31 декабря 2021

Можем Развить Вокзал: станет ли МРВ новой точкой притяжения?

На сегодняшний момент бывшее здание морского-речного вокзала в Архангельске — иллюстрация на банкноте, пункт приема ярмарок и площадка для спектакля «Север». Площадь около него — с момента основания в 1972 году крупный транспортно-пересадочный узел. По последним исследованиям, мимо здания МРВ ежедневно проезжает и проходит 80 тысяч человек. С 2012 года ведутся активные споры, как оживить МРВ — ввести его в канву культурной, повседневной и деловой жизни архангелогородцев.

Можем Развить Вокзал: станет ли МРВ новой точкой притяжения?

Концепции будущего МРВ разрабатывают архитекторы московского бюро Aukett Swanke. Но будет ли одна из них воплощена в жизнь?

История

В 1907 году на месте, где стоит МРВ, в Архангельске началось автобусное пассажирское движение — два автобуса ходили по Троицкому проспекту до Соломбальского моста.

Открытие здания состоялось 12 мая 1972 года. Первое название — «Объединенный морской и речной вокзал». Стиль — функционализм. Площадь — 5570.3 кв.м. Длина — 134 метра, ширина — 18 метров, 8 этажей, внешне похоже на судно, стоящее у причала. На здании были установлены первые в городе электронные (раньше их называли индикаторные) часы. Причалы могли принять одновременно два морских и пять речных судов. Они прямо с берега снабжались электроэнергией, водой, получали телефонную связь с городом. Раньше вокзал отправлял и принимал туристские суда, совершающие плавание по Белому морю и в Арктику.

В 1974 году про него писали так: «В вокзале создано все необходимое для обслуживания пассажиров: почта, справочное бюро города и вокзала, билетные кассы на морские и речные суда, кассы аэрофлота и железнодорожные, ресторан и гостиница на 47 мест». В планах строительства был кинозал, но идея была воплощена только в 90-х в виде видеосалона — можно было прийти и посмотреть кассету с любимым или новым фильмом.

С 2006 по 2012 годы владелец здания — ОАО «Архангельский морской торговый порт» — не использовал вокзал его по назначению. В 2012 году из него выведено управление порта. Затем последовало исключение здания вокзала из российского Реестра объектов транспортной инфраструктуры. После — здание МРВ превратилось в торговый центр.

Хронология концепций

В 2012 году губернатор Игорь Орлов поднял вопрос о функционале здания морского речного вокзала и дал поручение региональному министерству промышленности и торговли создать рабочую группу для рассмотрения вопроса о дальнейшей эксплуатации здания. Но в этом же году Минпромторг АО был ликвидирован. Вопрос о судьбе МРВ новым министерством транспорта не поднимался.

В 2013 году эксперты российской компании «Автодорожный Консалтинг» и финской фирмы «ТрансПлан» по заказу мэрии провели комплексное исследование пассажиропотоков в Архангельске. Тогда и было выявлено общее количество людей, проходящих мимо МРВ, но основное внимание горожан в этом месте было приковано к строительству «Терминала».

Летом 2017 года Северный морской музей впервые поинтересовался у своих посетителей о судьбе вокзала — было предложено 4 варианта развития событий: торговый центр, морской культурный центр, вокзал и отель. Тогда 47% проголосовало за восстановление вокзала.

Тем же летом мэрия и руководство холдинга «Аквилон Инвест» представили проект реорганизации набережной от Дворца детского и юношеского творчества до площади Профсоюзов. Автором проекта был архитектор Александр Мамошин. Основные вопросы у горожан были связаны с целесообразностью строительства речного вокзала — у города уже есть вокзал, и он, вроде как, ждет своей функциональной участи.

— МРВ исторически был больше ориентирован не на переправу через реку, а на речное судоходство по Северной Двине и Пинеге, а также на Соловки и по Белому морю. Эти потоки никогда раньше не объединялись, и сейчас я не вижу в этом смысла, — таким был ответ архитектора горожанам.

Зимой 2018 года Игорь Орлов рассказал о готовом проекте по возвращению МРВ изначального назначения, сделав акцент на том, что город поторопился со строительством речного вокзала. Здание МРВ тогда принадлежало АО «Морской торговый порт», где бенефициаром выступал «Норникель». Переговоры с собственником ни к чему не пришли.

Летом того же года, директор Северного морского музея Евгений Тенетов предложил концепцию реорганизации здания в «Морской культурный центр». Идея была разработана с опорой на предложение губернатора продвигать Архангельск как культурную столицу Арктики.

— У Северного морского музея не хватает площадей, а морской-речной вокзал пропадает, у собственников нет интереса к этому зданию. Архангельск — первый морской порт России, и наша морская идентичность очень важна. В Европе, в каждом уважающем себя портовом городе, морской музей превращен в многофункциональный культурный центр, — пояснил Евгений Тенетов.

В феврале 2019 года «Бизнес-класс Архангельск» писал, что Архангельский морской торговый порт передал здание региону, но по последней актуальной выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), порт до сих пор значится собственником здания. На вопрос о том, кто же, все-таки, сегодняшний владелец здания, генеральный директор российского филиала Aukett Swanke Никита Куров отвечать отказался.

— Имя заказчика — коммерческая тайна, — пояснил Никита Куров.

Первыми претендентами тогда на освоение площадей стали министерство культуры и министерство экономического развития. Министерство культуры предложило создать там Архангельскую область в миниатюре, интерактивный музей про историю и будущее нашего города, рабочее название проекта было «Архицентр». Минэкономразвития — центр поддержки бизнеса.

Летом 2020 года врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский встретился с директором Севмормузея Евгением Тенетовым. На встрече обсуждалась «Концепция Морского культурного центра», разработанная совместно с петербургской архитектурной студией Orchestra Design.

Александр Цыбульский и Евгений Тенетов

Стоит отметить, что в проекте КБ «Стрелка» по комплексному развитию городской среды Архангельска упомянута концепция ГАУ АО «Молодежный центр» «Море» в здании Морского-речного вокзала. В их видении здесь нужно сделать выставочное пространство, крытый скейт-парк, центр по развитию современного искусства. ЦСИ «Арка» в 2020-м году еще не существовало.

Осень этого года. Будущее МРВ вновь обсуждается с разных позиций. В дискуссию вступила региональная торгово-промышленной палата. Виталий Лочехин, президент палаты, предложил идею культурно-делового пространства.

Главный смысловой претендент, Северный морской музей, на сегодняшний момент предлагает открыть в здании мультикультурный морской центр под названием «Севморпуть», где бы разместились Северный морской музей с расширенной интерактивной экспозицией, позволяющей проводить крупные выставочные проекты, но и активно работать с детьми, смотровую площадку, помещения для хранения музейных предметов, мастерские судомоделистов, «зеленую крышу» с арктическими растениями, конференц-зал, способный трансформироваться в концертный и кино-залы, книжный магазин с подборкой лучших и самых актуальных книг о севере и Арктике, сувенирный магазин с арктической и морской тематиками и ресторан традиционной поморской кухни.

— Я знаю, что многие считают, что бывшему вокзалу нужно вернуть прежний статус, — говорит Евгений Тенетов. — Однако реальность такова, что в современных условиях, даже при том, что рано или поздно возобновится морское пассажирское сообщение, здание не будет отвечать потребностям — оно слишком большое. К тому же, если ждать, пока в море вернутся пассажирские маршруты, МРВ просто рухнет, мы его потеряем. Кроме того, можно предусмотреть в культурном центре функционал вокзала. Замечу, что пока есть только концепция и дорожная карта проекта. На сегодняшний день идея никем не поддержана.

— Городу сильно не хватает свободного, современного выставочного пространства, хотя потенциал для приема выставок, как и от областных культурных центров, так и из других городов, у Архангельска большой. В здании МРВ можно создать идеальную среду для развития Северного морского музея и сделать точку для приема актуальных выставок, — сказал архитектор Дмитрий Яскорский.

Aukett swanke

Разработкой новой концепции здания морского-речного вокзала в Архангельске занимается компания Aukett Swanke. Ее представители провели социологические и антропологические исследования — опросы и глубинные интервью среди жителей и экспертов, где архангелогородцы высказывали свое видение: каким должен быть МРВ, какие у него должны быть функции, что они к нему чувствуют, и какие у них с ним связаны воспоминания.

— Мы поняли, что здание МРВ для горожан является знаковым сооружением, — сказал Никита Куров. — Это воспоминание архангелогородцев о времени, когда МРВ был воротами русской Арктики. Мы изучали концепции не только по разрабатываемому объекту, но и все проекты по благоустройству города, которые с ним связаны, игнорировать их непрофессионально.

В данный момент, заказчик проекта, имя которого не называется, ведет переговоры со всеми заинтересованными сторонами по поводу 4 базовых вариантов концепций (функциональных моделей), предложенных Aukett Swanke. Они все включают в себя социальную функцию — многофункциональный центр городского значения с выставочным и музейным пространствами, коворкингом, культурным центром, мастерских.

— Это будет проект социальной направленности для формирования культурного кластера на территории города, где мы должны реализовать главный социальный эффект — формирование новой городской точки притяжения. Заинтересованных сторон много: городская и областная администрации, различные коммерческие структуры. Все должны прийти к консенсусу, — пояснил Никита Куров.

После консенсуса компания подойдет к разработке детальных архитектурно-градостроительных решений с проработкой социокультурного программирования.

Визуализация Aukett Swanke

Одна из отличительных черт компании — акцент на проектировании устойчивых, экологичных объектов.

— Все проекты, которые мы доводим до стадии разработки проектно-рабочей документации, стараемся рекомендовать к получению сертификата BREEAM и LEED, это сертификаты соответствия экологическим стандартам. Либо привлекать специалистов из этой области, — отметил Никита Куров.

На вопрос о том, каким образом компания была привлечена к данному проекту, Никита Куров отвечать отказался.

Анастасия Бондина

Поделиться
110409