17 сентября 2015

Масштабные реконструкции и секретные материалы

Более трех лет энтузиасты из объединения «Хорошие люди» создавали картину о прифронтовом Архангельске. Наконец, на прошлой неделе в зале Дома детского творчества с аншлагом прошла премьера документального фильма «Архангельск 1941–1945»– второго в цикле видеоуроков «Телевизионная Книга Памяти». 

Точка невозврата 

– Фильм о тех, кто не на фронте, но в тылу сквозь боль, тяжелый труд и порой неимоверный страх приближал День Победы, – рассказал перед показом автор фильма Александр Антонов.  Несколько лет он вместе с единомышленниками трудился над картиной, хронометраж которой – чуть более тридцати минут. Один только монтаж ленты занял почти четыре месяца.  В съемках энтузиастам помогли министерство по делам молодежи и спорту, центр «Патриот». Проект одобрил и губернатор.  Фильм по замыслу предназначается для довольно узкой аудитории – школьников области, которым учителя смогут показать военный Архангельск на уроках истории. Но увидеть картину было бы не менее интересно каждому жителю региона. Фильм открывает эпизод в госпитале, расположенном в одной из школ Архангельска. В кадре – настоящие операционные сестры и хирург, медицинское оборудование 1940-х годов. СГМУ предоставил съемочной группе экспонаты музея и специалистов.  Скрип пилы о кость отдается скрипом в зубах. На экране довольно натуралистично показана одна из самых страшных операций – ампутация, необходимая в жестких условиях тыловой медицины. Зрители морщатся, закрывают лицо ладонями. Но это именно та точка невозврата, после которой начинаешь близко к сердцу воспринимать все, о чем говорится в картине. 

Первая серия цикла «Телевизионная Книга Памяти» уже вышла. Она посвящена школе Соловецких юнг

«Дело о четырех лейтенантах»

События в фильме расположены во временном пласте от открытия госпиталей в начале войны к 9 мая 1945-го. Причем впервые в истории архангельского телевидения использованы масштабные сцены реконструкции событий. А там, где воспроизвести ключевые пункты в истории города воинской славы невозможно, выручают хроника, графика и воспоминания очевидцев. Звуки печатной машинки постоянно сопровождают кадры – они фиксируют факты (шифры, позывные, телеграммы).  Поставки по ленд-лизу, голод, бомбежки, борьба медиков с цингой даны в фотографиях, видеокадрах из архивов, в интервью непосредственных участников событий (эксклюзивно записаны детские воспоминания архитектора Юрия Барашкова и моряка северных конвоев из Великобритании Эрнеста Дэвиса).  Использована и компьютерная графика.  – Без нее показать сцену бомбежки АЛТИ было невозможно. Это самый дорогостоящий кусок фильма. С нами работали специалисты из других городов, – отметил Александр Антонов.  Наиболее сильные с точки зрения драматургии события, о которых не расскажешь в сухих фактах, о которых не сохранилось хроники, не зря решили реконструировать. Так, история о четырех диверсантах, заброшенных в Архангельск для передачи информации противнику в мае 1943 года, а затем успешно перевербованных советскими военными, публикуется впервые.  В основу сюжета легли подлинные документы архива Регионального управления ФСБ России по Архангельской области – Ранее данные были засекречены. Я работала с реальными уголовными делами, брала протоколы. Допрос, который экранизирован в фильме, слово в слово воспроизведен актерами. Волнительно было рассматривать фотографии реальных людей, описание задержания, их письма на родину, дневники и проникаться их судьбой, – рассказала сценарист картины Валерия Пуминова.

Планы пока в секрете

Не менее интересен сюжет о партизанском движении архангелогородцев. Совершая изнурительные заходы в тыл врага, они тоже приближали Победу. Также натурально воспроизведена и батальная сцена – один из боев 12-й бригады морской пехоты Северного флота в рамках Петсамо-Киркенесской операции. Самый трогательный и завершающий эпизод – марширующая по набережной колонна курсантов Архангельского мореходного училища, утром 9 мая 1945 года несущая городу весть о Победе. И, конечно, слезы, объятья, песни и митинги. Техничность, динамичность и четко выстроенную драматургию картины немного портит убыстренный темп – видно, что авторы были стеснены в хронометраже, но старались вместить в фильм максимум фактов.  – Сложно было вычленить основное, потому что, пока пишешь сценарий, проникаешься к каждой строчке, каждой истории, а во времени мы были очень ограничены. Старались показать все максимально лаконично, но в то же время понятно, – поделилась Валерия Пуминова. Но, поскольку фильм будут смотреть в первую очередь дети на уроках истории, учителю ничто не мешает остановить запись и позволить ученикам записать даты, названия и имена.  О дальнейших творческих планах «Хорошие люди» пока не распространяются.  – Мы сейчас отдыхаем и наблюдаем, как зрителям нравятся два вышедших фильма. Уже есть мысли по поводу будущих картин, но пока они в секрете, – сказал Александр Антонов.

Точка невозврата 

– Фильм о тех, кто не на фронте, но в тылу сквозь боль, тяжелый труд и порой неимоверный страх приближал День Победы, – рассказал перед показом автор фильма Александр Антонов. 

Несколько лет он вместе с единомышленниками трудился над картиной, хронометраж которой – чуть более тридцати минут. Один только монтаж ленты занял почти четыре месяца. 

В съемках энтузиастам помогли министерство по делам молодежи и спорту, центр «Патриот». Проект одобрил и губернатор. 

Фильм по замыслу предназначается для довольно узкой аудитории – школьников области, которым учителя смогут показать военный Архангельск на уроках истории. Но увидеть картину было бы не менее интересно каждому жителю региона.

Фильм открывает эпизод в госпитале, расположенном в одной из школ Архангельска. В кадре – настоящие операционные сестры и хирург, медицинское оборудование 1940-х годов. СГМУ предоставил съемочной группе экспонаты музея и специалистов. 

Скрип пилы о кость отдается скрипом в зубах. На экране довольно натуралистично показана одна из самых страшных операций – ампутация, необходимая в жестких условиях тыловой медицины. Зрители морщатся, закрывают лицо ладонями. Но это именно та точка невозврата, после которой начинаешь близко к сердцу воспринимать все, о чем говорится в картине. 

Первая серия цикла «Телевизионная Книга Памяти» уже вышла. Она посвящена школе Соловецких юнг

«Дело о четырех лейтенантах»

События в фильме расположены во временном пласте от открытия госпиталей в начале войны к 9 мая 1945-го. Причем впервые в истории архангельского телевидения использованы масштабные сцены реконструкции событий. А там, где воспроизвести ключевые пункты в истории города воинской славы невозможно, выручают хроника, графика и воспоминания очевидцев. Звуки печатной машинки постоянно сопровождают кадры – они фиксируют факты (шифры, позывные, телеграммы). 

Поставки по ленд-лизу, голод, бомбежки, борьба медиков с цингой даны в фотографиях, видеокадрах из архивов, в интервью непосредственных участников событий (эксклюзивно записаны детские воспоминания архитектора Юрия Барашкова и моряка северных конвоев из Великобритании Эрнеста Дэвиса). 

Использована и компьютерная графика. 

– Без нее показать сцену бомбежки АЛТИ было невозможно. Это самый дорогостоящий кусок фильма. С нами работали специалисты из других городов, – отметил Александр Антонов. 

Наиболее сильные с точки зрения драматургии события, о которых не расскажешь в сухих фактах, о которых не сохранилось хроники, не зря решили реконструировать. Так, история о четырех диверсантах, заброшенных в Архангельск для передачи информации противнику в мае 1943 года, а затем успешно перевербованных советскими военными, публикуется впервые. 

В основу сюжета легли подлинные документы архива Регионального управления ФСБ России по Архангельской области

– Ранее данные были засекречены. Я работала с реальными уголовными делами, брала протоколы. Допрос, который экранизирован в фильме, слово в слово воспроизведен актерами. Волнительно было рассматривать фотографии реальных людей, описание задержания, их письма на родину, дневники и проникаться их судьбой, – рассказала сценарист картины Валерия Пуминова.

Планы пока в секрете

Не менее интересен сюжет о партизанском движении архангелогородцев. Совершая изнурительные заходы в тыл врага, они тоже приближали Победу. Также натурально воспроизведена и батальная сцена – один из боев 12-й бригады морской пехоты Северного флота в рамках Петсамо-Киркенесской операции. Самый трогательный и завершающий эпизод – марширующая по набережной колонна курсантов Архангельского мореходного училища, утром 9 мая 1945 года несущая городу весть о Победе. И, конечно, слезы, объятья, песни и митинги.

Техничность, динамичность и четко выстроенную драматургию картины немного портит убыстренный темп – видно, что авторы были стеснены в хронометраже, но старались вместить в фильм максимум фактов. 

– Сложно было вычленить основное, потому что, пока пишешь сценарий, проникаешься к каждой строчке, каждой истории, а во времени мы были очень ограничены. Старались показать все максимально лаконично, но в то же время понятно, – поделилась Валерия Пуминова.

Но, поскольку фильм будут смотреть в первую очередь дети на уроках истории, учителю ничто не мешает остановить запись и позволить ученикам записать даты, названия и имена. 

О дальнейших творческих планах «Хорошие люди» пока не распространяются. 

– Мы сейчас отдыхаем и наблюдаем, как зрителям нравятся два вышедших фильма. Уже есть мысли по поводу будущих картин, но пока они в секрете, – сказал Александр Антонов.

Поделиться
10518