6 февраля 2022

«Меня здесь носят на руках»: Есении Лопатиной инвалидное кресло не мешает учиться в университете

Есении 24 года, она учится на четвертом курсе САФУ и собирается стать психологом. В 2014 году в результате аварии девушка сломала позвоночник – с этого момента началась жизнь в инвалидном кресле.

«Меня здесь носят на руках»: Есении Лопатиной инвалидное кресло не мешает учиться в университете

Профессия по обстоятельствам

Мысль о том, чтобы стать психологом, пришла к Есении еще до травмы.

– Мне часто говорили, что я эмпатичная, со мной приятно общаться, что разговоры со мной о проблемах помогают. Советовали идти на психолога, но это все, конечно, было в форме шутки.

Школа, университет, работа – понятный сценарий для многих людей. Но для Есении эти планы стали казаться несбыточными: авария перевернула все с ног на голову. Нужно было сдать ЕГЭ и заняться реабилитацией, о поступлении больше речи не шло.

– Мысли были такие: сначала я восстанавливаюсь, а потом буду жить. Но вдруг понимаешь, что реабилитация – процесс долгий, неизвестно, когда ты окончательно восстановишься. К тому же восстановлюсь я, а как дальше действовать, когда за плечами ничего?

После травмы Есении писали в Интернете. Люди, попавшие в похожую ситуацию, просили помощи, делились опытом, задавали вопросы.

– Проходя свой путь, я не общалась с психологами – доверять в таких ситуациях сложно. Мы, те, кто попал в коляску не с рождения, обращаемся за помощью друг к другу, потому что понимаем и доверяем, у нас похожий опыт. Тебе становится сложно осознавать себя в новой роли, в новом пространстве, смотреть на жизнь с нового ракурса. Я до сих пор не до конца с этим справилась: случаются моменты, когда мне так досадно оттого, что я чего-то не могу. Поэтому я поступила на психологию: хотела помогать таким же, как я.

Учеба помогает Есении разобраться в себе. Полученные на занятиях знания – подспорье в трудных ситуациях. Даже общаться с другими людьми стало проще, легче понимать и поддерживать.

Первая в программе

– Мне предложили поучаствовать в проекте проверки доступной среды в Архангельске. Из-за проекта я узнала, что в Научной библиотеке САФУ есть программа помощи ребятам с инвалидностью и возможности для обучения. Я была первым студентом в этой программе, тогда никто до конца не понимал, как это будет работать.

Студенты с инвалидностью уже обучались в САФУ, когда Есения поступила, но она стала первой на инвалидном кресле, первой, кто запросил общежитие, – девушка родом из Няндомы. В общежитии выделили комнату – просторную, с отдельной кухней и уборной, поставили поручни и пандус.

Для комфортного обучения адаптируют среду, но в остальном процесс остается тем же: группа, занятия, задания. Директорат помогает решить возникающие вопросы, наладить контакт с преподавателями. Сейчас, по состоянию здоровья, Есения обучается дистанционно. Эта возможность – один из вариантов учебы для людей с инвалидностью. По заснеженным улицам сложно добираться до корпуса. К тому же обучение совпадает с реабилитацией.

Нужно лишь обратиться – и все возможно

Главным подспорьем для студентов с инвалидностью в САФУ является ресурсный центр инклюзивного образования.

– Здесь нам помогают найти доступные увлечения, кружки, хобби, отвечают на все вопросы и решают все проблемы. Можно проявить инициативу – руководство откликнется. На первом курсе я обратилась за помощью в поиске внеучебных занятий. Мне предложили проект, в котором люди с инвалидностью танцуют. На первом курсе я хотела руководить каким-нибудь проектом: решила вести кружок с играми для студентов. Сотрудники центра выделили аудиторию и время. Нужно лишь обратиться – и все возможно.

Цель ресурсного центра – обеспечить инклюзивность образования в САФУ. Центр оснащен специальным оборудованием: для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть специализированная мебель, накладки на клавиатуру и джойстик, выполняющий функцию компьютерной мышки.

Для обучающихся с нарушениями зрения есть тифлотехника: лупы, видеоувеличители, тифлокомпьютер, тифлопринтер, брайлевские дисплеи, читающая и сканирующая машинки, портативный тифлоплеер.

Также в центре имеется инновационное оборудование: сенсорный напольный терминал с программным обеспечением, преобразующим информацию для лиц с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в доступную для них форму. Для обучения студентов с нарушением слуха предусмотрено использование звукоусиливающей аппаратуры, в центре имеются аудиокласс, акустическая система Front Row, компьютерная техника.

Сотрудники оказывают психологическую помощь, помогают адаптироваться, найти соратников и возможности для саморазвития.

Помимо ресурсного центра Есении помогают и другие студенты.

– Я никогда не чувствовала себя чужой в общении с другими студентами. Меня не отталкивали. Молодые люди готовы адаптироваться, помогать, идти навстречу. Неважно, есть у тебя инвалидность или нет. Меня часто здесь носили на руках прямо на коляске, когда было сложно пробраться по снегу. Не нужно даже просить.

Активная студентка

– Я участвовала во многих внеучебных проектах, как университетских, так и городских, чаще всего они были связаны с инклюзивностью. Мне хотелось донести людям, что мы, ребята с инвалидностью, такие же, как все, только нужны условия, которые дадут возможности быть как все.

Обучение в САФУ комфортное и разностороннее, но есть куда расти.

– Мне бы хотелось, чтобы людей с инвалидностью включали еще и в проекты, не связанные с инклюзивностью. Нам рассказывают про общеуниверситетские мероприятия, но нужна помощь, чтобы влиться в процесс. Иногда боишься куда-то пойти, потому что не знаешь, есть ли возможность элементарно добраться до места, не застрянешь ли ты в проходе на коляске.

Выпускной четвертый курс – лишь этап в обучении Есении. Дальше девушка планирует поступать в магистратуру. В САФУ для этого есть все возможности.

Мария Вершинина

Поделиться
115406