13 марта 2014

Мобильное рабство, прощай

С 1 марта вступили в силу изменения в закон о так называемом мобильном рабстве. Теперь сотовая компания не имеет права затягивать срок перехода абонента к другому оператору более чем на восемь дней. Кто не успеет уложиться в указанный срок – будет наказан 

рублем. «Штрафникам» придется обеспечивать своему клиенту бесплатную связь вплоть до того момента, пока он окончательно не перейдет к конкуренту.

Напомним, что закон об отмене мобильного рабства зрел в правительственных умах почти десять лет и вступил в силу в декабре прошлого года. Благодаря ему стало возможно сохранять старый номер телефона при переходе в новую сотовую компанию. Официально эта услуга носит название MNP (Mobile Number Portability).

Должников на волю не отпустят

– Мой оператор давно меня не устраивает, – жалуется Ирина Львова, частный репетитор. – Цены гнет, а качество связи не улучшает. Давно бы от него ушла, да красивого номера жалко. Кроме того, на нем «завязана» база почти из двухсот человек. Он же указан в различных объявлениях о поиске работы. Поменяю номер – потеряю учеников.

Чтобы вызволить Ирину из мобильного рабства, мы решили воспользоваться новым законом и перевести ее номер в сеть другого оператора. Оказывается, это совсем несложно и занимает максимум десять минут. Берем паспорт и идем писать заявление в ту сотовую компанию, в которую собрались мигрировать.

– Номер на вас зарегистрирован? Паспортные данные остались прежние? – первое, чем интересуется у девушки сотрудник салона связи. – Если нет – перевод будет невозможен.

Не выпустят «на волю» и тех, у кого есть задолженность перед текущим оператором, и тех, чья симка зарегистрирована в другом регионе.

Пока Ирина заполняет анкету, указывая свои паспортные данные и подтверждая решение в одностороннем порядке расторгнуть договор с прежним оператором, я интересуюсь у консультанта, многие ли архангелогородцы уже воспользовались возможностью перехода.

– Несколько человек приходили писать заявления еще до Нового года, но мы старались их отговорить, особенно тех, кто уезжал в отпуск и, следовательно, нуждался в надежной связи, – рассказывает молодой человек. – Система-то еще была не проверена. А вот с февраля поток стал увеличиваться. В основном от одного и того же оператора бегут. У меня приятель, например, уже месяц тестирует эту услугу. Все работает! И маршрутизация смс, и звонки за границу, хотя сначала даже не все терминалы оплату за перенесенные номера принимали.

После заключения договора и выбора тарифа Ирина получила сим-карту нового оператора, но со старым номером.

– Вы ее пока не подключайте, – напутствовал продавец. – Все сообщения от нас будут приходить на имеющуюся карту. Вы получите одобрение или отклонение заявки, за день до отключения старой симки придет напоминание, чтобы вы активировали новую. Кстати, остаток счета не переносится, так что лучше его заранее проговорить.

Интересно, что некоторые операторы предлагают самостоятельно выбрать дату и время переноса номера (от 8 до 160 дней), предупреждая, что после портации в течение 1–6 часов могут быть проблемы с сигналом сети. Для деловых людей, которым важно постоянно быть на связи, в этом случае есть смысл выбрать временем переноса вечер пятницы или утро субботы.

Сколько стоит переход

Несмотря на то что сейчас вокруг услуги MNP много шума: ее тестируют, хвалят и ругают – социологи полагают, что в ближайшие годы воспользуется ею не более 10–15 процентов абонентов. Хотя опрос общественного мнения исследовательским холдингом «Ромир» показал, что недоволен своим оператором каждый второй россиянин.

По-настоящему MNP нужна лишь двум категориям людей: тем, кто, как репетитор Ирина, занимается предпринимательской деятельностью (тут невозможно оповестить о смене номера всех клиентов), и тем, у кого к текущему номеру сотового привязаны различные услуги: мобильный банк, электронная почта, игровые аккаунты, электронные кошельки и т. д. 

И та и другая категория – это так называемая инертная база сотовых операторов, которая является самой высокодоходной и приносящей до 30% прибылей. В Федеральной антимонопольной службе высказали предположение, что внедрение MNP приведет к оживлению рынка мобильных коммуникаций и «большая тройка» операторов («МегаФон», МТС и «Билайн»), стремясь сохранить выгодных клиентов, пересмотрит тарифы на свои услуги в сторону уменьшения.

Эксперты советуют не спешить с переносом номера еще и потому, что «переходный период», в течение которого компании должны устранить абсолютно все технические неполадки, связанные с MNP, и «обкатать» новую услугу, закончится лишь 15 апреля. 

Впрочем, и после этого менять операторов как перчатки не получится. По закону воспользоваться правом переноса номера можно будет не чаще одного раза в 70 дней и за каждый переход придется заплатить сто рублей. Эти пусть и небольшие деньги, по мнению Минкомсвязи, во-первых, частично покроют затраты на внедрение услуги (а это 12 млрд рублей), а во-вторых, заставят абонентов более взвешенно подходить к смене оператора. 

Интересно, что, несмотря на верхнюю планку в 100 рублей, «Билайн» в Архангельске требует за перенос номера сразу 200 рублей (половина списывается за предоставление услуги, половина зачисляется на счет), «МегаФон» и МТС берут ровно сто, а «Теле-2» пока принимает освобожденных от мобильного рабства бесплатно.

Ложка дегтя

Ирина Львова сменой оператора довольна: и связь хорошая, и тариф дешевый. А вот для ее мамы «мобильная свобода» дочери оказалась не очень приятным сюрпризом. По привычке проболтав с дочкой полчаса обо всем на свете, женщина обнаружила, что ушла в глубокий минус. А ведь внутри их сети разговоры стоят копейки! 

Оказалось, оператор забыл предупредить репетитора, что теперь ее родные и друзья будут видеть на экране телефона старый номер и код, а платить как за разговор с абонентом другой сотовой компании. То есть раза в три-четыре больше. Иными словами, теперь человек не может быть уверен, что, звоня на сотовый с префиксом 953, например, он попадет на клиента «Теле 2», а набирая 960, будет платить как за разговор с абонентом «Билайна».

Первоначально в Минкомсвязи планировали обязать операторов предупреждать звуковым сигналом тех, кто набирает номер «перебежчика». Но в окончательный проект закона это требование так и не вошло. И теперь заранее узнать, какой номер вы будете вызывать (своей сети или нет, родного региона или чужого), можно только, позвонив в офис обслуживания своего оператора или через онлайн-сервисы, которые уже запустили крупнейшие сотовые компании.

Глас народа 

Смените ли вы своего оператора сотовой связи при сохранении сотового номера? 

По мнению 59 процентов респондентов, смена оператора едва ли приведет к существенной экономии, к тому же переход от одного поставщика услуг к другому – это еще и потеря времени и сил. «Зачем менять шило на мыло, не вижу никакой пользы»; «Если есть прекрасная связь, зачем искать что-то лучшее»; «Всем этим надо заниматься – выбирать оператора, идти в офис, писать какие-то заявления… Меня и так все устраивает», – комментируют опрошенные. 

Напротив, 12 процентов респондентов готовы уйти к другому провайдеру. Тем самым они рассчитывают сократить свои расходы на мобильную связь или улучшить ее качество. «Очень недовольна качеством услуг своего оператора, поэтому сменю на любого другого»; «Уйду к тому, у кого качественная связь и ниже цены»; «Где есть выгодные безлимитные тарифы»; «Где будет меньше абонентская плата», – делятся планами россияне. 

Почти треть опрошенных (29%) пока затрудняются ответить, сменят ли они оператора в поисках лучшего сервиса и более выгодных цен, сообщает Superjob.ru

рублем. «Штрафникам» придется обеспечивать своему клиенту бесплатную связь вплоть до того момента, пока он окончательно не перейдет к конкуренту.

Напомним, что закон об отмене мобильного рабства зрел в правительственных умах почти десять лет и вступил в силу в декабре прошлого года. Благодаря ему стало возможно сохранять старый номер телефона при переходе в новую сотовую компанию. Официально эта услуга носит название MNP (Mobile Number Portability).

Должников на волю не отпустят

– Мой оператор давно меня не устраивает, – жалуется Ирина Львова, частный репетитор. – Цены гнет, а качество связи не улучшает. Давно бы от него ушла, да красивого номера жалко. Кроме того, на нем «завязана» база почти из двухсот человек. Он же указан в различных объявлениях о поиске работы. Поменяю номер – потеряю учеников.

Чтобы вызволить Ирину из мобильного рабства, мы решили воспользоваться новым законом и перевести ее номер в сеть другого оператора. Оказывается, это совсем несложно и занимает максимум десять минут. Берем паспорт и идем писать заявление в ту сотовую компанию, в которую собрались мигрировать.

– Номер на вас зарегистрирован? Паспортные данные остались прежние? – первое, чем интересуется у девушки сотрудник салона связи. – Если нет – перевод будет невозможен.

Не выпустят «на волю» и тех, у кого есть задолженность перед текущим оператором, и тех, чья симка зарегистрирована в другом регионе.

Пока Ирина заполняет анкету, указывая свои паспортные данные и подтверждая решение в одностороннем порядке расторгнуть договор с прежним оператором, я интересуюсь у консультанта, многие ли архангелогородцы уже воспользовались возможностью перехода.

– Несколько человек приходили писать заявления еще до Нового года, но мы старались их отговорить, особенно тех, кто уезжал в отпуск и, следовательно, нуждался в надежной связи, – рассказывает молодой человек. – Система-то еще была не проверена. А вот с февраля поток стал увеличиваться. В основном от одного и того же оператора бегут. У меня приятель, например, уже месяц тестирует эту услугу. Все работает! И маршрутизация смс, и звонки за границу, хотя сначала даже не все терминалы оплату за перенесенные номера принимали.

После заключения договора и выбора тарифа Ирина получила сим-карту нового оператора, но со старым номером.

– Вы ее пока не подключайте, – напутствовал продавец. – Все сообщения от нас будут приходить на имеющуюся карту. Вы получите одобрение или отклонение заявки, за день до отключения старой симки придет напоминание, чтобы вы активировали новую. Кстати, остаток счета не переносится, так что лучше его заранее проговорить.

Интересно, что некоторые операторы предлагают самостоятельно выбрать дату и время переноса номера (от 8 до 160 дней), предупреждая, что после портации в течение 1–6 часов могут быть проблемы с сигналом сети. Для деловых людей, которым важно постоянно быть на связи, в этом случае есть смысл выбрать временем переноса вечер пятницы или утро субботы.

Сколько стоит переход

Несмотря на то что сейчас вокруг услуги MNP много шума: ее тестируют, хвалят и ругают – социологи полагают, что в ближайшие годы воспользуется ею не более 10–15 процентов абонентов. Хотя опрос общественного мнения исследовательским холдингом «Ромир» показал, что недоволен своим оператором каждый второй россиянин.

По-настоящему MNP нужна лишь двум категориям людей: тем, кто, как репетитор Ирина, занимается предпринимательской деятельностью (тут невозможно оповестить о смене номера всех клиентов), и тем, у кого к текущему номеру сотового привязаны различные услуги: мобильный банк, электронная почта, игровые аккаунты, электронные кошельки и т. д. 

И та и другая категория – это так называемая инертная база сотовых операторов, которая является самой высокодоходной и приносящей до 30% прибылей. В Федеральной антимонопольной службе высказали предположение, что внедрение MNP приведет к оживлению рынка мобильных коммуникаций и «большая тройка» операторов («МегаФон», МТС и «Билайн»), стремясь сохранить выгодных клиентов, пересмотрит тарифы на свои услуги в сторону уменьшения.

Эксперты советуют не спешить с переносом номера еще и потому, что «переходный период», в течение которого компании должны устранить абсолютно все технические неполадки, связанные с MNP, и «обкатать» новую услугу, закончится лишь 15 апреля. 

Впрочем, и после этого менять операторов как перчатки не получится. По закону воспользоваться правом переноса номера можно будет не чаще одного раза в 70 дней и за каждый переход придется заплатить сто рублей. Эти пусть и небольшие деньги, по мнению Минкомсвязи, во-первых, частично покроют затраты на внедрение услуги (а это 12 млрд рублей), а во-вторых, заставят абонентов более взвешенно подходить к смене оператора. 

Интересно, что, несмотря на верхнюю планку в 100 рублей, «Билайн» в Архангельске требует за перенос номера сразу 200 рублей (половина списывается за предоставление услуги, половина зачисляется на счет), «МегаФон» и МТС берут ровно сто, а «Теле-2» пока принимает освобожденных от мобильного рабства бесплатно.

Ложка дегтя

Ирина Львова сменой оператора довольна: и связь хорошая, и тариф дешевый. А вот для ее мамы «мобильная свобода» дочери оказалась не очень приятным сюрпризом. По привычке проболтав с дочкой полчаса обо всем на свете, женщина обнаружила, что ушла в глубокий минус. А ведь внутри их сети разговоры стоят копейки! 

Оказалось, оператор забыл предупредить репетитора, что теперь ее родные и друзья будут видеть на экране телефона старый номер и код, а платить как за разговор с абонентом другой сотовой компании. То есть раза в три-четыре больше. Иными словами, теперь человек не может быть уверен, что, звоня на сотовый с префиксом 953, например, он попадет на клиента «Теле 2», а набирая 960, будет платить как за разговор с абонентом «Билайна».

Первоначально в Минкомсвязи планировали обязать операторов предупреждать звуковым сигналом тех, кто набирает номер «перебежчика». Но в окончательный проект закона это требование так и не вошло. И теперь заранее узнать, какой номер вы будете вызывать (своей сети или нет, родного региона или чужого), можно только, позвонив в офис обслуживания своего оператора или через онлайн-сервисы, которые уже запустили крупнейшие сотовые компании.

Глас народа 

Смените ли вы своего оператора сотовой связи при сохранении сотового номера? 

По мнению 59 процентов респондентов, смена оператора едва ли приведет к существенной экономии, к тому же переход от одного поставщика услуг к другому – это еще и потеря времени и сил. «Зачем менять шило на мыло, не вижу никакой пользы»; «Если есть прекрасная связь, зачем искать что-то лучшее»; «Всем этим надо заниматься – выбирать оператора, идти в офис, писать какие-то заявления… Меня и так все устраивает», – комментируют опрошенные. 

Напротив, 12 процентов респондентов готовы уйти к другому провайдеру. Тем самым они рассчитывают сократить свои расходы на мобильную связь или улучшить ее качество. «Очень недовольна качеством услуг своего оператора, поэтому сменю на любого другого»; «Уйду к тому, у кого качественная связь и ниже цены»; «Где есть выгодные безлимитные тарифы»; «Где будет меньше абонентская плата», – делятся планами россияне. 

Почти треть опрошенных (29%) пока затрудняются ответить, сменят ли они оператора в поисках лучшего сервиса и более выгодных цен, сообщает Superjob.ru

Поделиться
942