14 мая 2015

Много магазинов – один кошелек

Ежегодно в области отмечался рост товарооборота, но с прошлого года в розничной торговле наблюдается его снижение – идет стагнация, или застой в экономике. Введенные санкции и антисанкции повлияли на потребительские возможности – люди стали меньше покупать.

В Архангельске – густо, в Приморском – пусто

С августа прошлого года поменялись взаимоотношения России с зарубежными партнерами, и принятую до 2020 года федеральную стратегию развития торговли пришлось корректировать. Сегодня она уже адаптирована под кризисные реалии. Если раньше главной целью было развитие крупных региональных и федеральных торговых сетей, то сейчас – создание комфортной среды через развитие многоформатной торговли, поддержка любых форм предпринимательства. 

Если помните, до кризиса по стране закрывались рынки, теперь, наоборот, создаются условия для развития мелких форм торговли. О путях развития отрасли и импортозамещении продовольствия рассказала нам Ирина Бажанова, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:

– Реалии рынка таковы: много магазинов – один покупатель. В области на тысячу человек приходится в два раза больше торговых площадей, чем это необходимо. В Котласе этот норматив превышен в три с половиной раза, в Северодвинске – в два и во столько же в Архангельске. В то же время Приморский район не обеспечен торговыми площадями в должном количестве. И вообще, в области есть места, где магазинов просто не существует.

Чтобы люди в буквальном смысле не остались без еды и вещей первой необходимости, принят закон, организующий доставку товаров в такие населенные пункты.

Киосков стало меньше

Больше всего в народе популярны супермаркеты и «магазины у дома», однако в перспективе магазинов шаговой доступности в Поморье станет меньше – им в современных условиях сложно выживать. Сегодня в области – 8547 предприятий розничной торговли, в том числе 1079 объектов мелкой розницы, это киоски и ларьки, которые сегодня активно закрываются. 

В десяти районах области торговые площади сократились: нерентабельные магазины ушли с рынка. Ситуация усугубляется еще и приходом в районы федералов. В противовес этому открываются торговые центры. И в Архангельске больше всего новых площадей – 60 тысяч квадратных метров.

В прошлом году областное правительство утвердило программу развития торговли, где учитывались все эти проблемы и тенденции. Считается, что торговля – одна из самых успешных по самоокупаемости отраслей, но на фоне последних событий в экономике ситуация изменилась, и власть не может оставаться в стороне. 

Если два года назад предприниматели жаловались губернатору: не можем запустить бизнес, площадей на всех не хватает, то сейчас эти заветные квадратные метры еженедельно освобождаются. И что хуже всего – люди убегают не только с конкретной точки, а вообще из торговли, остро встает кадровый вопрос.

Наши не умеют продавать

Так считает Ирина Бажанова и объясняет – они не могут ответить на элементарные вопросы: кто производитель товара, какой срок годности, как продукт хранить дома. Кадры для торговли в области готовят несколько учебных заведений, однако нехватка профессионалов актуальна как никогда.

– И до кризиса, и сейчас работодателей больше, чем соискателей, – комментирует Светлана Свирида, директор кадрового агентства INKA. – Местные сети начинают сами готовить свой персонал, чтобы конкурировать с федералами. И традиционными тренингами продаж здесь не обойтись, идет работа с мотивацией и личной эффективностью работника. 

Цель работодателей – научить персонал думать. Также директора стали внедрять стандарты деятельности: не просто «иди в зал и торгуй», а сперва изучи правила и алгоритмы, это положительная тенденция, но, опять же, федеральные сети давно это практикуют.

Кадровая работа – главнейшая для областной программы развития торговли. В кризис люди все чаще бросают популярные супермаркеты, где работали не один год, чтобы получать на тысячу больше в другом месте – без стандартов труда, без клиентов, а часто и без имени магазина. Зарплаты в этой отрасли у среднего персонала невысокие. Как видим, от роста цен пострадали не только покупатели, но и продавцы. 

В Поморье едут молдавские яблоки 

С запретом ввоза продовольствия из-за рубежа и введением антисанкций цены начали прыгать. Архангельская область прошла путь от августа до декабря безболезненно в сравнении с другими регионами. Почему? Наши торговые предприятия закупают товар крупными партиями на три-четыре месяца, и старые цены в Поморье продержались дольше. Но рост все же зафиксирован, и тут не нужен мониторинг, это заметила каждая пенсионерка.

– Однако на сегодня рост цен прекратился, даже наблюдается снижение, – комментирует Ирина Бажанова, – цены на свинину снизились на три процента, столько же – на яйцо, на четыре процента стал дешевле сахарный песок, на два – соль. 

Дешевле стали и яблоки. Кстати, раньше в магазине было десять ценников с этим фруктом, к концу прошлого года осталось два. Со временем польские яблоки в области удалось заменить аргентинскими и сербскими. 

С недавних пор заключен контракт с Приднестровьем, скоро яблоки оттуда появятся на наших прилавках по самой низкой в области цене – 59,90 за килограмм, если, конечно, торговые сети не сделают наценку. Теперь переговоры с молдавским поставщиком ведутся насчет персиков и вишни.

В тему

Северная картошка вытесняет импортную

Импортозамещение – это не только перезаключение контрактов, но и открытие новых производств, выращивание собственной продукции. Только вот процесс этот не однодневный. Долгие годы от подготовки семян до сбора урожая, суровый климат, закупка дорогостоящей сельскохозяйственной техники – барьеров много. Каких же продуктов в Поморье в достатке? А что еще придется поливать, и пропалывать?

Спрос рождает предложение, смекалистые северяне уже готовят замену забугорным фруктам. В Устьянском районе предприниматель собрался выращивать яблоки, и, казалось бы, дело пошло – уже саженцы посадил. Молодец, почему бы и нет? Жаль, наливных плодов ждать минимум через три года. 

Сегодня Архангельская область на 90 процентов обеспечена разве что только картофелем, все идет даже к тому, что иностранные клубни постепенно покинут прилавки. Еще у нас есть молоко, но продукты его переработки в должном объеме область пока не получает. Творог, сметана и сыр – все это делают в районах, но в небольшом объеме. 

Хорошим подспорьем для всех стала бы продукция Вельской птицефабрики, которая сегодня стоит без дела. По информации министерства АПК и торговли области, уже есть собственники, желающие ее реконструировать. И правительство в силу финансовых возможностей готово их поддержать.

Если покупатели запрет на зарубежные товары встретили без улыбки, местные фермеры хлопали в ладоши – открылись новые возможности для развития фермерских хозяйств. В области активно продвигаются товары северных производителей. У нас 173 таких магазина – тех, кто сам произвел и сам продал. И в перспективе их будет больше.

Много магазинов – один кошелек

В Архангельске – густо, в Приморском – пусто

С августа прошлого года поменялись взаимоотношения России с зарубежными партнерами, и принятую до 2020 года федеральную стратегию развития торговли пришлось корректировать. Сегодня она уже адаптирована под кризисные реалии. Если раньше главной целью было развитие крупных региональных и федеральных торговых сетей, то сейчас – создание комфортной среды через развитие многоформатной торговли, поддержка любых форм предпринимательства. 

Если помните, до кризиса по стране закрывались рынки, теперь, наоборот, создаются условия для развития мелких форм торговли. О путях развития отрасли и импортозамещении продовольствия рассказала нам Ирина Бажанова, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:

– Реалии рынка таковы: много магазинов – один покупатель. В области на тысячу человек приходится в два раза больше торговых площадей, чем это необходимо. В Котласе этот норматив превышен в три с половиной раза, в Северодвинске – в два и во столько же в Архангельске. В то же время Приморский район не обеспечен торговыми площадями в должном количестве. И вообще, в области есть места, где магазинов просто не существует.

Чтобы люди в буквальном смысле не остались без еды и вещей первой необходимости, принят закон, организующий доставку товаров в такие населенные пункты.

Киосков стало меньше

Больше всего в народе популярны супермаркеты и «магазины у дома», однако в перспективе магазинов шаговой доступности в Поморье станет меньше – им в современных условиях сложно выживать. Сегодня в области – 8547 предприятий розничной торговли, в том числе 1079 объектов мелкой розницы, это киоски и ларьки, которые сегодня активно закрываются. 

В десяти районах области торговые площади сократились: нерентабельные магазины ушли с рынка. Ситуация усугубляется еще и приходом в районы федералов. В противовес этому открываются торговые центры. И в Архангельске больше всего новых площадей – 60 тысяч квадратных метров.

В прошлом году областное правительство утвердило программу развития торговли, где учитывались все эти проблемы и тенденции. Считается, что торговля – одна из самых успешных по самоокупаемости отраслей, но на фоне последних событий в экономике ситуация изменилась, и власть не может оставаться в стороне. 

Если два года назад предприниматели жаловались губернатору: не можем запустить бизнес, площадей на всех не хватает, то сейчас эти заветные квадратные метры еженедельно освобождаются. И что хуже всего – люди убегают не только с конкретной точки, а вообще из торговли, остро встает кадровый вопрос.

Наши не умеют продавать

Так считает Ирина Бажанова и объясняет – они не могут ответить на элементарные вопросы: кто производитель товара, какой срок годности, как продукт хранить дома. Кадры для торговли в области готовят несколько учебных заведений, однако нехватка профессионалов актуальна как никогда.

– И до кризиса, и сейчас работодателей больше, чем соискателей, – комментирует Светлана Свирида, директор кадрового агентства INKA. – Местные сети начинают сами готовить свой персонал, чтобы конкурировать с федералами. И традиционными тренингами продаж здесь не обойтись, идет работа с мотивацией и личной эффективностью работника. 

Цель работодателей – научить персонал думать. Также директора стали внедрять стандарты деятельности: не просто «иди в зал и торгуй», а сперва изучи правила и алгоритмы, это положительная тенденция, но, опять же, федеральные сети давно это практикуют.

Кадровая работа – главнейшая для областной программы развития торговли. В кризис люди все чаще бросают популярные супермаркеты, где работали не один год, чтобы получать на тысячу больше в другом месте – без стандартов труда, без клиентов, а часто и без имени магазина. Зарплаты в этой отрасли у среднего персонала невысокие. Как видим, от роста цен пострадали не только покупатели, но и продавцы. 

В Поморье едут молдавские яблоки 

С запретом ввоза продовольствия из-за рубежа и введением антисанкций цены начали прыгать. Архангельская область прошла путь от августа до декабря безболезненно в сравнении с другими регионами. Почему? Наши торговые предприятия закупают товар крупными партиями на три-четыре месяца, и старые цены в Поморье продержались дольше. Но рост все же зафиксирован, и тут не нужен мониторинг, это заметила каждая пенсионерка.

– Однако на сегодня рост цен прекратился, даже наблюдается снижение, – комментирует Ирина Бажанова, – цены на свинину снизились на три процента, столько же – на яйцо, на четыре процента стал дешевле сахарный песок, на два – соль. 

Дешевле стали и яблоки. Кстати, раньше в магазине было десять ценников с этим фруктом, к концу прошлого года осталось два. Со временем польские яблоки в области удалось заменить аргентинскими и сербскими. 

С недавних пор заключен контракт с Приднестровьем, скоро яблоки оттуда появятся на наших прилавках по самой низкой в области цене – 59,90 за килограмм, если, конечно, торговые сети не сделают наценку. Теперь переговоры с молдавским поставщиком ведутся насчет персиков и вишни.

В тему

Северная картошка вытесняет импортную

Импортозамещение – это не только перезаключение контрактов, но и открытие новых производств, выращивание собственной продукции. Только вот процесс этот не однодневный. Долгие годы от подготовки семян до сбора урожая, суровый климат, закупка дорогостоящей сельскохозяйственной техники – барьеров много. Каких же продуктов в Поморье в достатке? А что еще придется поливать, и пропалывать?

Спрос рождает предложение, смекалистые северяне уже готовят замену забугорным фруктам. В Устьянском районе предприниматель собрался выращивать яблоки, и, казалось бы, дело пошло – уже саженцы посадил. Молодец, почему бы и нет? Жаль, наливных плодов ждать минимум через три года. 

Сегодня Архангельская область на 90 процентов обеспечена разве что только картофелем, все идет даже к тому, что иностранные клубни постепенно покинут прилавки. Еще у нас есть молоко, но продукты его переработки в должном объеме область пока не получает. Творог, сметана и сыр – все это делают в районах, но в небольшом объеме. 

Хорошим подспорьем для всех стала бы продукция Вельской птицефабрики, которая сегодня стоит без дела. По информации министерства АПК и торговли области, уже есть собственники, желающие ее реконструировать. И правительство в силу финансовых возможностей готово их поддержать.

Если покупатели запрет на зарубежные товары встретили без улыбки, местные фермеры хлопали в ладоши – открылись новые возможности для развития фермерских хозяйств. В области активно продвигаются товары северных производителей. У нас 173 таких магазина – тех, кто сам произвел и сам продал. И в перспективе их будет больше.

Поделиться
8717