23 декабря 2020

Михаил Супрун: «Белых пятен в истории войны в Арктике еще очень много»

Предстоящее в следующем году 80-летие «Дервиша» – отличный повод еще раз внимательно посмотреть на события, изменившие ход мировой истории. Известный архангельский историк Михаил Супрун уверен, что ленд-лизовские механизмы взаимодействия стран, выработанные в годы Второй мировой войны и успешно примененные, в том числе и в условиях Арктики, актуальны и сегодня.

Михаил Супрун: «Белых пятен в истории войны в Арктике еще очень много»

Они вполне могут быть востребованы в борьбе с голодом, эпидемиями и иными глобальными вызовами, которых с каждым годом перед человечеством возникает все больше. Но для того чтобы воспользоваться бесценным опытом, нужно помнить и изучать историю, в которой до сих пор остается еще очень много белых пятен.

Больше, чем просто логистика

Профессор Супрун считает, что для понимания особой важности и исторического значения Арктических конвоев нужно в первую очередь вспомнить о стратегии антигитлеровской коалиции.

– Вторая мировая война, как и ее предшественница – Первая мировая, – была войной коалиций, объединенных общими целями, а значит и стратегиями, которые разрабатывались и регулярно совершенствовались в зависимости от положения на фронтах, – считает Михаил Николаевич. – По моим данным, антигитлеровская коалиция провела около 30 конференций самого высокого уровня, на которых вырабатывалась единая стратегия, отвечавшая ситуации на фронтах и интересам каждого участника блока.

Создание коалиции началось в 1939 году, когда против Германии в защиту Польши выступили Англия и Франция. Вскоре в Лондон перебрались правительства большинства побежденных нацистами стран (Нидерландов, Норвегии, Чехословакии, Польши, Бельгии и других государств), передав свои полномочия и ресурсы премьер-министру Уинстону Черчиллю.

Поэтому именно под его руководством была разработана общая для союзных государств стратегия так называемой периферийной войны. Иногда ее называли еще «стратегия непрямых действий», или «стягивание кольца». Ее цель – создать кольцо блокады вокруг Германии, сохраняя при этом свои ресурсы, а также влияние на периферии.

Затем, постепенно сжимая кольцо со всех сторон, заставить представителей этой высококультурной нации свергнуть Гитлера. Не случайно уже в день вторжения немецких войск в СССР Черчилль заявил о всемерной поддержке Сталина: Восточный фронт замыкал кольцо вокруг Германии.

Британская периферийная стратегия оставалась общей для всей коалиции вплоть до Тегеранской конференции, то есть до конца 1943 года. В соответствии с этой стратегией именно в Арктике, в верхнем секторе кольца, в Норвегии и на Кольском полуострове, англичане в начале войны планировали открыть второй фронт. Поэтому Северные конвои стали важнейшим элементом войны в высоких широтах – главном театре военных действий на море во время Второй мировой войны. По сути, здесь решалась судьба всей войны на море.

Это понимали и в Германии, чей флот продолжал находиться в «душной балтийской луже», не имея выхода в океан. В декабре 1941 года Гитлер отдал приказ, согласно которому каждый военный корабль Кригсмарине (военно-морских сил Германии), который находится не у берегов Норвегии, «находится не там, где ему положено быть».

В декабре 1941 года немецким морякам удалось воспользоваться туманами, растерянностью англичан, хорошей оперативной работой своей разведки и вывести флот через датские проливы на просторы Мирового океана. Таким образом, все основные боевые корабли, включая самые мощные линкоры «Тирпиц», «Шарнгхорст», оказались в арктических водах, где и начались основные военные действия на море.

– Есть довольно распространенное мнение, что объем перевезенных грузов в рамках ленд-лиза на Тихом океане был значительно большим, чем на Севере. Отдельные исследователи говорят, что даже через Персидский залив было доставлено почти столько же грузов, как и у нас. На ваш взгляд, почему основное внимание уделяется именно Северным конвоям?

– Это действительно так, и спорить с этим бессмысленно. Но надо помнить при этом, что на тихоокеанском маршруте транспорты ходили без боевого прикрытия и перевозили главным образом грузы гражданского назначения. Кроме того, грузы из Владивостока надо было еще и перевезти через всю страну, что, как вы понимаете, в условиях войны было весьма непросто и очень долго…

Перевозки через Персидский залив также были более затратными, несмотря на их относительную безопасность. Из-за отсутствия в Персии транспортной инфраструктуры этот маршрут заработал лишь с конца 1942 года. Кроме того, Персидский коридор был в несколько раз длиннее, нежели северный маршрут поставок, поэтому каждое судно вынуждено вместо крайне важных для нашей страны грузов значительную часть своего тоннажа заполнять топливом.

Помимо прочего, если мы говорим о значении Северных конвоев, нужно рассматривать их не только с точки зрения скорости доставки, важности самих грузов или, как бы сейчас сказали, логистики.

Конвои проходили через главный морской театр военных действий и во многом определяли исход всей Второй мировой войны на море. А операции вокруг конвоев стали беспрецедентным опытом сотрудничества десятка государств в борьбе против общего врага.

Ленд-лиз: два главных этапа

Стоит отметить, что нынешнее молодое поколение (впрочем, и не только совсем уж молодое), даже если и слышало термин «ленд-лиз», то вряд ли может подробно объяснить его суть и механизм действия. На самом деле, это понятие было введено в обиход президентом США Франклином Рузвельтом и в дословном переводе означает «заем-аренда». Предполагалось, что страны антигитлеровской коалиции создают специальный пул, в который передают те ресурсы, которыми обладают и которые могут помочь в борьбе с врагом. В свою очередь они могут брать из него то, что необходимо именно им.

По мнению Михаила Супруна, в истории ленд-лиза четко просматриваются два этапа, две концепции, разделенные Перл Харбором, то есть до участия Соединенных Штатов непосредственно в военных действиях, и после декабря 1941 года, когда американцы вступили в войну.

– Подписывая в марте 1941 года закон о ленд-лизе, президент Рузвельт пообещал матерям Америки, что их дети не будут участвовать в войне на чужой территории за чужие интересы, – рассказывает Михаил Николаевич. – И держал свое слово, по крайней мере до декабря 1941 года. Поэтому изначальную концепцию ленд-лиза я называю концепцией участия в войне без участия в военных действиях, или proxy-war (война на расстоянии). Помогая ленд-лизовскими поставками союзникам в Европе, нейтральные Соединенные Штаты максимально оттягивали свое участие в войне.

Однако после вступления в войну в декабре 1941 года США кардинально изменили ленд-лизовскую концепцию, предложив создать общий «резервуар (пул) Победы», в который каждое государство вкладывало все, что могло, и брало все, что необходимо для победы над врагом. Правда, после окончания военных действий требовалось вернуть уцелевшую технику и неиспользованные ресурсы или оплатить их стоимость.

Этот пул стал важнейшим цементирующим фактором коалиции. Если 1 января 1942 года свое участие в коалиции подтвердили 25 государств, то к концу войны их было уже 64.

Ошибка Сталина и хитрость Рузвельта

Профессор Супрун считает, что Сталин совершил грубую ошибку, отказавшись поначалу от помощи по ленд-лизу, подозревая в ней какой-то подвох. «Поблагодарить» за это стоило бы тогдашнего посла в США Константина Уманского, который смог убедить Верховного в том, что проверенный кредит надежнее непонятного ленд-лиза.

– Осознание ошибки пришло в конце августа – начале сентября. С прорывом немцами старой линии обороны на Днепре («линии Сталина») 3 сентября 1941 года Сталин отправил Черчиллю телеграмму, которая у историков называется «панической», – рассказывает Михаил Николаевич. – В ней говорилось о надвигающейся катастрофе на Восточном фронте и необходимости оказания СССР незамедлительной помощи. Черчилль тут же сообщил о телеграмме Рузвельту, и тот в свою очередь принял решение не только кратно увеличить, но и перевести все поставки в СССР на условия ленд-лиза, а не по кредитным договорам, как это было до данного момента.

Рузвельт строго наказал своим подчиненным, «давать, давать и давать, ничего не прося взамен», то есть оказать Советскому Союзу срочную и максимальную помощь. А поскольку американская «программа Победы» еще не была запущена в должной мере, в СССР были отправлены самолеты, стоявшие на боевом дежурстве в системе ПВО самих Соединенных Штатов.

– В некоторых советских источниках бытует мнение, что начало поставок по ленд-лизу было приурочено к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, то есть к 7 ноября. Но вы называли другие даты, более ранние. Что является более точным утверждением?

– Реальная помощь по ленд-лизу была распространена на СССР с 6 сентября, – рассказал профессор Супрун. – Американский президент блестяще обошел решение Конгресса и мнение американцев, которые, по оценкам социологов, не испытывали особых симпатий к Сталину, заключившему в 1939 году договоры с Гитлером. А потому оказание срочной помощи СССР могло затянуться. Поэтому Рузвельт 6 сентября на свой страх и риск перевел ленд-лиз на СССР, отправив дополнительные стратегические грузы будто бы в Англию, но… для Советского Союза.

Официально же он объявил о переводе ленд-лиза на СССР 7 ноября. А еще к одному празднику, очень значимому для советских людей – 23 февраля, – Рузвельт объявил об аннулировании всех предыдущих выданных кредитов и долгов по ним.

Таким образом, можно считать, что поставки по ленд-лизу начались именно с нашего, архангельского «Дервиша», который вошел в историю как PQ-0: доставленные этим конвоем американские грузы были поставлены по кредиту, а разгружались – по ленд-лизу.

Долг платежом красен

Вступая в пул и пользуясь ресурсами по ленд-лизу, Советский Союз брал на себя определенные обязательства, вокруг которых даже по прошествии восьми десятков лет не утихают споры. Мы спросили у профессора Супруна, насколько выгодным было это сотрудничество в экономическом плане и сколько на самом деле средств нашей стране пришлось вернуть.

– Всего СССР получил помощи в рамках ленд-лиза примерно на 14 миллиардов долларов, с учетом инфляции по нынешнему курсу это более 200 миллиардов долларов, – рассказал Михаил Николаевич. – Притом что именно наши специалисты из микояновского Инженерного отдела НКВТ заказывали все, что было необходимо наркоматам: новейшие образцы боевой техники, материалы, механизмы, сырье, оборудование. Американский ленд-лиз не только обеспечивал оружием и техникой Советскую армию, но и заполнял бреши нашей экономики.

По обратному ленд-лизу, как его называют, Советский Союз вложил в пул ресурсов примерно на два миллиона долларов. В основном это были лес, целлюлоза и руда, которыми загружали суда, шедшие в обратную сторону. Однако основным вкладом СССР в «резервуар Победы» стало удержание Восточного фронта – то есть кровь советских солдат, обильно вливавшаяся в этот пул, цену которой посчитать невозможно. Поэтому бессмысленно спорить о том, кто внес больший вклад в Победу: ленд-лиз был нужен Советскому Союзу настолько, насколько был нужен Восточный фронт нашим союзникам. Такой вывод вытекает из самой концепции ленд-лиза.

Правда, с началом холодной войны американцы посчитали, что в СССР должно было остаться ленд-лизовских материалов и техники на сумму не менее чем на шесть миллиардов долларов, предложив вернуть или оплатить их. Переговоры затянулись. Часть техники была возвращена, часть оплачена. На начало 1990-х годов долг составлял около 630 миллионов долларов и вскоре был прощен в обмен на участие России в совместных антитеррористических операциях.

Город и голод

Парадоксально, но наш город, через который начиная с сентября 1941 года шел довольно большой поток военных грузов, в том числе продовольствия, был вынужден голодать. По данным некоторых источников, по количеству смертей именно от голода он уступил во время войны лишь блокадному Ленинграду…

– Голод в Архангельске начался уже с октября-ноября 1941 года, к декабрю положение стало критическим, – рассказывает профессор Супрун. – Есть дневники очевидцев, в частности пенсионера Филадельфа Паршинского, который начиная с октября вынужден был отлавливать и есть кошек. Многие ветераны, пережившие этот период войны в Архангельске, рассказывали мне, чем отличается вкус мяса щенят или котят от вкуса мяса ворон или крыс.

По данными городского ЗАГСа, из 38 тысяч смертей, зарегистрированных за годы войны, двадцать тысяч приходится на зиму 1941/42 года. Но это официальная и явно не очень точная цифра. Зачастую горожане не сообщали об умерших, чтобы продолжать получать хлеб по карточкам.

Между тем в городе накануне войны было зарегистрировано 210 тысяч жителей и около 70 тысяч практически неучтенного так называемого «временного кадра» – ссыльных, трудмобилизованных, беженцев… Зачастую их смерть в ЗАГСе не фиксировалась вообще. Нетрудно посчитать, что как минимум жизнью каждого пятого жителя Архангельска город заплатил за своевременно перевезенные стратегические грузы, произведенную целлюлозу, пиломатериалы, отремонтированные суда и корабли.

Иногда можно прочитать, что уполномоченный Государственного Комитета Обороны Иван Папанин, курировавший лендлизовские перевозки на Севере, просил Москву оставить для нужд горожан часть поступающего продовольствия.

Бывший начальник транспортного отдела обкома партии Константин Костров рассказывал мне, что он обращался к Папанину с подобной просьбой и что будто бы после этого Сталин разрешил оставить для Архангельска пароход канадской пшеницы.

Несомненно, в связи с огромными работами по расширению порта в город должны были быть направлены дополнительные продовольственные фонды, но конкретных указаний на поддержку горожан или на то, какой пароход был оставлен, я так и не нашел.

От регионального сотрудничества к глобальной коалиции

Напомним, что официальные власти на историю «Дервиша» обратили внимание лишь в 1991 году, когда было решено отмечать 50-летие прихода первого конвоя PQ-0 в Архангельск.

Пожалуй, самым масштабным событием за минувшие двадцать лет стали юбилейные мероприятия к 75-летию Северных конвоев, которые широко и торжественно прошли в Архангельске в 2016 году. Помимо череды официальных торжественных мероприятий, в САФУ прошла Международная научная конференция «От регионального сотрудничества к глобальной коалиции». Профессор Супрун был одним из авторов программы научного форума.

– В целом конференция прошла весьма успешно, – рассказал Михаил Николаевич. – Приехала большая польская делегация во главе с консулом, были исследователи из Америки, Англии и Норвегии. Почти половина участников были иностранцы. В числе российских ученых был и профессор М. Ю. Мягков, заместитель председателя Российского военно-исторического общества по науке, ученый секретарь Института истории РАН доктор В. А. Невежин. Речь на конференции шла о том, что «Дервиш» стал своего рода первой ласточкой, а за ним последовало создание глобальной коалиции в борьбе с общим врагом.

К сожалению, с тех пор из жизни ушло много ветеранов, поэтому при планировании следующих юбилейных мероприятий попробуем расставить иные акценты, будем искать другие темы. Благо их довольно много.

На повестке – социальная история конвоев

По мнению Михаила Николаевича, в год 80-летия «Дервиша» одним из новых подходов к научному изучению темы значения и роли Cеверных конвоев может стать социальная история.

– Было бы интересно посмотреть, например, на конвойные операции на уровне истории повседневности, на уровне восприятия союзниками русских, а русскими – союзников; с точки зрения микроистории; проследить биографии участников конвоев, – считает профессор Супрун. – Кроме того, совсем недавно, в конце октября, к нашему губернатору обратился его коллега из Ямало-Ненецкого округа. Он предлагает организовать совместный проект под названием «Арктический некрополь». Власти округа готовы предоставить большое судно с вертолетом для поиска погибших судов и кораблей на маршруте конвоев, выделили в этом году своим поисковикам почти полтора миллиона рублей на исследовательскую работу. Между тем мы уже много лет собираем об этом информацию и можем создать полную базу погибших кораблей и самолетов, разместив, например, на нашем сайте. Это очень интересная исследовательская работа, и, насколько я знаю, губернатор Архангельской области отнесся к этой идее с большим вниманием и интересом.

Еще один проект, который можно будет обсуждать на предстоящей в 2021 году конференции, касается соглашения между САФУ и Высшей школой экономики. Там создан центр истории и социологии Второй мировой войны, который возглавляет известный историк О. В. Будницкий. В рамках этого проекта в университете также создана зеркальная лаборатория истории и социологии Второй мировой войны в Арктике. Понимая трудности с финансированием, сотрудники САФУ готовы работать в рамках этого проекта безвозмездно, зато наши студенты и аспиранты смогут ездить в ВШЭ на стажировки, конференции, в экспедиции.

Мы очень надеемся, что эти три проекта – социальная история конвоев, «Арктический некрополь» и сотрудничество с Высшей школой экономики – найдут отражение в программе конференции, посвященной 80-летию «Дервиша».

Отвечая на вопрос, почему нужно продолжать изучать тему войны в Арктике (ведь, казалось бы, прошло столько времени и все уже понятно), профессор Супрун полагает, что каждый настоящий пытливый исследователь практически в любой, даже самой раскрученной теме, может легко обнаружить белые пятна.

Алексей Новиков

Поделиться
82323