25 апреля 2018

Мифы и реалии ямочного ремонта

Не панацея, а вынужденная мера

– Прежде всего важно понимать, что ямочный ремонт как вид дорожной деятельности – мера временная и отличающаяся лишь краткосрочным эффектом. Она ни в коем случае не может заменить собой полноценный дорожный ремонт, и тем более капремонт. Довольно большой объем работ по ямочному ремонту в нашей стране объясняется лишь одной проблемой: систематическим несоблюдением межремонтных сроков для дорог. Именно эта проблема является актуальной для большинства российских регионов, – рассказывает глава минтранса Поморья.

Ямочный ремонт делится на две стадии

– Основная масса работ проводится в весенний период, после прихода устойчивых плюсовых температур, и завершается, как правило, к 15 июня.

В этот же весенний период дорожные организации делают все, чтобы минимизировать количество влаги на дорогах: проводится уборка снежных валов с обочин и откосов, прочищаются водопропускные трубы.

10–15 процентов работ по ямочному ремонту проводится осенью, их цель – подготовка проблемных дорог к зиме, чтобы минимизировать проникновение влаги в дорожную одежду следующей весной, – говорит Вадим Кривов.

Дорожный ямочный ремонт. Фото: bezformata.ru

Городские дороги разрушаются быстрее

Гораздо сложнее ситуация в городской черте, где дорога обычно является самой низкой точкой. В городах нет возможности строить насыпи, вода постоянно сходит непосредственно на дорогу, а стабильно высокие и с каждым годом растущие нагрузки со стороны автотранспорта еще более укорачивают жизненный цикл трасс. Вадим Кривов подчеркивает: если говорить о центральных улицах Архангельска, их ремонт раз в пять лет – это норма. Так должно делаться в идеале.

– Любой нормальный ремонт должен начинаться с подготовки полноценного проекта. Конечно, это выливается в дополнительные траты, поэтому это правило в российских условиях соблюдается не всегда. Ремонты в городах нередко производятся лишь по дефектным ведомостям. Ни изыскатели, ни проектировщики к работам не привлекаются. А ведь именно они должны определять тип и марку асфальтобетона для каждого конкретного участка и улицы исходя из той же интенсивности транспортного потока, – отмечает министр транспорта Архангельской области.

Дороги «из заплаток» или нормативное содержание?

– Так называемый ямочный ремонт – мера вынужденная, аварийная и временная. Мера, которая по определению не должна носить системный характер. Она нацелена лишь на кратковременное устранение имеющихся проблем на дороге, на то, чтобы хоть как-то продлить срок службы дорожного полотна.

Однако чем более увеличивается несоблюдение межремонтных сроков, тем более системными – и вместе с тем малоэффективными – становятся ямочные ремонты. Рано или поздно мы, таким образом, получаем дорогу, которая полностью состоит из «заплаток». При этом данные работы при сравнительной дешевизне по итогам года выливаются в круглую сумму.

Для сравнения: из общегодовой стоимости всего комплекса работ по содержанию автодорог в отдельном районе Архангельской области на ямочный ремонт приходится примерно 10–12 процентов. При сегодняшних объемах финансирования это сотни миллионов рублей в год по всей области, – рассказывает Вадим Кривов.

Идеал, к которому необходимо стремиться

– Непростая ситуация, выход из которой тем не менее всегда на виду. Стоит лишь сравнить дороги муниципального или регионального подчинения с федеральными трассами (например, М-8). На последних четко соблюдаются межремонтные сроки. По сути, это идеал, к которому необходимо стремиться, – говорит министр транспорта Поморья.

Необходимость в ямочных ремонтах и затраты на них просто отпадают, когда дорога имеет нормативное финансирование, прописанное в государственных стандартах.

– Тем не менее мы не можем не признать, что профессиональный уровень и техническая оснащенность дорожных организаций, работающих на территории Архангельской области, стабильно повышаются год от года. Постоянно, пусть и не так быстро, как нам бы хотелось, растет процент региональных дорог, приведенных в нормативное состояние. А положения недавнего Послания Президента России дают нам уверенность в том, что позиция государства по региональным дорогам меняется, а значит, объем финансирования дорожных работ в области будет расти, – уверен Вадим Кривов.

Современные технологии позволяют проводить работы по ямочному ремонту круглогодично и практически в любую погоду. Вопрос лишь в стоимости конкретных технологий: летом для «лечения» ям можно использовать более дешевые виды ремонта. Однако весна – самый тяжелый период для любой дороги, время, когда все дорожные проблемы обостряются в разы. Виной всему вода.

Мифы и реалии ямочного ремонта

Ямочный ремонт делится на две стадии

– Основная масса работ проводится в весенний период, после прихода устойчивых плюсовых температур, и завершается, как правило, к 15 июня.

В этот же весенний период дорожные организации делают все, чтобы минимизировать количество влаги на дорогах: проводится уборка снежных валов с обочин и откосов, прочищаются водопропускные трубы.

10–15 процентов работ по ямочному ремонту проводится осенью, их цель – подготовка проблемных дорог к зиме, чтобы минимизировать проникновение влаги в дорожную одежду следующей весной, – говорит Вадим Кривов.

Дорожный ямочный ремонт. Фото: bezformata.ru

Городские дороги разрушаются быстрее

Гораздо сложнее ситуация в городской черте, где дорога обычно является самой низкой точкой. В городах нет возможности строить насыпи, вода постоянно сходит непосредственно на дорогу, а стабильно высокие и с каждым годом растущие нагрузки со стороны автотранспорта еще более укорачивают жизненный цикл трасс. Вадим Кривов подчеркивает: если говорить о центральных улицах Архангельска, их ремонт раз в пять лет – это норма. Так должно делаться в идеале.

– Любой нормальный ремонт должен начинаться с подготовки полноценного проекта. Конечно, это выливается в дополнительные траты, поэтому это правило в российских условиях соблюдается не всегда. Ремонты в городах нередко производятся лишь по дефектным ведомостям. Ни изыскатели, ни проектировщики к работам не привлекаются. А ведь именно они должны определять тип и марку асфальтобетона для каждого конкретного участка и улицы исходя из той же интенсивности транспортного потока, – отмечает министр транспорта Архангельской области.

Дороги «из заплаток» или нормативное содержание?

– Так называемый ямочный ремонт – мера вынужденная, аварийная и временная. Мера, которая по определению не должна носить системный характер. Она нацелена лишь на кратковременное устранение имеющихся проблем на дороге, на то, чтобы хоть как-то продлить срок службы дорожного полотна.

Однако чем более увеличивается несоблюдение межремонтных сроков, тем более системными – и вместе с тем малоэффективными – становятся ямочные ремонты. Рано или поздно мы, таким образом, получаем дорогу, которая полностью состоит из «заплаток». При этом данные работы при сравнительной дешевизне по итогам года выливаются в круглую сумму.

Для сравнения: из общегодовой стоимости всего комплекса работ по содержанию автодорог в отдельном районе Архангельской области на ямочный ремонт приходится примерно 10–12 процентов. При сегодняшних объемах финансирования это сотни миллионов рублей в год по всей области, – рассказывает Вадим Кривов.

Идеал, к которому необходимо стремиться

– Непростая ситуация, выход из которой тем не менее всегда на виду. Стоит лишь сравнить дороги муниципального или регионального подчинения с федеральными трассами (например, М-8). На последних четко соблюдаются межремонтные сроки. По сути, это идеал, к которому необходимо стремиться, – говорит министр транспорта Поморья.

Необходимость в ямочных ремонтах и затраты на них просто отпадают, когда дорога имеет нормативное финансирование, прописанное в государственных стандартах.

– Тем не менее мы не можем не признать, что профессиональный уровень и техническая оснащенность дорожных организаций, работающих на территории Архангельской области, стабильно повышаются год от года. Постоянно, пусть и не так быстро, как нам бы хотелось, растет процент региональных дорог, приведенных в нормативное состояние. А положения недавнего Послания Президента России дают нам уверенность в том, что позиция государства по региональным дорогам меняется, а значит, объем финансирования дорожных работ в области будет расти, – уверен Вадим Кривов.

Современные технологии позволяют проводить работы по ямочному ремонту круглогодично и практически в любую погоду. Вопрос лишь в стоимости конкретных технологий: летом для «лечения» ям можно использовать более дешевые виды ремонта. Однако весна – самый тяжелый период для любой дороги, время, когда все дорожные проблемы обостряются в разы. Виной всему вода.

Поделиться
26718