30 апреля 2014

Много ли мы платим за ЖКХ?

Реалии требуют знаний

ЖКХ, тарифы, платежи, расчетные формулы — иногда кажется, что все это дебри, в которых буквально можно заблудиться. Сколько раз каждый из нас испытывал бессилие, пытаясь понять, почему в квитке за коммунальные услуги стоят именно такие цифры? И сколько раз проще было просто пойти и заплатить. Или написать куда-нибудь жалобу. Как бы грустно это ни звучало, но современный мир требует от людей компетентности в широком спектре вопросов. Именно поэтому на собрании Народной инспекции Виктор Иконников провел небольшой ликбез. 

Он рассказал о том, как формируется тариф и чем он отличается от платежей. Ведь, судя по жалобам, поступающим в агентство, многие из нас не различают этих понятий.

 

Кто их устанавливает

Система государственного регулирования тарифов, которая существует сегодня, состоит из двух уровней. На федеральном — правительство страны разрабатывает общую концепцию и принимает специальные документы, касающиеся тарифов. Затем Федеральная служба тарифов устанавливает предельный уровень, до которого могут вырасти цены, готовит методические рекомендации и после этого занимается контролем. Далее, тарифы контролируют и регулируют на местах, чем, собственно, и занимается наше агентство по тарифам и ценам. 

Как устанавливаются тарифы? С мая в стране начинается «тарифная кампания», в ходе которой разрабатываются и принимаются цены на следующий год. К началу мая все организации — естественные монополии, поставляющие нам тепло, воду, газ и так далее, — подают в агентство заявку на установление тарифа, представляют отчетность, а также обосновывают расчеты, почему цена должна быть именно такой. Агентство проверяет документы и проводит экспертизу. Осенью, после того как на федеральном уровне устанавливают предельно допустимый рост тарифов, на местах коллегиально принимается окончательное решение. В коллегии — восемь членов, причем два из них внешние — представитель совета рынка, а также из антимонопольной службы.

Кроме того, три последних года при агентстве по тарифам и ценам существует особый общественный орган — совет потребителей естественных монополий при губернаторе. Однажды на встрече с президентом предприниматели задали вопрос: «Почему мы являемся потребителями, но не участвуем ни в тарификации, ни в формировании инвестиционных программ?» Президент, заинтересовавшись подобным заявлением, дал ряд поручений, для того чтобы монополии стали более открытыми для предпринимателей. Так появилось предложение создавать подобные советы. Область поддержала идею и теперь реализует свой пилотный проект. Ведет его губернатор, повестку формирует совет, а агентство по тарифам занимается организационными вопросами. 

— По моему мнению, это даже не вопрос контроля, а вопрос участия в деятельности естественных монополий, — поделился Виктор Иконников. — Совет составляют три группы — предприниматели, общественники и представители партий. Их полномочия — это участие в формировании инвестпрограмм и регулирование тарифов. Таким образом, общественники будут контролировать тарифы и наблюдать за их исполнением.

arh17 24 52da8

Тариф или платеж?

Конечно, это сложнейшие формулы с множеством показателей. Но, если сильно упрощать, по сути, цена включает в себя две составляющие — затраты и объем услуг, предоставленных с приборов учета организаций. Так вот, в жизни мы чаще всего сталкиваемся не с тарифами, а с платежами.

— По тем жалобам, которые поступают в агентство, можно сделать вывод, что люди больше интересуются не тарифами, а платежами, — отметил Виктор Иконников. — Платеж, в свою очередь, — это тариф, умноженный на объем потребления услуг. Полномочия же нашего агентства касаются только установления тарифа. Платежи, к сожалению, мы не имеем права контролировать. 

Получается, что, если в платеже применен не тот тариф, они могут разбираться, вводить санкции и так далее, но если вопрос касается объема потребления, они не имеют права реагировать, залезая при этом не в свою сферу. То есть, если вы не согласны со своим платежом, надо обращаться либо в управляющую компанию, либо в жилищную инспекцию, либо в министерство ТЭК И ЖКХ.

И вот еще один вопрос, наверное, больше философский, чем практический. Много ли мы платим за коммунальные услуги? Конечно, любой человек скажет: «Много!» Как минимум больше, чем раньше… Тем не менее, как утверждает руководитель агентства, по данным статистики за 2012 год, появившимся в середине прошлого года, наша область в общероссийском рейтинге по доле расходов на ЖКХ из общего дохода семьи смотрится неплохо.

— В 2013 году в нашей области был один из самых низких показателей роста тарифа, — подчеркнул Виктор Михайлович. — Это факт. Вообще для понимания скажу: тарифы, по которым за коммунальные услуги, например за воду и тепло, платит население, ниже, чем экономически обоснованные. Экономически обоснованные тарифы не растут, они стабилизировались. И теперь то, что платят люди, доводится до экономически обоснованного уровня.

Такая мера существует целенаправленно на протяжении многих лет. Специально для компенсации разницы в областном бюджете предусматриваются немаленькие субсидии. В целом же на погашение разницы государство доплачивает примерно три миллиарда рублей.

 

Много ли мы платим за ЖКХ?

Он рассказал о том, как формируется тариф и чем он отличается от платежей. Ведь, судя по жалобам, поступающим в агентство, многие из нас не различают этих понятий.

 

Кто их устанавливает

Система государственного регулирования тарифов, которая существует сегодня, состоит из двух уровней. На федеральном — правительство страны разрабатывает общую концепцию и принимает специальные документы, касающиеся тарифов. Затем Федеральная служба тарифов устанавливает предельный уровень, до которого могут вырасти цены, готовит методические рекомендации и после этого занимается контролем. Далее, тарифы контролируют и регулируют на местах, чем, собственно, и занимается наше агентство по тарифам и ценам. 

Как устанавливаются тарифы? С мая в стране начинается «тарифная кампания», в ходе которой разрабатываются и принимаются цены на следующий год. К началу мая все организации — естественные монополии, поставляющие нам тепло, воду, газ и так далее, — подают в агентство заявку на установление тарифа, представляют отчетность, а также обосновывают расчеты, почему цена должна быть именно такой. Агентство проверяет документы и проводит экспертизу. Осенью, после того как на федеральном уровне устанавливают предельно допустимый рост тарифов, на местах коллегиально принимается окончательное решение. В коллегии — восемь членов, причем два из них внешние — представитель совета рынка, а также из антимонопольной службы.

Кроме того, три последних года при агентстве по тарифам и ценам существует особый общественный орган — совет потребителей естественных монополий при губернаторе. Однажды на встрече с президентом предприниматели задали вопрос: «Почему мы являемся потребителями, но не участвуем ни в тарификации, ни в формировании инвестиционных программ?» Президент, заинтересовавшись подобным заявлением, дал ряд поручений, для того чтобы монополии стали более открытыми для предпринимателей. Так появилось предложение создавать подобные советы. Область поддержала идею и теперь реализует свой пилотный проект. Ведет его губернатор, повестку формирует совет, а агентство по тарифам занимается организационными вопросами. 

— По моему мнению, это даже не вопрос контроля, а вопрос участия в деятельности естественных монополий, — поделился Виктор Иконников. — Совет составляют три группы — предприниматели, общественники и представители партий. Их полномочия — это участие в формировании инвестпрограмм и регулирование тарифов. Таким образом, общественники будут контролировать тарифы и наблюдать за их исполнением.

arh17 24 52da8

Тариф или платеж?

Конечно, это сложнейшие формулы с множеством показателей. Но, если сильно упрощать, по сути, цена включает в себя две составляющие — затраты и объем услуг, предоставленных с приборов учета организаций. Так вот, в жизни мы чаще всего сталкиваемся не с тарифами, а с платежами.

— По тем жалобам, которые поступают в агентство, можно сделать вывод, что люди больше интересуются не тарифами, а платежами, — отметил Виктор Иконников. — Платеж, в свою очередь, — это тариф, умноженный на объем потребления услуг. Полномочия же нашего агентства касаются только установления тарифа. Платежи, к сожалению, мы не имеем права контролировать. 

Получается, что, если в платеже применен не тот тариф, они могут разбираться, вводить санкции и так далее, но если вопрос касается объема потребления, они не имеют права реагировать, залезая при этом не в свою сферу. То есть, если вы не согласны со своим платежом, надо обращаться либо в управляющую компанию, либо в жилищную инспекцию, либо в министерство ТЭК И ЖКХ.

И вот еще один вопрос, наверное, больше философский, чем практический. Много ли мы платим за коммунальные услуги? Конечно, любой человек скажет: «Много!» Как минимум больше, чем раньше… Тем не менее, как утверждает руководитель агентства, по данным статистики за 2012 год, появившимся в середине прошлого года, наша область в общероссийском рейтинге по доле расходов на ЖКХ из общего дохода семьи смотрится неплохо.

— В 2013 году в нашей области был один из самых низких показателей роста тарифа, — подчеркнул Виктор Михайлович. — Это факт. Вообще для понимания скажу: тарифы, по которым за коммунальные услуги, например за воду и тепло, платит население, ниже, чем экономически обоснованные. Экономически обоснованные тарифы не растут, они стабилизировались. И теперь то, что платят люди, доводится до экономически обоснованного уровня.

Такая мера существует целенаправленно на протяжении многих лет. Специально для компенсации разницы в областном бюджете предусматриваются немаленькие субсидии. В целом же на погашение разницы государство доплачивает примерно три миллиарда рублей.

 

Поделиться
1932