26 сентября 2014

Мэр царствует, менеджер управляет

Новый закон, несколько месяцев служивший предметом бурного обсуждения в Архангельской области, прошел депутатские слушания. Полное название документа «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления».

Избрать достойных

О чем речь в законе? О принципиально новой системе руководства муниципальными образованиями, когда глава администрации осуществляет стратегическое руководство территорией и представительские функции (награждает, встречает иностранные делегации, выступает на торжественных церемониях и т. д.), а городской управляющий (сити-менеджер) занят текущей работой: ремонтом дорог, строительством социального жилья, подготовкой коммунальной инфраструктуры к зиме.

При этом кандидатура городского менеджера проходит через сито конкурсной комиссии, а затем комиссия из представителей общественности, депутатского корпуса и исполнительной власти выносит одобренную кандидатуру на суд депутатов.

И уже депутаты утверждают ее, с сити-менеджером заключается контракт, который может быть расторгнут, если он оказался неэффективным руководителем. Двойной фильтр (комиссия и депутаты) должен отсеять случайных людей.

Глава (мэр) тоже проходит двойной фильтр. Сначала его избирает население как депутата, затем коллеги по представительному органу выбирают его спикером и одновременно главой муниципального образования. Таким образом, риск того, что у руля городской или сельской территории окажется неготовый к несению бремени власти человек, также существенно уменьшается. Двойная ответственность – перед депутатами (возможность переизбрания) и перед избирателями (возможность отзыва главы из депутатов).

Заместитель губернатора по региональной политике Сергей Ковалев в своем выступлении перечислил преимущества новой системы: четкое разделение представительских и хозяйственных функций между главой и сити-менеджером, конкретные требования к претенденту на право руководства муниципальным хозяйством, возможность расторжения контракта с неэффективным руководителем в судебном порядке. Демократична ли такая система? А почему нет, если обе должности выборные?

В данном случае принцип демократии дополняется «меритократией» (политологический термин, переводимый как «власть достойных»).

Муниципальные главы – за реформу

Выступившие в ходе слушаний главы районов Архангельской области (Валентина Рудкина, Светлана Бральнина, Николай Хромцов и другие) поддержали готовящуюся реформу местного самоуправления в области.

Наряду с изменением системы руководства муниципалитетами она предусматривает передачу целого ряда полномочий поселений на уровень района, так как сегодня из-за недостаточной финансовой базы сельская власть не может решать многие насущные вопросы, например в сфере ЖКХ.

Основной же темой обсуждения стало разделение полномочий главы и сити-менеджера. Как заявила глава Котласского района, председатель правления Конгресса муниципальных образований области Светлана Бральнина, управленческие функции должны осуществлять «люди, имеющие опыт муниципальной службы, которые были бы профессионалами своего дела».

Свои аргументы в пользу сити-менеджерства у главы Общественной палаты области Александра Тарана. Как человек, многие годы руководивший региональным департаментом образования, он буквально с содроганием вспоминает: всякий раз, когда в районе или городе избирался новый глава, руководители системы образования отправлялись в отставку, терялись многие ценные кадры, а на их место приходили люди из команды нового главы. Об этом хорошо знает и председатель Холмогорского районного Собрания, директор школы Римма Томилова, поддержавшая реформу. Новая система разделения полномочий позволит избежать кадровой чехарды и в управлении образованием, и в других сферах деятельности.

Во многих выступлениях жесткой критике было подвергнуто руководство областного центра. Даже лидер коммунистов областного Собрания Александр Новиков, не поддержавший муниципальную реформу, резко раскритиковал мэра Виктора Павленко за популизм и демагогию. Особенно же непримирим к городской власти был руководитель регионального отделения Союза архитекторов Геннадий Ляшенко.

Досталось руководству Архангельска прежде всего за градостроительную политику: разрушение исторического ансамбля города, вырубку зеленых насаждений под сомнительные стройки, превращение общественных слушаний в хорошо срежиссированные спектакли с минимальным количеством профессионалов. Смена структуры власти в городе должна положить конец архитектурно-строительной анархии.

По словам председателя Собрания депутатов Котласа Александра Степанова, критериями отбора кандидата в сити-менеджеры должны быть честность, умение создать команду, слышать и слушать людей и профессионализм. А выбор управляющего – за депутатами.

Избрать достойных

О чем речь в законе? О принципиально новой системе руководства муниципальными образованиями, когда глава администрации осуществляет стратегическое руководство территорией и представительские функции (награждает, встречает иностранные делегации, выступает на торжественных церемониях и т. д.), а городской управляющий (сити-менеджер) занят текущей работой: ремонтом дорог, строительством социального жилья, подготовкой коммунальной инфраструктуры к зиме.

При этом кандидатура городского менеджера проходит через сито конкурсной комиссии, а затем комиссия из представителей общественности, депутатского корпуса и исполнительной власти выносит одобренную кандидатуру на суд депутатов.

И уже депутаты утверждают ее, с сити-менеджером заключается контракт, который может быть расторгнут, если он оказался неэффективным руководителем. Двойной фильтр (комиссия и депутаты) должен отсеять случайных людей.

Глава (мэр) тоже проходит двойной фильтр. Сначала его избирает население как депутата, затем коллеги по представительному органу выбирают его спикером и одновременно главой муниципального образования. Таким образом, риск того, что у руля городской или сельской территории окажется неготовый к несению бремени власти человек, также существенно уменьшается. Двойная ответственность – перед депутатами (возможность переизбрания) и перед избирателями (возможность отзыва главы из депутатов).

Заместитель губернатора по региональной политике Сергей Ковалев в своем выступлении перечислил преимущества новой системы: четкое разделение представительских и хозяйственных функций между главой и сити-менеджером, конкретные требования к претенденту на право руководства муниципальным хозяйством, возможность расторжения контракта с неэффективным руководителем в судебном порядке. Демократична ли такая система? А почему нет, если обе должности выборные?

В данном случае принцип демократии дополняется «меритократией» (политологический термин, переводимый как «власть достойных»).

Муниципальные главы – за реформу

Выступившие в ходе слушаний главы районов Архангельской области (Валентина Рудкина, Светлана Бральнина, Николай Хромцов и другие) поддержали готовящуюся реформу местного самоуправления в области.

Наряду с изменением системы руководства муниципалитетами она предусматривает передачу целого ряда полномочий поселений на уровень района, так как сегодня из-за недостаточной финансовой базы сельская власть не может решать многие насущные вопросы, например в сфере ЖКХ.

Основной же темой обсуждения стало разделение полномочий главы и сити-менеджера. Как заявила глава Котласского района, председатель правления Конгресса муниципальных образований области Светлана Бральнина, управленческие функции должны осуществлять «люди, имеющие опыт муниципальной службы, которые были бы профессионалами своего дела».

Свои аргументы в пользу сити-менеджерства у главы Общественной палаты области Александра Тарана. Как человек, многие годы руководивший региональным департаментом образования, он буквально с содроганием вспоминает: всякий раз, когда в районе или городе избирался новый глава, руководители системы образования отправлялись в отставку, терялись многие ценные кадры, а на их место приходили люди из команды нового главы. Об этом хорошо знает и председатель Холмогорского районного Собрания, директор школы Римма Томилова, поддержавшая реформу. Новая система разделения полномочий позволит избежать кадровой чехарды и в управлении образованием, и в других сферах деятельности.

Во многих выступлениях жесткой критике было подвергнуто руководство областного центра. Даже лидер коммунистов областного Собрания Александр Новиков, не поддержавший муниципальную реформу, резко раскритиковал мэра Виктора Павленко за популизм и демагогию. Особенно же непримирим к городской власти был руководитель регионального отделения Союза архитекторов Геннадий Ляшенко.

Досталось руководству Архангельска прежде всего за градостроительную политику: разрушение исторического ансамбля города, вырубку зеленых насаждений под сомнительные стройки, превращение общественных слушаний в хорошо срежиссированные спектакли с минимальным количеством профессионалов. Смена структуры власти в городе должна положить конец архитектурно-строительной анархии.

По словам председателя Собрания депутатов Котласа Александра Степанова, критериями отбора кандидата в сити-менеджеры должны быть честность, умение создать команду, слышать и слушать людей и профессионализм. А выбор управляющего – за депутатами.

Поделиться
5013