибора отражена в акте, а значит, даже если предприятие в июле возьмет плату за воду по общему тарифу, то в августе обязательно будет проведен перерасчет. Эдуард Смелов заверил, что все ошибки будут откорректированы, а необходимые перерасчеты произведены.

Подпоров стало меньше

Конечно, водникам сегодня приходится не только решать организационные вопросы и налаживать связь с потребителями. Сократить количество повреждений на водопроводных сетях – это для МУП «Водоканал» задача номер один.

– Каждую неделю мы устраняем более 10–15 аварий, – рассказывает Эдуард Смелов. – На позапрошлой неделе их было 18. Это и есть показатель состояния водопроводных сетей.

Причем сегодня коммунальщикам даже не приходится говорить о каких-либо плановых ремонтах – все силы и ресурсы предприятия направлены на устранение текущих порывов и аварий. Замена водопроводных труб хоть и производится, но на очень незначительных участках – пока на масштабные ремонты средств нет. Как нет их и на обновление парка спецтехники и приобретение оборудования. По словам руководителя предприятия, 70 процентов имеющейся техники выработало свой ресурс и выходит на ремонтные работы только благодаря неимоверным усилиям механиков и водителей. Иногда предприятию приходится технику арендовать.

Значительные затраты ресурсов времени и средств МУП понесло, устраняя ряд аварий на дюкере, подающем воду на Левый берег и о. Краснофлотский. Очевидно, что ежегодно проводить дорогостоящие ремонты, которые дают лишь краткосрочный эффект, нецелесообразно – подводный водопровод давно нуждается в реконструкции. Причем самый дешевый способ, предполагающий, что внутри существующей трубы будет заложена полимерная меньшего диаметра, обойдется в 50 миллионов рублей. Прокладка же нового дюкера стоит боле 100 миллионов. Учитывая то, что в год за свои услуги «Водоканал» получает 800 миллионов рублей, такие расходы предприятию не под силу. Одна надежда – инвестиционная программа. Но о ней чуть позже.

Намного лучше «Водоканалу» в этом году удается решать проблемы на канализационных сетях. Так, на начало года специалисты насчитали более 700 подпоров. Для промывки коллекторов специально сформированы три бригады, работающие по семидневке. На утро 22 августа осталось устранить лишь 76 подпоров.

– Результат этой колоссальной работы виден уже сейчас, – говорит Эдуард Смелов. – Мы начали промывку системы с основных магистралей и коллекторов – на улице Воскресенской, проспекте Ломоносова. Провели ее на коллекторах на Варавино, в Маймаксе и сейчас работаем на коллекторах среднего диаметра. При этом постоянно контролируем работу магистральных коллекторов, где промывка уже выполнена. Система стала работать гораздо лучше, а повторяющихся засоров все меньше и меньше, – делится достижениями директор МУП.

Поможет инвестпрограмма

Ну и, наконец, об инвестиционной программе. На ее реализацию в МУП «Водоканал» возлагают все надежды по развитию предприятия. Потому как сегодня его работу иначе как выживанием не назовешь. Разработана она была как мера, позволившая МУП избежать банкротства, и стала своего рода гарантией для кредиторов. Напомним, кредиторская задолженность предприятия – более полутора миллиардов рублей. Крупнейшие кредиторы – Архэнергосбыт, Соломбальский ЦБК, Мособлбанк и администрация области. С рядом кредиторов «Водоканал» заключил соглашения о реструктуризации долга, с другими ведет переговоры. А между тем именно их согласие на реструктуризацию сегодня и есть главное условие, соблюдя которое предприятие получит инвестора. То есть сможет наконец-то объявить конкурс на право заключения концессионного договора.

Инвестпрограмма разработана на 2017–2020 годы. Вернее, первая ее часть. Она предусматривает реализацию ряда мероприятий общей стоимостью в 4,4 миллиарда рублей. Один миллиард планируется потратить на ремонт и замену водопроводных и канализационных труб. Часть средств должна пойти на создание системы учета и контроля качества воды, львиную долю направят на ремонт насосных и канализационных станций. Кроме того, уже сейчас в МУП «Водоканал» занимаются разработкой второго этапа инвестиционной программы. Эдуард Смелов рассказал, что главной задачей на втором этапе станет масштабная реконструкция водопроводных и канализационных сетей.

В идеале в результате реализации инвестиционной программы предприятие должно как минимум стать безубыточным, поставлять потребителям воду, на 100% соответствующую требованиям СанПиН, и выполнять ремонтные работы только в плановом порядке, то есть полностью уйти от спешного латания дыр из-за ежедневных аварий. Как максимум – выйти на совершенно новый, современный, а значит, соответствующий требованиям нынешнего века новых технологий и инноваций уровень оказания услуг.

Повторюсь, но осуществить все задуманное «Водоканал» сможет лишь при наличии ответственного концессионера. По самым оптимистичным прогнозам, появится он лишь весной будущего года, а пока предприятие вынуждено решать копившиеся годами проблемы собственными силами. Насколько это возможно в сложившейся ситуации.

По вопросам аварий на водопроводно-канализационной сети обращайтесь в аварийно оперативную службу по телефону 63-60-99.

Поделиться
17101