Место имеет значение

Участок на трассе М-8 включен в проект территориальной схемы по обращению с ТКО

Предварительные результаты исследования участка на 30-м километре трассы М-8 подтвердили возможность организации там нового объекта обращения с ТКО. Определение опорного пункта территориальной схемы необходимо для расчета тарифа регионального оператора. Изыскания проводились после решения общественной комиссии, которая из нескольких предложенных вариантов рекомендовала рассмотреть эту территорию под место будущего межмуниципального полигона.

Куда едем?

«Архангельский вопрос» – вернее, вопрос о том, куда же везти ТКО в пределах «Большого Архангельска», стал, пожалуй, самым сложным.

С одной стороны, проблема заключается в болотистых грунтах на прилегающих территориях, с другой – расположенные неподалеку от городов многочисленные дачные поселки не хотят видеть рядом с собой хранилища отходов, даже если это будут современные эффективные производства по их переработке.

После того как северодвинцам удалось «отодвинуть от себя» проблему с размещением свалки в Рикасихе, по поручению правительства региона была создана специальная комиссия, в которую вошли общественники, депутаты, представители экологических организаций и органов местного самоуправления. По итогам обсуждений было принято решение рекомендовать правительству Архангельской области использовать земельный участок в районе тридцатого километра трассы М-8. Это место будет использоваться для обработки и размещения отходов из Северодвинска, Новодвинска, Архангельска, Приморского и Холмогорского районов. Однако, и это подчеркивают в правительстве, принятое решение не является окончательным.

– Это решение носит исключительно рекомендательный характер, правительство не связано с доводами и аргументами комиссии, – считает заместитель председателя регионального правительства, курирующий экологические проблемы, Евгений Фоменко. – Учитывая опыт обсуждения экологических проблем с гражданским обществом, правительством было принято решение до включения перспективной площадки размещения ТКО в территориальную схему провести предварительные изыскания. Именно предварительные, для общего понимания структуры грунтов – стоит ли готовить пакет документов для этого участка или нет. Это начальная стадия технико-экономического обоснования.

Результаты

Предварительные инженерно-изыскательские работы проводили специалисты Архангельского треста инженерно-строительных изысканий (ООО «АрхангельскТИСИз»). Геологам предстояло выяснить наличие поверхностных вод, глубину залегания грунтовых вод и уточнить ряд других параметров.

– Все работы проводились с привлечением общественной инициативной группы жителей поселка Катунино, – сказал на брифинге по итогам изыскательских работ председатель Собрания депутатов Приморского района Александр Авилов.

Для размещения подобных объектов земельный участок должен соответствовать 16 критериям, главные из которых – наличие глин или тяжелых суглинков, залегание грунтовых вод на глубине более двух метров. Нельзя размещать полигон на болоте глубиной более метра и на участках с выходом на поверхность грунтовых вод, ключей, на местности, затопляемой паводковыми водами, а также на местах геологических разломов и на участках, удаленных менее чем на 15 километров от аэропортов.

– Мы пробурили три скважины глубиной 15 метров и выяснили, что на данном участке почворастительный слой составляет 10 см. Далее идут ледниковые отложения в виде твердых суглинков. Толщина этого слоя составляет от трех с половиной до пяти метров. Ниже идут песочные отложения. Гидрогеологические условия характеризуются одним водоносным горизонтом подземных вод на глубине 5,2–10,9 метра, – сообщил генеральный директор «АрхангельскТИСИз» Александр Кабанихин.

Таким образом, эта территория имеет высокую степень пригодности для размещения полигона.

Обещанного три года ждут

Впрочем, ждать «скорого счастья» – одномоментного избавления от всех накопившихся и вновь поступающих проблем – не приходится. По оценкам экспертов, путь от изысканий до окончания строительства будет отнюдь не быстрым и составит около трех лет.

Само включение объекта в территориальную схему по обращению с ТКО не означает автоматического начала строительства: необходимо будет провести уже официальные изыскания по всей процедуре по требованиям Градостроительного кодекса, пройти государственную экологическую экспертизу с обязательным общественным обсуждением оценки воздействия на окружающую среду. Затем необходимо получить распоряжение Председателя Правительства РФ о переводе статуса участка из земель государственного лесного фонда в земли промышленности, и на это тоже может потребоваться не менее года. Еще столько же времени займет разработка проекта.

– Отмечу, что в нашем случае пройти государственную экологическую экспертизу будет очень непросто, – считает Евгений Фоменко. – Проводить ее будет департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, самый «жесткий» в России, который досконально рассматривает все проектные решения и возможные риски.

Вместе выгоднее

Всего на территории Поморья запланировано три крупных межмуниципальных объекта обращения с ТКО: в Вельском районе, в Архангельской и Котласской агломерациях.

По мнению Евгения Фоменко, создание таких объектов оправдано со всех точек зрения.

– Во-первых, строить новый объект, который соответствует требованиям природоохранного законодательства, гораздо дешевле, чем приводить в соответствие с современными нормами старые полигоны, срок эксплуатации которых ограничен, – считает зампред правительства. – Во-вторых, повысится эффективность государственного экологического и общественного контроля, потому что всегда легче осуществлять надзор за одним объектом, чем за несколькими. В-третьих, и это тоже очень важно, создание межмуниципальных объектов не позволит существенно увеличить плату, взимаемую с граждан.

Экономическая целесообразность – во главе угла. Как не раз звучало на заседаниях общественной комиссии по выбору места межмуниципального полигона, если у каждого крупного населенного пункта строить объект обращения с ТКО и сортировочный центр, уменьшится транспортное плечо, но затраты на строительство трех полигонов вместо одного будут намного выше, и это приведет к росту тарифа.

– По предварительным расчетам агентства, если вместо одного полигона в Архангельске строить три небольших у действующих полигонов, расходы на захоронение отходов увеличатся почти на 2 миллиарда рублей, на обработку – на 3,4 миллиарда, – такие цифры озвучила на общественной комиссии руководитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Елена Попова. – Это очень большие деньги, и найти инвестора, который бесплатно их вложит, мы не сможем. Поэтому все суммы инвестиций необходимо просчитывать с учетом возврата процентов по займам на капитальные вложения. Они также возрастают практически в два раза.

Что же будет построено?

Как отметил представитель регионального правительства, на данный момент концепция Архангельского межмуниципального полигона не имеет аналогов в Северо-Западном федеральном округе. В субъекте построены два новых объекта – в Мурманске и Вологде, но мощностей по переработке ТКО там не предусмотрено.

Как и любой типовой проект, Архангельский полигон будет состоять из пункта сортировки отходов, переработки и площадки биокомпостирования для органических отходов. По данным представителя проектного института «Волгограднефтепроект» – организации, которая построила подобные комплексы в нескольких российских регионах, около 10 процентов всех поступающих на полигон отходов (по объему, а не по массе) составляют так называемые крупногабаритные отходы, еще около 10% – строительные. Из оставшихся 80% только 45% пригодны для сортировки и последующего вторичного использования (упаковка, пластик, жестяные банки). Органические отходы вместе с технологической щепой, листвой и измельченными обрезками деревьев направляются на биокомпостирование, что позволяет избежать образования биогазов и, как следствие, неприятных запахов.

На одной из встреч с общественностью поселка Катунино, которую информируют о ходе работ, проектировщик обратил особое внимание на вступившие в силу изменения в экологическом законодательстве, которые существенно ужесточают требования к проектированию и эксплуатации полигонов ТКО.

Например, если ранее уровень грунтовых вод на полигоне должен был быть на отметке не менее одного метра, то сейчас это два метра. Другая особенность касается фильтрата, который образуется на участке размещения отходов. Если раньше допускалось его собирать и им же увлажнять отходы, то по новым стандартам фильтрат должен быть очищен и обеззаражен. Это экономически нецелесообразно, поэтому применяется дорогостоящая технология уничтожения фильтрата в инсинераторе.

Сказать точнее, какой объект будет построен близ поселка Катунино, сейчас сложно, так как решение будет приниматься после начала работы регионального оператора. Необходимо изучить морфологию отходов, собираемых в агломерации трех крупнейших городов Архангельской области, чтобы определиться, какие преобладают полезные фракции, подлежащие переработке. Никто не будет вкладываться в проекты строительства перерабатывающих мощностей без понимания объемов поступаемого вторсырья.

– Мы активно взаимодействуем с единым экологическим оператором, который на уровне Федерации курирует переход на новую систему и до 2024 года должен помочь построить в России 200 мусороперерабатывающих предприятий, – рассказал Евгений Фоменко. – Наш регион попал в список 20 пилотных субъектов, и мы планируем построить действительно передовой объект. Главная задача правительства области состоит в том, чтобы наши земляки увидели изменения к лучшему в процессе переработки и утилизации отходов.

Фото: dvinanews.ru

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 25 июля 2019 г.